Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 02 Мар 2019, 11:20 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| ЮРИЙ БАШМЕТ: «ВДРУГ ПОЯВИЛСЯ МОЩНЫЙ МАЛЬЧИК - ГОСУДАРСТВО РОССИЯ»
Один из альтов, на котором играет Юрий Башмет, был создан в 1758 г.
В Сочи проходит XII Зимний международный фестиваль искусств Ю.Башмета, ставший за эти годы мероприятием мирового масштаба. «АиФ» побеседовал о национальной гордости с его руководителем.
- Много лет назад в интервью «АиФ» вы сказали, что когда-то чувствовали за собой мощь Советского Союза. Потом всё рухнуло, и к нам стали относиться как к людям 3-го сорта. А сейчас как? - Конечно, сейчас всё вернулось. Я чувствую мощь своей страны. Иностранные телеканалы часто берут у меня интервью, в лоб вопросы серьёзные задают. «А как русские люди реагируют на западные выпады, на санкции?» Я отвечаю: «Ну как реагируют? В принципе это хороший толчок для саморазвития». Против нас идёт информационная война. Это понятно. Вдруг появился мощный мальчик - я имею в виду государство Россия. Не нравится. А самое главное - они просто завидуют: у них нет Путина. Ни у кого! Нигде лидера с таким талантом нет! Вот они сидят и злятся.
- Может, на внешней политической арене у нас всё круто, Юрий Абрамович. Но внутри страны очень много недовольства. Из 20 новостей 19 - про те или иные проблемы. - Так везде в мире сейчас недовольство! Италия вся трещит, причём уже давно. Сколько кризисов там было. У них большая беда с зарплатами. В лёгкую нарушаются законы, выплат можно ждать целый год. А у людей семьи. В Швейцарии меньше недовольства, но и там не без проблем. Дорого всё очень. В их лучшем симфоническом оркестре есть несколько русских, с которыми я в перерывах между выступлениями общался. Они безумно боятся потерять работу, поэтому держатся зубами за место. Там дисциплина невероятная: выходит дяденька, показывает на часы - на минуту опоздать нельзя. Иначе огромный штраф.
- А что делаете вы, если музыканты опаздывают? - Да ничего не делаю, они не так уж и опаздывают. Все же понимают, что надо знать материал, быть готовым к концерту.
- XII Зимний фестиваль искусств Ю.Башмета традиционно стартовал вашим с К.Хабенским спектаклем «Не покидай свою планету». Там есть фраза: «Людей носит ветром, у них нет корней». Вы сами много ездите по миру. Как живут те, кто покинул Россию? - По-разному. Кто-то хорошо устраивается - в материальном смысле. Например, Ростропович был там в полном порядке - по позиции, по гонорарам, по всему. И всё равно он бесконечно страдал и скучал по России, по своей родине. Есть те, кто плохо устроен, и вот они мучаются. Например, в Германии всё рассчитано до евро, каждую копейку считают - я это знаю точно, у меня брат там оказался в такой ситуации. А есть пофигисты, которым и здесь всё равно, и там всё равно - их обеспечивают соц. минимумом, и этого достаточно. На самом деле это глубокая мысль - про корни. У русских есть какой-то моральный стержень, который не позволяет совершить много чего плохого. Есть у нас какие-то законы общечеловеческие. Они близки к библейским: не убий, не укради. И тот, кто покидает страну, по сути, очень близок к нарушению общих понятий. Не хочу обижать тех, кто уехал, это их дело. Но они всё-таки не очень счастливые.
- На афишах фестиваля в Сочи вашей рукой крупно написано слово «Сопереживание». Кому, чему вы сочувствуете? Что вообще происходит в душе Башмета как человека, музыканта, гражданина России? - Мне кажется, каждому нужен смысл жизни. Ежедневный. Сопереживание в хорошем смысле. Участие, сопричастность.Вы знаете, нас сейчас со Всероссийским юношеским СО, созданным мною несколько лет назад, очень похвалили в Берлине. В ходе «Русских сезонов» мы давали большой концерт в Германии, который прошёл триумфально. Когда-то мы во всех городах нашей огромной страны собирали талантливых малышей, а сейчас это уже сложившиеся музыканты. В этом юношеском коллективе каждый представляет какой-то российский город - Хабаровск, Владивосток, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Ярославль и др. Наши таланты нужно обязательно миру показывать! Через шедевры музыки, классической и современной, доносить прекрасное до людей. Если бы вы видели, как радовались немцы на том концерте. Особенно им понравилась Седьмая симфония Шостаковича. Правда, думаю, они не особо понимали её смысл. Вряд ли знали, как и где композитор создавал её (в блокадном Ленинграде). А я в тот момент думал: здорово, что мы победили.
- Но фашизм, к сожалению, в иных местах вновь поднимает голову. Вы сегодня можете приехать в свой родной Львов с концертами? - Планов туда поехать у меня нет - это рискованно. Надеюсь, ситуация всё-таки разрешится. Но сейчас всё выглядит так, будто это навсегда. Там у меня похоронены родители, дедушка, бабушка, брат. Есть друг детства, который следит за их могилами. А сам я туда не еду - получил предупреждение через моих детей, которым написали в Интернете. Мол, приедешь - кирпичом по голове получишь. То есть сначала гордились-гордились, а после Крыма исключили из состава почётных профессоров местной академии музыки. Да ещё и на весь мир сообщили об этом. Тех, кто меня учил, уже нет в живых - возраст. Но они прекрасно преподавали, и вкус, и качество, и традиции там были замечательные.
- Вы сегодня выступали с температурой. Как любимый альт реагирует на моральное и физическое состояние владельца? - Это очень гармоничный инструмент, помогает и когда мне грустно, и когда хорошо. К тому же настроение музыканта не имеет значения: его создают само произведение, вложенная информация и душа автора. Шуберта, например. Мгновенно сам переключаешься в это состояние. А вот физическое состояние - совсем другое. Если заболеешь, альт это чувствует. Это да, есть разница в звучании. Я хриплым голосом говорю и мой инструмент тоже. Сегодня, когда разыгрывался, сразу понял: он тоже хрипит, бедный. Ольга Шаблинская 02.03. 2019. АИФ http://www.aif.ru/culture....rossiya
«РУССКИЙ ПАГАНИНИ», «ДЕМОН С АЛЬТОМ», ХУЛИГАН. Факты из жизни Юрия Башмета
За время своего существования оркестр Ю.Башмета «Новая Россия» дал более 500 концертов в России и за рубежом
Народный артист СССР, худрук и гл. дирижёр ГСО «Новая Россия» Ю.Башмет родился 24 января 1953 г. в Ростове-на-Дону. Прожил он в донской столице всего 5 лет своего детства, но здесь его знают и любят, рады каждой новой встрече с маэстро. В 2013 г. он организовал в донской столице международный муз. фестиваль и открыл на базе Ростовской консерватории региональный образовательный центр для юных талантов. А в 2014-м ему было присуждено звание «Почётный гражданин Ростова-на-Дону».На торжестве Башмет признался, что награда стала для него приятной неожиданностью: «Более 40 лет в разных городах мира в каждой программе было указано место моего рождения – Ростов-на-Дону. И хотя я уехал отсюда ещё ребёнком, я счастлив и горжусь тем, что родился в прекрасном городе Ростове-на-Дону» - говорил музыкант, обращаясь к своим землякам.
Музыке Юрий учился в средней спецшколе Львова, куда его отца Абрама Борисовича перевели работать в управление железной дороги. «Чтобы я не стал бандитом, мама решила, что у меня должно появиться какое-то занятие, увлечение», – так маэстро скажет позже о приобщении к музыке. В школьные годы единственными достижениями Юры был юношеский разряд по фехтованию и 5 по физкультуре. По остальным предметам в дневнике стояли тройки. В 1972 г. за 1500 руб. он купил инструмент миланского мастера Паоло Тесторе, на котором играет до сих пор. Альт был изготовлен без малого за 200 лет до рождения музыканта – в 1758 г. Деньги юноша заработал, исполняя песни из репертуара ансамбля «Битлз» на танцах. Играл на гитаре «Вокс» – той же самой марки, что и у Д.Харрисона. Во время учёбы в Москве Юрий впервые выступал в БЗ Московской консерватории с симфоническим оркестром.
«Концерт мне очень понравился, а на 30 руб., полученных за него, я в общежитии купил замечательные, первые в моей жизни фирменные голубые брюки», - расскажет альтист в одном из интервью. Безусловно, успеха в жизни Башмет достиг благодаря своему таланту и труду. Но известно также, что определяющие события в его карьере произошли случайно. За дирижёрский пульт он встал, потому что надо было заменить заболевшего маэстро В.Гергиева. И даже в класс альта поступил, потому что в скрипичном уже не было мест.
После окончания Московской консерватории Башмет ведёт активную концертную деятельность как альтист. Выступает в лучших КЗ Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Становится первым музыкантом в истории, доказавшим возможности альта как солирующего инструмента. Но сначала, в 1976-ом, он выиграл международный конкурс в Германии, который был организован Баварским радио и телевидением. Победитель отправился в гастрольную поездку по 17 городам принимающей страны и сразу же прославился. Так началась сольная карьера Юрия Башмета. Сегодня музыкант владеет практически всем альтовым репертуаром. Он стал первым альтистом за 230 лет, которому разрешили играть на альте Моцарта в Зальцбурге. Дирижёрскую деятельность Юрий Абрамович начал в 1985 г. Через год создал камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 2008 г. этот коллектив получил муз. премию Grammy Американской академии звукозаписи как лучший камерный ансамбль, причём, за полностью русский диск.
С 2002 г. Ю.Башмет – худрук и гл. дирижёр ГСО «Новая Россия» (Москва). За время своего существования этот коллектив дал более 500 концертов в России и за рубежом.Также у Башмета вышло 45 компакт-дисков. В репертуаре маэстро около 200 муз. произведений. Он признан лучшим альтистом современности, которому композиторы специально написали или посвятили около 40 альтовых концертов и др. муз. произведений. Для всего мира он - символ российского искусства. Его называют русским Паганини, демоном с альтом, муз. гением и хулиганом. Нарушив протокол, он целовал руку принцессе Диане, без церемоний разговаривал с королевой Елизаветой и без обиняков общался с принцем Чарльзом и Мс. Ростроповичем. В 2012-м маэстро возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр в составе 79 юных музыкантов из 28 городов страны, с которым выступает как солист и дирижёр. Он основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Курирует и другие конкурсы и фестивали, руководит собственной кафедрой в консерватории, гастролирует по всему миру, много времени уделяет общественной и благотворительной деятельности и считает себя счастливым человеком, поскольку занимается любимым делом. Маэстро владеет английским, украинским и польским языками. Говорит не без доли юмора: «Если выпью порядочно, то могу общаться с итальянцами и французами легко». По его собственному признанию, он любит русский бильярд и казино, а также кино и книги, которые читает без остановки, при этом может «не спать, не есть». Любит чёрный цвет в одежде и выступает всегда в нём. Предпочитает отмечать Новый год на даче в кругу семьи и друзей. Валентина Варцаба 24.01. 2017. АИФ http://www.rostov.aif.ru/society....ashmeta
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 05 Апр 2022, 19:45 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| ЮРИЙ БАШМЕТ: Я ГОТОВ К ЛЮБОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, НО НА ОСНОВЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Народный артист СССР, альтист и дирижер, глава 3-х коллективов, худрук более чем десятка фестивалей Ю.Башмет, появляясь в гримерке Зимнего театра Сочи, делится впечатлениями о только что опробованной им трассе "Формулы-1". Остается удивляться, как маэстро успевает столько всего, да еще и с неоспоримым успехом. Например, его Зимний международный фестиваль искусств в Сочи отмечает 15-летие, что доказывает не только востребованность высокой культуры в курортном городе, но и готовность российских и зарубежных звезд первой величины регулярно выступать не только в Москве и Петербурге.
- Юрий Абрамович, вы вообще экстремал? - В спортивном смысле редко.
- Наверное, проведение фестивалей в пандемию - вот уже 3-й год - тоже в своем роде экстрим. Сейчас, в 2022 г., стало легче? - У меня, наверное, случилось что-то постковидное с памятью. Но помню, что провели. И еще раз провели. И сейчас проводим. И мне кажется, это то, что как раз нужно людям - и нам, и нашим участникам, и слушателям. Это значит, что жизнь продолжается. Болезни были во времена и Баха, и Моцарта, и Чайковского. И пандемии были. Поэтому мы должны высоко держать знамя культуры. Да, конечно, много проблем с иностранцами, например, которых мы приглашаем.
- Иностранных артистов у вас всегда много. - Должен сказать, что они так же думают, как я. Корейская скрипачка Е Юн Чой однажды летела к нам 38 часов. Ей нужно было сделать тест, но не успел прийти результат, поэтому пришлось взять другой билет и практически вернуться, а потом лететь снова.
- Случалось ли, что кто-то отказывался участвовать, потому что боялся лететь из-за эпидситуации? - Во-первых, таких, кто вдруг не приехал, крайне мало. Но причина обычно в том, что появляются симптомы или артист не успевает сделать вторую прививку
- За 15 лет вокруг сочинского фестиваля сформировалось целое созвездие музыкантов, которые выступали здесь не раз. Например, И.Бутман или Эмир Кустурица. Как вы выбираете участников? Это близкие лично вам по духу, каким-то моральным, муз. установкам? - Либо очень талантливый молодой, подающий большие надежды музыкант, либо те, кого я знаю лично и восторгаюсь их достижениями. Например, у нас часто выступает финский пианист Олли Мустонен. Он уникальный музыкант: и пианист, и дирижер, и композитор. Я о нем знаю уже лет 40. И я знаю, что это явление, и это всегда должно быть у нас на фестивале. Главное - и у него есть желание принимать участие. Так что тут широкий диапазон, и не обязательно, чтобы это был какой-то известный на весь мир человек. Хотя и это хорошо. Приезжал джазовый пианист Чучо Вальдес, который получил много премий. И французский скрипач Жан-Люк Понти. Хочет приехать Стинг, мы с ним говорили, но пока не договорились окончательно. С Маккартни вели переговоры. Но тут все уходит в цифры.
- Гонорары? - Не только гонорары, хотя я их понимаю: человек привык, что он должен получать такие деньги. И к тому же, с ним приезжает целая команда. Это все очень дорого, и начинаешь взвешивать. За эти деньги можно еще один фестиваль сделать. Они идут на уступки, максимально "поджимаются". Так у нас было неоднократно с дорогостоящими иностранцами. С Кустурицей старая история: я тоже был у него на фестивале.
- Он приезжает к вам бесплатно? По бартеру, как говорится? - За гонорар, но очень умеренный. Так же, как я к нему. Все равно приезд музыкантов чего-то стоит. И понятно, что он очень значительная фигура. Бешено талантливый человек.
- Не каждый репертуарный театр может похвастаться таким количеством ежегодных премьер, как ваши фестивали. Как вы работаете над спектаклями? Это все ваши идеи или кто-то приходит с уже готовыми задумками? - Есть предложения, с которыми приходят сами артисты. Так было с "Не покидай свою планету": пришел К.Хабенский, который уже знал, кто будет режиссером, это его связи с В.Крамером. Он очень горел этой идеей, и я поначалу смотрел на них, как на сумасшедших. Музыку для спектакля писал Кузьма Бодров, очень удачно. А я должен был найти номер и предложил 6 вариантов не заигранного шедевра классической музыки. Но я не представлял, что они меня заставят это играть. В оригинале эту часть играет виолончель.Что касается "Фантастической Кармен", эта идея была моя. Р.Щедрин сочинил сюиту для М.Плисецкой, а существует оригинал оперы, которую даже сам П.И. Чайковский считал лучшей музыкой. Но я не подозревал, что режиссер П.Сафонов повернет в ту сторону, что все происходит в психушке.
Идея "Кроткой" принадлежит С.Гармашу. Мы уже делали какие-то совместные вещи. Я был в театре "Современник" с Костей на спектакле "Не покидай свою планету" и встретился с Сережей. Он говорит: "Надо все-таки что-то сделать, "Кроткую". С таким посылом. Я сделал вид образованного, умного человека: "Конечно, давай "Кроткую". Но я не знал тогда, что это и кто автор. Прошло несколько лет, и в Клину на репетиции писем Чайковского и Чехова Сережа мне рассказал, что написал заявление об уходе из театра. А я ему говорю: "Прекрасно, теперь у нас есть время сделать "Кроткую". К этому времени я уже знал, кто автор, но еще не знал, о чем эта повесть. Уже перед репетициями я ознакомился, и на меня текст, сама история произвели какое-то клиническое впечатление. На грани психушки, но гениально. И подумал: "Какую музыку здесь сможет сделать Кузя?" На первой репетиции я понял, что Кузя нашел прекрасный ход: у музыки состояние и фоновое, и есть серьезные находки.
- А чей "Ибсен. Recycle"? - Когда-то я говорил о сильном наследии, которое есть в мире культуры, о муз. и лит. шедеврах, одним из которых, конечно, является "Пер Гюнт". А дальше уже Д.Гринченко (исполнительный директор Зимнего фестиваля искусств) развил. Выяснилось, что у Ибсена есть еще вторая пьеса - "Бранд", которую он писал одновременно с "Пером Гюнтом", но она не стала такой же знаменитой. Вот на соединении этих 2-х пьес и возникла идея нашего спектакля. Причем главный герой одновременно является и Пером Гюнтом, и Брандом. Наш близкий друг В.Воронов написал очень интересную музыку к спектаклю. Пока этот спектакль для меня абсолютное марево. Но он очень трагический, с сильным настроением. Очень необычный, весь построенный на ощущениях.
- Некоторые художники любят оставить зрителя в замешательстве. - Ради бога. Не обязательно, чтобы все всё поняли, но надо, чтобы они понимали, что конкретно им не понятно. Должна быть основа. Мне нужно понимать, что сейчас фантазия. Я еще не дорос до того, чтобы реально блуждать. Это как у Станиславского: актер не должен плакать, пусть плачет публика. Я готов к любой импровизации, но на основе академического воспитания. Я готов переключать темпы и впрямую идти в кроссовер - пожалуйста. Но это должно быть сделано с хорошим вкусом, стильно. И должно быть понятно.
- Что вы назвали бы самыми яркими моментами фестивалей в Сочи за 15 лет? - Трудно сказать, потому что такая формулировка может понизить другие вещи.
- Конечно, это субъективная оценка. И ваше мнение может не совпадать с взглядами зрителей. Мне кажется, многим запомнилось выступление Дианы Арбениной. - Конечно, это было событие. Она талантливейший человек. Она получила возможность выступить с СО, но при этом с ней была ее ритм-группа - "Ночные снайперы". Она же пишет книжки. Я попросил сына достать мне их и обнаружил, что в ее творческой биографии есть несколько строчек и обо мне. Она называет меня "роковым музыкантом в классической музыке".
- Вы согласны с таким определением? - Почему нет? Я же когда-то делал очень много резких вещей, как сейчас делают молодые. Что-то повторяют. Например, первым не вышел во фраке, а потом и в смокинге не вышел. Это было ух! Интересная история была с "Гарольдом в Италии" Берлиоза. Мне понадобилось несколько лет, чтобы попытаться осмыслить это произведение так, как, я думаю, автор видел это. Я ушел от каких-либо традиций. Получается, что герой как бы наблюдает, не участвуя, выступает издалека. Мы долго обсуждали, как сделать так, чтобы я не стоял по 5 мин., пока играется тутти - это ведь не концерт для альта с оркестром, а симфония с солирующим альтом. Решение стало одним из моих прорывов еще в те времена, когда надо было выйти, пожать руку концертмейстеру. Я взял старинную книгу, поставил пульт с нею между первыми и вторыми скрипками, а сам выходил с оркестром так, чтобы меня не заметили. Я садился, открывал книгу, и по этому знаку дирижер начинал. Когда приходило время моего соло, я вставал, делал два шага к пульту с нотами для солиста, потом возвращался, переворачивал страницу, и дирижер начинал вторую часть. Сейчас тоже пытаются экспериментировать, доходят до каких-то совсем экстремальных выходок.
- Вообще приветствуете провокацию? - Если это очень талантливо и с хорошим вкусом, не смешивая позиции жанров. Все это должно быть сознательно. А вдруг эта провокация - начало чего-то мощного? Пробовать надо все. Но тот, кто застревает на провокациях, быстро оказывается на поводу у своего зрителя и завтра будет уже позади. Или придется выходить голым на сцену.
- Так некоторые популярные артисты и поступают. - Существуют определенные места, где ходят голыми. Знаю, что в театре есть такой спектакль, но я не видел. Это не будет жить вечно. Поэтому я говорю об образовании и вкусе. Творческие люди должны заниматься вкусом всю жизнь. Какая бы идея ни возникала, можно дойти до какой-то грани, но вкус должен тебя держать. Нельзя дойти до того, что было в Восточном Берлине. Ю.Х Темирканов приехал на генрепетицию "Евгения Онегина". Понятно, что для всех дирижеров "Евгений Онегин" - это хрестоматия. Была ультрасовременная по тем временам постановка, выезжали на сцену на мотоциклах. Это провокация, я бы даже сказал - спекуляция. В сцене письма Татьяны слова приобретали совершенно другой смысл. Будто она пишет письмо и мастурбирует. Юрий Хатуевич сказал: "Нет, ребята, это не для меня". И уехал.
- На его месте вы бы поступили так же? - Хотелось бы. Потому что я считаю, что это совершенно перебор.
- По поводу воспитания вкуса, в том числе у аудитории. Ваши фестивали во многом новаторские. Например, на нынешнем смотре в Сочи прозвучала премьера сочинения для японского губного органа "сё"Ацухико Гондаи. Экзотическая вещь, и понятно, что не сможет играться часто в России, потому что едва ли найдутся местные солисты. Для чего вы это делаете?- Конечно, этого древнего инструмента у нас нет, и нет исполнителей. Но, грубо говоря, это спокойно можно играть на баяне. Тембр очень напоминает верхние ноты баяна. Для публики это расширение кругозора. Не значит, что надо влюбиться в это произведение. Но они должны знать, что и такое есть. Вся эта информация ведет к прекрасной интуиции. Вообще в жизни каждая минута, если ее проживать, замечать, откладывается. Даже если что-то публике не понравилось, это тоже полезно. Когда мы заказываем произведение, мы не знаем, будет ли это лучшее произведение композитора или что-то проходное. Не все музыканты вспомнят, какие симфонии есть у Бетховена. У Шуберта раньше считали шедеврами четвертую, пятую и неоконченную. Потом я послушал третью с потрясающим финалом, и ко мне пришла идея сыграть все симфонии Шуберта по абонементу в филармонии. Теперь, когда отдельно беру в программу какую-то его симфонию, у меня совершенно другой взгляд на материал. Надо знать их все, чтобы понимать каждую в отдельности. Так что мы надеемся на то, что родится шедевр, но мы обязательно исполняем заказанное сочинение. Это и мостик к композиторскому конкурсу фестиваля: авторы слышат свои сочинения, да еще и в каком исполнении.
Это счастье для композитора. Кстати я как-то подарил президенту В.В. Путину свой диск с записью Шуберта. Он посмотрел и говорит: "Верно, что этот композитор ни разу не услышал исполнение своих симфоний?" У меня был шок. Я давно знаю о его гениальных качествах, но ведь никто не знал, что у меня в кармане CD с Шубертом, чтобы так подготовить. Многие вещи, которые рождаются на фестивалях, живут. Яркий пример - "Не покидай свою планету", который идет в "Современнике". Когда мы играли его в последний раз в Москве, кто-то подсчитал, что это уже 96-й показ. И это не считая А.Смольянинова, который вначале тоже его играл. Есть еще альтовый концерт К.Бодрова, премьера которого была здесь. И уже другие альтисты попросили ноты, и концерт живет. Японский альтовый концерт того же Гондая живет, тоже премьера была здесь. И много запросов из Японии, чтобы я сыграл этот альтовый концерт. Но когда что-то рождается на фестивале, я не могу сразу сказать: это будет жить. Время покажет. Сейчас фестивалю 15 лет, и время показало жизнеспособность появившихся тут сочинений.
- Год вообще богат на юбилеи: 30-летие отмечают "Солисты Москвы", 10-летие - Всероссийский юношеский СО. Как будете отмечать? - Что касается "Солистов Москвы", то в планах тур по стране, это неотъемлемая часть. К нам очень большая любовь россиян. Это союз музыкантов, который, как показало время, навсегда. Это потрясающий ансамбль, машина. Много раз мы были номинированы и даже получили "Грэмми" за запись Прокофьева и Стравинского.
- Как относитесь к этой награде? - Это приятно, но если бы в жюри сидели люди, к мнению которых я реально прислушиваюсь, я бы радовался больше. Не известно же, кто конкретно решает, что это за люди. Но вряд ли это авторитетные для меня. Но, например, в Париже, при том что запись была тут же раскуплена, в одном из журналов она не получила пяти звезд.
- Эти звезды выставляют слушатели или тоже безымянные критики? - Критики, но вот это тоже имеет значение.
- А что с юбилеем ВЮСО? - С ними тоже будем обязательно праздновать. Возможно, тоже будут концерты в крупных городах. Этот оркестр родился в недрах фестиваля. Этот проект, совершенно очевидно, должен жить. Когда-то Н.С. Михалков сравнил наш оркестр с олицетворением национальной идеи, которая должна включать культуру и детей. Проект был поддержан и большим президентским грантом.
- На днях Уральский юношеский СО первым в России получил статус филиала ВЮСО. - Думаю, с Уральским оркестром у нас будет тесное творческое сотрудничество. И думаю, что мне надо будет и отдельно с ними выступить, и совместить с ВЮСО. Екатеринбург - очень развитый город, у них и колледж, и филармония. Они пионеры, например, в трансляции концертов.
- То есть такое приземление по округам не убьет объединяющую идею прослушиваний по всей России? - Эти прослушивания крайне важны. Для молодого человека, который занимается музыкой, нужна цель, адрес - для чего он так проводит свое детство так, пока его друзья гуляют на улице. Если появляется цель, человек преображается. А цель - прослушивание в наш Юношеский оркестр. И самое важное - если он не проходит, ему дается мастер-класс, и следующее прослушивание через 2 года он, как правило, проходит. Участники оркестра вырастают и уходят работать в другие коллективы. Некоторые работают у нас в "Новой России", некоторые в других оркестрах в Москве и Питере.
- Нельзя, конечно, обойтись без последних политических новостей. Ряд стран объявил России экономические санкции. Нет ли опасений, что происходящее отразится и на культурной сфере? — Опасения есть у всех. Главное - другое. Я много чего видел, что происходило в мире: как к нам относились в 70-80-е, как потом относились по-другому. У нас же рынок: если тебя хотят услышать, то приглашают. Политика влияет, но не всегда. Даже когда были огромные сложности еще в советское время в отношениях с Америкой, когда совсем невозможно было получить визы гражданам СССР, отдельным контрактом в "Карнеги-холл"летали с выступлениями Э.Гилельс, В.Спиваков и еще несколько музыкантов. Помню, было дополнительное уважение за то, что наши артисты выступали при полном зале в "Карнеги-холле", а потом улетали к себе домой. Опасение есть в том плане, что все должны будут затянуть ремешки. Но раз такое будет - мы это и сделаем. Мы же граждане своей страны. Анастасия Силкина 28.02. 2022. ТАСС https://tass.ru/intervi....ndex.ru
ЮРИЙ БАШМЕТ: «МУЗЫКУ ЧАЙКОВСКОГО НЕВОЗМОЖНО ЗАПРЕТИТЬ» – Очень рад победе нашего проекта «Путь Чайковского» в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. П.И. Чайковский является одним из величайших композиторов за всю историю существования классической музыки. Он – самый популярный и известный русский композитор, его жизнь и творчество бесконечно, самой сутью, связаны с Россией. Музыку Чайковского невозможно запретить, она уникальным образом находит отклик в сердцах людей в любой стране мира. И мне очень приятно, что идея проекта с проведением масштабных гала – концертов в местах, исторически связанных с жизнью Петра Ильича, получила поддержку Президентского Фонда Культурных Инициатив.
Сегодня, именно сейчас, это особенно важно. Важно помнить и знать нашу историю и культуру, важно беречь и развивать наше великое наследие. А для меня важно и ценно, что Государство, так же как и мы, деятели культуры, понимает это и поддерживает. Уверен, что проект, который будет реализован этим летом в Клину, в месте исторически связанным с жизнью и творчеством Чайковского, в месте, где на протяжении многих лет мы развиваем очень важный, очень нужный и востребованный людьми проект Фестиваля Чайковского, пройдет очень ярко и заметно. Народный артист СССР, Лауреат Госпремии СССР и РФ Юрий Башмет 01.04. 2022. АртМосковия https://artmoskovia.ru/yurij-b....it.html
|
|
| |