Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 26 Мар 2019, 15:08 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ
В БЗ Филармонии состоялся концерт камерного струнного ансамбля «Дивертисмент». Музыканты исполнили программу «Черное, белое и между», составленную из произведений, написанных в последние десятилетия. Среди авторов – Херрманн, Броссе, Карманов, Мартынов, Арво Пярт.
После концерта худрук ансамбля Илья Иофф, возглавляющий коллектив уже 20 лет, рассказал о приношении Баху как троллинге, о том, как и зачем нужно исполнять произведения XXI в., возможно ли появление гениального композитора сегодня и как преодолевать усталость от музыки.
– Возможно ли сегодня музыканту не думать о драматургической основе спектакля, а просто играть то, что ему в данный момент нравится больше всего? – Счастлив тот музыкант, у которого есть такая возможность – играть, не ориентируясь ни на что. Но я сам покупаю билеты и хожу на программы, которые мне кажутся интересными. Конечно, я очень люблю Вивальди, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Но если я увижу эти имена в программе «просто так», просто потому что эта музыка любима исполнителями, я на концерт не пойду. Мне будет скучно. Я бы хотел, чтобы в программе мне обозначили какую-то проблему, тут же предложили ее решение и показали нечто протяженное во времени. Например, я хотел бы услышать не просто сонату Бетховена, но и то, как она отражается в музыке XXI в. Мне бы хотелось увидеть некое действо, которое начинается с 3-им звонком и заканчивается с последней нотой. Я слушаю много разной музыки и всегда стараюсь выбирать некую историю. Я прекрасно понимаю, что в большинстве своем слушатели устроены так же, ждут того же.
– Насколько ваши интересы и предпочтения совпадают с интересом публики? – Вот уже 20 лет в Филармонии существует именной абонемент ансамбля «Дивертисмент», а это 8 концертов в год в Малом зале. И при этом мы стараемся не повторяться. И в общем, можно сказать, что определенная часть публики именно то, что мы предлагаем, от нас и ждет. Не будешь публике предлагать ничего нового – она и не поймет, что ей это нужно. Если человек после концерта выходит с ощущением, что он не просто в очередной раз прослушал знакомую мелодию, а пережил вместе с нами некое действо, есть большая вероятность, что он придет к нам в следующий раз.
– Где, на ваш взгляд, современные академические композиторы берут материал для своих произведений? – Сейчас идет переосмысление академической, классической и даже архаической, если угодно, музыки предшественников. Иногда это приобретает форму троллинга. Некоторые современные композиторы обладают потрясающим чувством юмора. Скажем, «Хорошо темперированная красота» В.Мартынова, которую мы исполняем, – это троллинг 180-го уровня, потрясающий по мастерству и остроумию. Или пьеса П.Карманова «Green DNK» начинает звучать как какая-то из ненаписанных пьес Шуберта, потом мелькнет Равель, а в кульминации ты понимаешь, что находишься внутри музыки сегодняшней.
– Возможно ли сегодня появление композитора, не опирающегося на предшественников, то есть творца с абсолютно новым содержанием? – Мне кажется, что в музыке было уже всё. Была полифония, была и микрополифония, была тональность и была атональность, была невероятная сложность, но была и столь же невероятная простота. Чего еще не было в музыке, мне трудно себе представить. Если такой человек, о котором вы говорите, придет, мы будем вправе назвать его гением.
– Звуки повседневной жизни вам мешают? – У меня есть иммунитет к этому, кроме, пожалуй, одного. Я ненавижу муз. рингтоны. Когда я слышу, как чей-то телефон воспроизводит фрагмент муз. фразы, я начинаю болеть.
– Можно ли – как бы ты ни устал, как бы себя ни чувствовал, – не вкладываясь эмоционально, просто на голом мастерстве сыграть прилично? – Прилично – да, можно, но это скучно, и потом, тебе будет стыдно, будто ты кого-то обманул. Профессионал, сидящий в зале, услышит, прожил ты эту музыку или просто воспроизвел ноты. Я каждый раз стараюсь прыгнуть выше головы, сделать что-то, чего раньше не делал, и от коллег ожидаю того же. Иначе это превращается в набор приемов, ремесло. Как говорил один из моих учителей, компьютер все равно сыграет чище, ритмичней, аккуратней: ты лучше ошибись, но сыграй что-то свое. Маленький струнный ансамбль обречен выживать за счет «Времен года» Вивальди и «Серенады» Чайковского, если позаниматься – еще и Моцарта. Но если мы будем этим ограничиваться, мы потеряем квалификацию, утратим интерес публики, перестанем быть интересны сами себе, а это уже катастрофа.
– А от музыки в целом вы устаете? – Да, в такие периоды я стараюсь читать дешевые детективы, поглощая которые можно не думать. Потому что когда я начинаю думать – я думаю о музыке.
– Кто из писателей – я не имею в виду авторов таких детективов – писал о музыке лучше всех? – Я с колоссальным пиететом отношусь к Т.Манну и в свое время был потрясен главой романа «Будденброки», где описывается, как герой играет на фортепиано. Это так сделано, что я долго не понимал, почему никто не написал музыку про эту главу. Потом я эту музыку наконец услышал – произведение, которое написал один композитор, вдохновленный этим фрагментом. И я понял, что не нужно эту прозу описывать музыкой. Это мощнее, чем любая муз. интерпретация. Сильнее прозы про музыку, чем эта глава из «Будденброков», я не читал. Сергей Князев https://vecherka-spb.ru/2019/03/11/mezhdu-chernym-i-belym/
|
|
| |