Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 08 Окт 2019, 11:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7072
Статус: Offline
| В ПОДМОСКОВНОМ ГОЛИЦИНЕ РАЗРУШАЕТСЯ БЫВШИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ Здание уже долгое время пустует. Юридически, у дома есть собственник, но на деле хозяина нет. Алюминиевое панно с Дома творчества писателей (ДТП) в Голицыне неизвестные распилили на части и сдали в металлолом. Так бы это произведение советского монументального искусства и сгинуло в плавильном котле, если бы акт вандализма вовремя не заметили местные жители. Они выкупили панно за 7000 руб. «Это стоимость уничтожения, в общем-то, памяти и какого-то объекта культуры, потому что это, естественно, произведение искусства, это уникальное панно, больше такого нет. На самом деле, это был самый красивый элемент в Доме творчества писателей», - отметила краевед М.Лобанова.
ДТП в Голицыне остался не только без вывески. Одновременно были срезаны батареи внутри здания, в которое сейчас через открытые балконные двери может проникнуть любой желающий. Все жители Голицыно, он небольшой город, все практически стоят за то, чтобы это здание было сохранено. Никто не остается равнодушным. Сюда приезжал Я. Шведов, который написал «Орленок-орленок, взлети выше солнца», Р. Гамзатов, Ч.Айтматов. Активисты, которых поддерживает директор расположенного неподалеку музея-усадьбы «Вяземы», настаивают на мемориальной ценности не столько здания, сколько самого этого места. История его берет начало в 1932 г., когда бывшую дачу известного антрепренера Ф.Корша превратили в ДТП. В 80-х на месте дачи Корша построили нынешнее здание, куда продолжали приезжать писатели. До недавнего времени собственником дома творчества, который и должен отвечать за его сохранность, являлось Литературное сообщество писателей России, однако в 2018 г. Росимущество отсудило здание у писателей.
«По трактовке Росимущества оно писателям никогда не принадлежало, это гос. имущество. Некоторые ретивые чиновники, юристы Росимущества придумали, что СП СССР и Литературный фонд СССР были гос. советской организацией. Ну, большей чуши придумать было просто невозможно», - рассказал В.Середин. Отсудить - отсудили, но государство в лице Росимущества пока не зарегистрировало в Росреестре свои права на ДТП в Голицыне. Прошёл год, но состоянием дома никто не озаботился. Распиленную вывеску жители Голицына готовы передать в качестве экспоната в музей. Правда, пока непонятно в какой. Антон Николаев Новости культуры
"ЗДЕСЬ ХОРОШО РАБОТАЕТСЯ" О ДТП в подмосковном Голицыне
В 1870 г. сооружающаяся Московско-Брестская ж/д разделила обширные подмосковные владения князя Д.Б. Голицына на 2 части. Усадьба с величавым домом-дворцом, двумя флигелями, парком, Конным двором и хоз. строениями XVIII в. остались по одну сторону, а по другую на 41-й версте от Москвы в Перхушковской волости Звенигородского уезда появилась ст. Голицыно. Князь, будучи предприимчивым человеком, решил построить за станционной площадью дачный поселок. В 1906–1910 гг. здесь прокладывались дороги, устанавливались газовые фонари, осушались болота вдоль речки Вяземки, возводились проезжие и пешеходные мосты, плотина, наполнялись пруды. Около 600 участков по 400 кв. саженей (примерно 18 соток) каждый были сгруппированы так, что образовалось 28 кварталов. Участки в поселке, получившем поначалу название Голицынский городок, приобретали в основном представители московской творческой интеллигенции.
Одним из первых это сделал Н.Е. Кузнецов - впоследствии известный советский художник. Место под дачу в березовой роще выбрал себе драматург, переводчик, антрепренер, основатель Русского драм. театра в Москве Ф.А. Корш, построивший двухэтажный дом из инновационного для того времени материала - пустотелых бетонных камней, которые выпускали на местном заводе инженера А.Цубербиллера. За город семейство Корша выбиралось в основном летом: сам хозяин, супруга Екатерина Ивановна, старшая дочь Нина - талантливая переводчица, младшая дочь Варвара с супругом В.М. Саблиным - издателем, переводчиком, редактором, сын Евгений - журналист и администратор театра. Сюда же приезжали многочисленные друзья - актеры, писатели, драматурги. Гости называли дачу «особнячком» и даже «помпезным двухэтажным каменным домом». После смерти жены и зятя здоровье Ф.Корша расстраивается, и в 1917 г. он, продав театр, отбывает лечиться на Кавказ.
Семья Коршей в Голицыне. Приблизительно 1910 год.
Нина Федоровна преподавала на тот момент в московской женской гимназии Е.Н. Головачевой. После революции учебное заведение закрыли, и она с дочерью Татьяной переезжает на постоянное место жительство в Голицыно. Там работает учительницей русского языка и арифметики в ж/д школе (бывшей гимназии О.Н. Яковлевой), пытается (в итоге безуспешно) открыть классы для обучения крестьянских детей. Евгений Федорович, пришедший с Первой мировой войны, вместе с женой С.И. Журавлевой тоже селится в Голицыне. В 1921 г. в родовой дом возвращается Федор Адамович. Занимала ли тогда семья Корша весь особняк или только часть его, достоверно неизвестно. В августе 1918 г. появился декрет ВЦИК об отмене права частной собственности на недвижимость. Возможно, члены созданного жилищно-земельного отдела при Перхушковском совете обратили внимание на дом бывшего антрепренера.
В 1923 г. Ф. А. Корш умирает. Тогда же из списков жильцов дома исчезают имена Нины Федоровны и Татьяны. Серафима Ивановна разводится с мужем, выходит за И.А. Фонского и становится одним из деятельнейших активистов поселкового совета. В особняке, по воспоминаниям старожилов, размещается детский сад. 8 января 1931 г. глава Госиздата А.Б. Халатов обращается в секретариат ЦК ВКП(б) с письмом о «материально-бытовом и культурном обслуживании писательских кадров», подчеркивая, что данный вопрос «встает чрезвычайно остро и требует к себе особого внимания». В письме ВЦСПС от 14 июня 1932 г. особняк Корша уже значится как ДТП: «ЦК Союза считает своей обязанностью всемерно содействовать созданию для писателей соответствующей материально-правовой базы, обеспечивающей развертывание их творческих сил и возможностей. Исходя из этой предпосылки, ЦК поддерживает ходатайство Горкома писателей Москвы об отпуске ему средств на дома отдыха и творчества в Малеевке, Голицыно и Кузьминках».
Официальное открытие Дома состоялось 15 июля. Директором назначили С.И. Фонскую. «Дом на 20 чел., 1,5 часа от Москвы. Близко от станции. Там крошечные комнатки и нет никаких общих помещений, где можно сидеть. Керосиновые лампы, холодная уборная, отвратительный и скудный беспорядочный стол», - описывает тамошнюю обстановку О.Мандельштам .Несмотря на «железные кровати-скрипучки, старенькие тюфяки, ветхое белье, неуклюжие письменные столы», Дом творчества стал для многих литераторов «приютом и мастерской». Ведь «писатели живут в отвратительных условиях с семьей в 4–7 чел. в одной комнате или не имеют комнаты, что, конечно, понижает качество творческой продукции, т. к. для писателя его жилье является станком, за которым он работает над книгами».
Интерьер дома. 1970-е годы
Постановлением Совнаркома № 39 от 28 июля 1934 г. образуется Литературный фонд СССР, отвечающий за материально-бытовое и культурное обслуживание писателей. В ведение организации попадает и голицынский Дом творчества. Э.Л. Миндлин вспоминал: «Кажется, в начале 30-х годов мы вместе с К.Паустовским поехали в Голицыно, в писательский Дом творчества. От вокзала до Дома расстояние небольшое, проходили его минут за 15. <…> Мы ввалились в голицынский домик, обдутые ледяным ветром, осыпанные сухим снегом, застывшие на морозе. Маленький домик о девяти комнатках (три внизу, шесть наверху) был погружен в сонную вечернюю тишину. К ужину мы опоздали. В очень большой теплой кухне, освещенной мигающей керосиновой лампочкой, ночной сторож и друг писателей Петр Иванович предложил нам согреться с мороза чаем. На огромной еще не остывшей плите стоял ведерных размеров чайник. Начищенная медь его в кухонном полумраке сияла ярче, чем трепетный язычок керосинки. В ту пору в голицынский дом еще не успели провести электричество. Я посоветовал согреться чаем тут же, на кухне, сейчас. Но Паустовский наотрез отказался: жалко время терять. По едва освещенной лесенке он потащил свой чемодан на 2-й этаж. Когда минут через 30 я зашел к нему, он уже сидел за столом и писал. Сел за работу буквально с ходу. Чемодан лежал на кровати раскрытый, но неразобранный. Паустовский лишь вынул рукопись. Свет керосиновой лампочки на столе освещал верхнюю часть лежавшего перед ним листа бумаги. Три или четыре строки были уже написаны. “Здесь хорошо работается”, - с удовлетворением произнес Паустовский»
Персонал старался оберегать покой литераторов - «главной ценностью дома считали тишину. Не было ковровых дорожек, однако шаги были не слышны, ходили в мягких тапочках. Говорили вполголоса». За окном располагался сад, где постояльцы гуляли или загорали в жаркую погоду. «Часто бывал в Голицыне Гайдар. Широкоплечий, веселый, одетый в гимнастерку и сапоги. Поселковые ребятишки бегали за ним по пятам. Наверное, первые мысли о тимуровской ватаге зародились у него после игр с мальчишками. В пейзажах, описанных в самой его поэтической повести “Голубая чашка”, легко угадать голицынские окрестности» .
В 1930-х годах в Дом приезжали маститые, получившие известность еще до революции авторы - В.Пяст, Г.Чулков, В.Каменский, З.Рихтер, а также только недавно зарекомендовавшие себя В.Бахметьев, М.Шагинян, К.Тренев. Муса Джалиль отмечал «один очень положительный момент, который заключается в том, что я впервые здесь находился в близких отношениях с большими русскими писателями. Может быть, Литфонд СССР этого не замечает, но эта сторона дела очень важна». Галина Андреевна Аляева 19.03. 2019. Московский журнал http://mosjour.ru/2019039787/
|
|
| |