[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ОДЕЯЛА
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 17 Янв 2021, 19:01 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ОДЕЯЛА
Как атрибут нищеты превратился в гламурный предмет высокого стиля


Это был, пожалуй, самый простой способ украсить жилье, сделать его одновременно нарядным и уютным. Впрочем, почему – был? Сейчас лоскутное шитье зовется модным словом «пэчворк» и пользуется заслуженным вниманием дизайнеров интерьеров и модельеров одежды. Ассоциации с бедностью больше не прослеживаются – теперь создавать что-то из лоскутов ткани,  значит ценить свои культурные традиции и придерживаться принципов разумного потребления. В музеях мира не найти лоскутного одеяла хоть сколько-нибудь солидного возраста – в 1000 или хотя бы 500 лет. Но это не потому, что искусство создания изделий из обрезков ткани – молодое, наоборот, оно возникло, скорее всего, тогда же, когда люди научились шить. Но все, что создавалось в результате попыток дать кусочкам материи вторую жизнь, интенсивно использовалось в повседневной жизни, для чего и было создано. Зато по найденным древнеегипетским изображениям удалось определить, что навыками такого шитья из кусочков кожи владели еще при фараонах, то есть время возникновения этого вида творчества отодвигается в прошлое как минимум до 4-го тысячелетия до н. э. В Европе лоскутная техника появилась уж точно не позднее V в., но относительно распространенной она стала спустя несколько столетий, когда на Ближний Восток отправились отряды крестоносцев. Предполагается, что лоскутная техника шитья могла быть принесена в европейские страны именно из Азии.


Но есть и другая точка зрения – о том, что каждый народ вполне независимо от других приходил к идее лоскутного шитья просто потому, что при нехватке материалов и средств для их приобретения это было разумным выходом из положения. Из остатков ветхой одежды или из обрезков, которые оставались после шитья, сооружали и одеяла, и новые предметы одежды. Лоскуты, подобранные так, чтобы получился узор, становились украшением рубахи или юбки, часто – единственным. Но при достаточно широкой географии лоскутного шитья следует отметить, что в Новый Свет эта традиция была все-таки привезена из Европы. Сначала – колонистами, которым было жизненно важно согреться при минимуме ресурсов, потом – миссионерами. Искусство лоскутного шитья переняли коренные американцы, индейцы, и уже потом включали лоскутные изделия со своими, оригинальными узорами в ритуалы племен.


Составить красивый узор из разноцветных кусочков – это суть и древнего мозаичного искусства, и те, кто занимался родственным мозаике лоскутным шитьем, опирались на те же приемы, чередуя светлые и темные фрагменты узора, добиваясь некоторого оптического эффекта. Пестрое лоскутное одеяло стало украшением и русского крестьянского дома – его непременно шили в качестве части приданого невесты, оно украшало дом, и вообще становилось практичным и востребованным изделием.


Особенный расцвет лоскутного шитья произошел XIX в., когда начали интенсивно продаваться английские ситцевые ткани. Раньше использовали домотканое полотно – в ширину оно было около 40 см., как раз для рубахи или полотенца. Обрезков оставалось мало. А вот фабричные иностранные ситцы оказались намного шире – 75 – 80 см.: лоскутов при шитье получалось гораздо больше. Техника сборки лоскутов могла быть самой разной, продиктованной как традициями определенной местности, так и умением каждой мастерицы. Делали «русский квадрат», «уголки», «шахматки», «бревенчатую избу». Интересным видом лоскутного творчества стал стиль «ляпочиха» - такими делали каргопольские свадебные одеяла.


Лоскутное шитье в стиле «ляпочиха»

Русские «кругляки» походили на американские «йо-йо». В свою очередь, мастерицы Нового Света изображали из лоскутов узоры под названием «зуб пилы», «медвежья лапа», «лестница Иакова». А еще Америка дала жизнь удивительной технике «крейзи», то есть «сумасшедшей», придуманной в Англии викторианского периода. В этом случае лоскуты сшивались без какой-либо закономерности, узоры не повторялись.


Пэчворк в стиле «крейзи». Бруклинский музей

Сами ткани при этом были не простыми – использовались лоскуты из шелка, бархата и других дорогих материалов, остающихся после создания изысканных женских платьев. Техника «крейзи» стала вариантом хобби для обеспеченных молодых дам, а созданные таким образом изделия были призваны украшать интерьер, нисколько не претендуя на практичность. Это модное веяние возникло после Всемирной выставки в Филадельфии 1876 г.

 
Если в начале XX в. лоскутные одеяла и другие изделия из обрезков тканей еще пользовались популярностью, то в послевоенные годы наблюдалось охлаждение к этому давнему и «народному» виду творчества. Пэчворк теперь во многих странах ассоциировался с бедностью, даже нищетой, напоминая о недавно пережитом, а потому на некоторое время лоскутные техники были вытеснены другими экспериментами в искусстве шитья. В настоящее время мир более чем благосклонен к шитью из лоскутов. Тому причиной и интерес к этнографическому наследию, и идеи разумного потребления. Приехав в любую часть света, можно познакомиться с уникальными традициями местного лоскутного шитья. Пэчворк по-японски, например, предполагает исключительно ручную работу, а лоскуты представляют собой обрезки шелковых тканей. Демократичность этого вида рукоделия давно осталась в прошлом, теперь лоскутные техники превратились в важную составляющую высокой моды.


Это заслуга в первую очередь французской художницы родом из Российской империи, Сони Делоне, которая нашла вдохновение в тех узорах, что видела с детства. В 1911 г. она сама сшила лоскутное одеяльце – для своего сына Шарля. А потом придумала и новую технику кубизма, напоминавшую такое шитье, она получила название «симультанизм» или «орфизм».


Такое одеяло сшила в 1911 г. Соня своему сыну

А в 1920 г. в Париже открылось ателье Сони Делоне, в котором продавалась одежда «от кутюр» из лоскутных тканей. Это - первая женщина-художница, удостоенная прижизненной персональной выставки в Лувре.
https://kulturologia.ru/blogs/150121/48743/
Прикрепления: 3086893.jpg (20.4 Kb) · 2428982.jpg (15.1 Kb) · 8652021.jpg (16.4 Kb) · 3622770.jpg (9.8 Kb) · 3506957.png (98.8 Kb) · 9311241.jpg (26.2 Kb) · 2973043.jpg (31.0 Kb) · 1725316.png (105.0 Kb) · 6374116.jpg (24.0 Kb) · 8194742.jpg (5.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: