Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 22 Фев 2021, 16:57 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7174
Статус: Offline
| СБОРНИК ЖИТЕЙСКИХ ЗАКОНОВ «ДОМОСТРОЙ»
Рукописный сборник житейских законов «Домострой», появившийся в Новгороде в XV в., был долгое время почитаем в русских домах. Сегодня ошибочно считается, что те правила жестко ограничивали права женщин, в то же время наделяя обширными привилегиями мужчин. Но стоит вникнуть в содержание средневековых рукописей, чтобы пересмотреть ошибочный взгляд. В «Домострое» куда больше ограничений адресовано как раз сильной половине человечества. Именно на мужчинах, по мнению авторов книги, лежит ответственность за себя, семью, общество и отечество.
До вступления в брак юный мужчина неограниченно подчинялся отцу, спорить с которым запрещалось. Без родительского ведома юноша не имел права выбора ремесла на будущее. По традиционным русским устоям сын продолжал дело отца. Даже решение принять монашеский постриг дозволялось лишь с благословения родителя. Самоволие жестко каралось. Того сына, который противится воле старших в семье, можно было наказывать не только крепкой рукой, но и плетью. Считалось, что существенного урона здоровью это не нанесет, а вот мысли обелит.
Сегодняшние мужчины не спешат связать себя брачными узами. При "Домострое" такими вольностями молодой человек не располагал. Он беспрекословно женился на той, которую выберут родители, и тогда, когда они посчитают нужным. Справедливости ради нужно сказать, что девушек тоже не особо спрашивали. Брак в эпоху «Домостроя» полностью зависел от родительских планов и способности будущих сватов договориться о совместном будущем жениха и невесты. Причем того, кто долго оставался одиноким, считали неполноценным, а сознательный отказ от создания семьи рассматривался как уклонение от божьей воли. В поучительных текстах осуждалось и то, что мужчина оставлял близких, решив уйти в монастырь.
После женитьбы парень становился во всех смыслах главой семьи. «Домострой» предписывал ему непрерывные обязанности и занятия. Свободное время и безделье расценивались как путь к вредным мыслям. Домостроевская традиция подразумевала, что мужчина должен быть готов нести за своих домочадцев полную и главную ответственность, как государь отвечает перед Богом за свой народ. Семья называлась начальной структурной единицей социума. О расторжении брачного союза не могло идти и речи. Даже если супруги на дух друг друга не переносили и оба страдали, шансов для таких маневров не было. Запрещалось и жить порознь, лишь номинально сохраняя видимость брака. При этом, во избежание внутрисемейных разногласий в «Домострое» имеется целый ряд рекомендаций для четкого распределения обязанностей и достижения взаимопонимания. Книга гласит, что супруги должны вместе принимать решения, касающиеся ведения домашнего хозяйства. Причем мужчине полагалось вникать даже в тонкости этой стороны семейного быта. Дедовскими традициями мужу предписывалось общаться с женой наставническим тоном. Учить вторую половину уму-разуму позволялось даже с задействованием плётки, если слова не достигали ее понимания. Но всё это допускалось на фоне того, что мужчина взваливал на себя тяготы и заботы об обеспечении всем необходимым семьи и рода.
Домостроевский мужчина – надежный кормилец и ответственный заступник. Этот образцово-показательный, на современный взгляд, семьянин не имел права оставить жену на произвол судьбы в угоду каким-то личным волеизъявлениям. Причем, материально-финансовая ответственность за супругу и детей выдающимся достоинством не считалась, и ни одному главе семьи даже в голову не пришло бы хвалиться эдаким обстоятельством. Подразумевалось, что мужчина домостроевской эпохи не заглядывается на других женщин, отдавая все свое мужское внимание только супруге. Любовницы и гаремы из крепостных пришли на Русь значительно позже - к XVIII в.
Все время семейного мужчины было расписано буквально по минутам. Ремесла, молитва и посещение церкви, перерывы на приемы пищи, воспитание детей, встреча гостей, визиты к родственникам, хозяйственные дела – из таких правых дел складывался список «богоугодных» занятий. «Домострой» критично относился ко всякому праздному времяпрепровождению и виду мужского досуга. Некоторые занятия, кажущиеся современному человеку вполне безобидными, считались в XVI в. недопустимыми в жизни авторитетного главы семьи. Он жестко осуждался по причине множества допущенных им ситуаций. Порицалось обжорство и злоупотребление увеселительными напитками. Смертным грехом считалось несоблюдение православных постов и непочитание религиозных праздников. Общественным мнением карались разгульный образ жизни, колдовство и волховство. Пренебрежения удостаивались мужчины-скоморохи, занятые плясками, играми и «бесовским пением». Осуждались даже кости и шахматы. Кроме того, порядочный семейный христианин не должен был зарабатывать на таких видах деятельности, как ростовщичество либо торговля алкогольными напитками. Были и такие сферы занятости, которые считались сугубо женскими. «Домострой» четко предписывал: преподавать дочерям рукоделие - обязанность матери, отец же учит сыновей ремеслу. То есть, шить, вышивать и вязать достойному мужчине не полагалось.
Помимо семейно-бытовых мужских предписаний, «Домострой» содержал в себе свод общественно-церковных обязанностей. Каждый мужчина обязывался чтить веру, церковь и государя, будучи готовым при необходимости безропотно защищать Отечество. Причем, вопрос касался не срочной, как сегодня бы сказали, службы, а участия в полноценных боевых действиях. При этом русскому мужику не разрешалось рассуждать о том, что правитель или церковь ущемляют его личные права. Имелись и отдельные предписания на отношения с мирской властью. Покорность от мужчины требовалась и во взаимоотношениях с рядовыми чиновниками, нередко злоупотребляющими полномочиями. Ну а женщинам надлежало быть молчаливой. Молчуньям запрещалось разговаривать с многими, что подразумевал "Домострой". https://kulturologia.ru/blogs/210221/49086/
|
|
| |