[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ" К.МАЛЕВИЧА - ЗЛОВЕЩЕЕ ЗНАМЕНИЕ?..
Валентина_КочероваДата: Вторник, 26 Май 2020, 17:48 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
"ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ" КАЗИМИРА  МАЛЕВИЧА - ЗЛОВЕЩЕЕ ЗНАМЕНИЕ ИЛИ ИКОНА ВРЕМЕНИ?


А.Бенуа тогда назвал эту работу «анти-иконой, зловещим знамением эпохи». Малевич, считавший «Квадрат» едва ли не главным своим произведением, парировал: это «икона моего времени». Так что же это? Почему обыкновенный квадрат, который может нарисовать и ребенок, считается выдающимся произведением? Почему картины Малевича, по сути геометрические фигуры, били рекорды на аукционах мира (в 2000-м его «Супрематическая композиция» продана на аукционе Philips в Нью-Йорке за 17,5 млн $)? Не мистификация ли все это, сродни той, что удалась ловким портным из сказки Андерсена про новое платье короля?

И.Вакар, специалист Третьяковской галереи, много десятилетий изучающая творчество Малевича, уверяет: ничего подобного с его работами произойти не может. В сказке сразу после замечания ребенка всем стало ясно, что король голый, а «Квадрат» пережил столетие постоянных «разоблачений» и вовсе не перестал быть шедевром. 
– Тех, кто заявляет: так может каждый, хочется спросить: что именно может? Исполнить или придумать? Нарисовать еще один квадрат или изобрести нечто столь же принципиально новое и предельно простое?– замечает Вакар.

«Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового», – писал художник другу М.Матюшину. Свой квадрат Малевич буквально выстрадал – это была его формула нового мира, вершинное выражение созданного им супрематизма – течения, которое изменило лицо искусства ХХ в. Бушующий вокруг мир – Первая мировая война, быстро развивающийся технический прогресс, – по мнению Малевича, требовал переосмысления во всех сферах. Предметное искусство, на его взгляд, безнадежно устарело. Он пришел к мысли, что «зародыш всех возможностей» – квадрат: он «принимает при своем развитии страшную силу, является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи». Так он объяснял свою концепцию Матюшину. «Творчество из ничего», по Малевичу, – высшая цель, равнозначная творчеству как таковому. «Этот момент восхождения Искусства всё выше и выше в гору становится с каждым шагом жутким и в то же время легким. Все дальше и дальше уходили предметы... Не стало образов, не стало представлений о пространстве, и взамен разверзлась пустыня. Она была насыщена пронизывающими волнами беспредметных ощущений».  писал Малевич о рождении "Квадрата", стремясь объяснить мотивацию и закономерность своего пути.

Художник возвращал свое беспредметное детище в лоно искусства, но искусства «чистых ощущений». К слову, наличие между произведением и зрителем некоего поля, в котором возникает потребность в интерпретации, чувствовали и его противники. Так, Бенуа, который категорически не принял «Квадрат», писал: «Я не чувствую "природы искусства" [на выставках ультрамодернистов]. При этом появляется совершенно особая психология: я оказываюсь заинтересованным не тем, что я вижу, а тем, почему меня это оставляет холодным». А Малевич, выступая перед студентами в 1920-х, объяснял, что хотел в «Квадрате» передать «бесконечность и вечность... и если смотреть на картину сосредоточенно, не отвлекаясь ни на что, как в «камере обскура», в конце концов начинаешь это чувствовать». Всю жизнь художник открывал все новые и новые смыслы в своем «Квадрате», они становились все глубже, превращаясь по сути в философию. Неудивительно, что к «Квадратам» художник относился трепетно (даже создал для этого полотна спец. состав краски – «бархатистая»), хотя и написал их несколько.

Самый первый хранится сегодня в Третьяковке. Состояние работы не позволяет отправлять ее на вернисажи, и она не покидает стен музея. Второй «Квадрат», также у ТГ, представлен в залах современного искусства на Крымском Валу и на выставки ездит. Малевич написал его в 1929-м по просьбе А.Федорова-Давыдова, завотделом нового русского искусства в ТГ в те годы. Еще один «Квадрат» – в Русском музее. Он был написан Малевичем для Венецианской биеннале 1924-го, но туда не попал. А вот когда Малевич отбирал в 1920-х работы на выставку в Берлине, ни одного «Квадрата» в нее не включил. Картины с этой выставки он планировал продать за рубежом, с «Квадратом» же расставаться был явно не готов. С некоторых пор есть свой «Квадрат» и в Эрмитаже – тот самый, что неожиданно появился в 1993-м, на худ. ярмарке АРТ-МИФ в Манеже. Это была сенсация. Оказалось, что работу купил у наследников художника из Самары Инкомбанк.  С.Оськин, ведущий специалист управления рекламой и связей с общественностью банка, рассказывал, что ежедневно приносил и уносил работу на АРТ-МИФ в чемодане: никто на ярмарке не мог гарантировать безопасность полотна. О существовании этого «Квадрата» не знали ни эксперты, ни коллекционеры. И.Вакар рассказывала в 1994-м, что переписывалась с вдовой Малевича – Натальей Андреевной, – но о наличии у нее этой работы даже не слышала. Между тем речь шла о картине, которая присутствовала на похоронах самого художника в 1935-м.

После смерти мужа Наталья Андреевна жила в Ленинграде с сестрой Анжеликой. Умерла уже в весьма почтенном возрасте. Сестра пережила ее всего на несколько месяцев.
– Работа эта хранилась в чулане у сестерВидимо, они не придавали большого значения копии известного полотна. Наследницей Анжелики Андреевны стала ее внучка, которая жила в Самаре. Дочь этой женщины вышла замуж за человека, который вел серьезный строительный бизнес в регионе. – рассказывала И.Вакар.


Среди наследства оказались: несколько картин Малевича, нигде не опубликованные негативы, гипсовые модули для картин художника. Наследники несколько растерялись: в Самаре прознали о свалившемся на них наследстве, в местной газете появилась заметка – и на картины объявил охоту криминал. Семья попросила помощи у местного управления ФСК (ныне ФСБ) – ценные произведения чекисты заперли в свой сейф. А глава семейства тем временем отправился в Москву, в Минкульт.  Попросил сделать экспертизу «Черного квадрата». Его отправили в Третьяковку.
– Картина подлинная по ряду признаков и по результатам экспертиз, – И.Вакар (одна из экспертов) показывала в 1994-м заключение, которое галерея передала владельцам. «Квадрат» и др. произведения Малевича осенью 1993-го купил у владельцев Инкомбанк для своей коллекции. За 250 тыс $. Между тем, когда банк отправлял «Квадрат» на выставки, страховая стоимость полотна составляла 3 млн немецких марок. В январе 1994-го я спросила у вице-президента банка А.Кузнецова, что будет с работами Малевича, если с Инкомбанком что-то случится. Он ответил:– Думаю, это невозможно.
Через 5 лет у банка отняли лицензию. В 2002-м вся коллекция была продана на аукционе. Работы Малевича из самарского наследства купил для Музея современного искусства З.Церетели – почти за 700 тыс $. А «Черный квадрат» Минкульт не допустил до торгов. Его приобрел миллиардер В.Потанин за 1 млн $ и передал Эрмитажу.
Елена  Скворцова
https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20200519-ikona-suprematizma
Прикрепления: 4449259.jpg (11.6 Kb) · 1347087.jpg (16.0 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: