[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
КУЧА ИСКУССТВА: СПОР ВОКРУГ ПАМЯТНИКА НА БОЛОТНОЙ
Валентина_КочероваДата: Четверг, 19 Авг 2021, 22:13 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
КУЧА ИСКУССТВА: СПОР ВОКРУГ ПАМЯТНИКА НА БОЛОТНОЙ
Все сильнее разгораются страсти вокруг скульптуры «Большая глина №4» Урса Фишера, на днях установленной около нового московского музея ГЭС-2. Арт-пространство откроется только осенью, а вокруг него уже нешуточный скандал, напоминающий заезженный анекдот про современное искусство: «Чем отличается инсталляция от перфоманса? Если ты, допустим, накакал человеку под дверь, а потом уже позвонил в звонок – это инсталляция. А вот если ты сначала человеку позвонил, а когда он вышел из квартиры, то ты сел перед ним и накакал, – это уже перфоманс».


12-метровая скульптура из алюминия, появившаяся на Болотной набережной, именно такая инсталляция. В день открытия множество людей фотографировали новый объект в центре города, шептались и гадали, чтобы это могло быть, делали робкие предположения… М.Галкин сказал прямо, что думает: «Это 12-метровая стопка не очень аккуратного д...!» И многие поддержали его, уже не стесняясь в выражениях: соцсети закипели. «Почему никто не скажет, что король голый?», – возмутил артист. И мы попробуем ответить. 

Автору этих слов довелось прогуливаться близ Болотной как раз в день, когда скульптуру установили на только отделанной набережной. Здесь заканчивается реконструкция ГЭС–2, исторической электростанции, которую мировая звезда архитектуры, автор парижского Центра Помпиду Ренцо Пьяно приспособил под ДК (именно на такой формулировке настаивают руководство музея). К открытию привезли работу другой знаменитости – Урса Фишера, и установили перед фасадом белоснежного здания с синими трубами. «Большая глина №4» блестит на солнце. Издали напоминает гигантское серебряное облако странной формы: будто подойдешь, и окажется, что это какой-то сгорбленный титан-мыслитель, ждешь фигуративный, предметный образ. Но, оказавшись лицом к лицом с произведением швейцарца, остаешься в некотором недоумении…  «Памятник потребности человека творить», – так осмыслил работу Фишера молодой куратор Франческо Бонами, который работал с проектом во Флоренции. «Большая глина № 4» выставлялась также в Нью-Йорке, и, кстати, нигде долго не задержалась. Художник из Цюриха следует за Дюшаном и Кунсом. Фишер смял в руках глину, потом с этого комка сняли 3D-копию, увеличили изображение в 50 раз на компьютере и отлили из алюминия. А еще покрыли отпечатками пальцев.    

Наверное, можно назвать работу Фишера очередной интерпретацией идеи Марселя Дюшана, который еще в 1917 г. произвел провокацию заявив, что любой предмет может быть высоким искусством. И сделал высоким искусством писсуар, только одним росчерком кисти. Свою идею «родитель реди-мейда» Дюшан исполнил хитро и эффектно: во-первых, художник перевернул писсуар, так что он стал напоминать женские формы, то есть создал метафору, а во-вторых, он выставил «Фонтан» в музейной пространстве, превратив его в некий «волшебный шкаф», где все приобретает ценность. Дюшан, конечно, шутил над коллегами, членами комиссии выставки, куда подбросил свою работу, подписанную псевдонимом «R.Mutt» (Р. Дурак). Чтобы исполнить «шалость» ему понадобилась немного денег на сантехнику, краска и смекалка. Фишер же исполняет свой «Памятник потребности» по лекалам Кунса: то есть ему потребовался целый цех рабочих и разных специалистов, чтобы секундный жест «перевести» в металл. «Он запечатлел некий простой жест, импульс, идущий от природы», – считает Франческо Бонами. И не поспоришь. Однако вся эта искусствоведческая «надстройка» не отменяет вот какой вероятности. А может, мы всё правильно поняли, и прогрессивный европеец Фишер с длинной бородой ерничает? Может, это такой постмодернисткий юмор, в духе Пьеро Мандзони, который законсервировал свои ф... и выставил их на аукцион, или Мауриццио Каттелана, прилепившего банан к стенке скотчем? Более того – приговор современному искусству?     

Не случайно в сети всплыли фотографии работы Фишера на площади Синьории во Флоренции, где он 5 лет назад стоял напротив «Давида» Микеланджело. «Очень яркая иллюстрация того, что происходит с идеалами и надеждами человечества. Чего хотели - к чему пришли...», – замечают в сети. «Скульптура Фишера на фоне шедевра подчеркивает весь хаос сегодняшнего мира, невозможность сложиться в нечто гармоничное, соразмерное и совершенное. В этой "Глине" вся боль цивилизации XXI века, пытающейся воплотиться во что-то человеческое, но остающейся пока дышащим мягким камнем, способным как восхищать, так и зловеще угрожать. Кем мы станем?» – пишет тот же автор. В Москве абстрактное нечто Фишера тоже вступает в диалог с классикой, только современной. «Рядом с Петром I З.Церетели данный объект смотрится совсем неплохо (в смысле – контрастно). А уж если вспомнить, сколько вылили в свое время на голову Петра, то такая метафора мне кажется тут уместной», – пишет еще один блогер. Так что, как оказалось, это куча искусства со следами человеческих отпечатков очевидна и неочевидна в своей провокативности. Может, это и хотел сказать автор.  Что ж, случается. Одни посмеялись, другие возмутились, третьи ужаснулись. Интеллигенты поохали, но негромко. А то ведь не дай бог, завтра набегут «казаки», соберут подписи, закроют памятник, для музея хороший пиар перед открытием, а для современного искусств России – вред. Это к вопросу о голом короле, заданном М.Галкиным.
Мария Москвичева
17.08. 2021. МК

https://www.mk.ru/culture....oy.html

Почему не всем москвичам понравилась инсталляция швейцарского художника
На самом деле в этом районе появятся 2 инсталляции. Обе работы современных художников приехали лишь на время, на какое - пока не уточняется. Первую - "Пространство света" Джузеппе Пеноне - разместят во внутреннем дворе, перед березовой рощей. Прежде она выставлялась в Лондоне и Версале. Это разделенный на8 частей полый ствол дерева, снаружи покрытый отпечатками рук художника, а на его позолоченной внутренней поверхности различим рисунок древесной коры. Работа, по задумке художника, символизирует очевидную и неразрывную связь между человеком и природой.


2-я инсталляция - "Большая глина N 4" - заняла место на набережной, напротив главного входа в ГЭС-2. Она-то как раз и не вызвала восторга у горожан. Это отлитая из алюминия 12-метровая копия комка глины, который автор разминал в руках. Она, объяснили в фонде V-A-C, апеллирует к тому непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони кусок пластилина. "Монументальная по своим масштабам работа превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста", - отмечают в фонде.
Мнения об инсталляции в социальных сетях разделились. Одни москвичи заявляют, что это один из ярких примеров абстрактного искусства: мол, нужны глубокие мозги, чтобы понять его и осмыслить. Другие, называя работу безвкусной и бессмысленной глыбой, считают, что этому витиеватому чуду авторской мысли не место в центре Москвы. Кто-то сожалеет, что огромный кусок испортит вид на восстановленное здание ГЭС-2, а кто-то призывает фонд в нелегкие "ковидные" времена дать шанс проявить себя российским архитекторам и скульпторам, а не поддерживать странные работы иностранных художников.

Возникает вопрос: почему бы прежде, чем устанавливать арт-объект, не спросить у москвичей: интересен ли он им? Как, например, спросили, когда решали, надо ли ставить на Лубянской пл. памятник Александру Невскому? Но современный арт-центр, который обещают скоро открыть в бывшей трамвайной электростанции, частный. Было выкуплено здание  лет назад специально для того, чтобы знакомить москвичей с тем, что происходит в мировом современном искусстве. Впрочем, флорентийцев спросили - и они дали ответ.

Н.Шумаков, народный архитектор РФ, президент СА России и СМА:- В последнее время, к сожалению, Москве очень не везет на монументальные скульптуры или, как сейчас модно говорить, арт-объекты. В первую очередь я говорю про памятники, которые выполнены абсолютно непрофессионально. Например, памятник М.Плисецкой на Большой Дмитровке. Ну просто безобразная вещь, в рамках создания которой тандем архитектора и скульптора совершенно не сработал, а может, архитектора там и не было. Не менее, а может, и более ужасная работа - памятник Калашникову на Садовом кольце, вновь вызывающий вопрос вовлечения в работу над его проектированием архитектора. Здравомыслящий архитектор не мог установить такой монумент таким образом и в таком месте. И раз это случилось, вероятно, процесс обошелся без его участия.

Теперь о "шедевре" на Болотной пл. На мой взгляд, скульптура Урса Фишера стоит в одном ряду с вышеперечисленными. Она нисколько не лучше и не хуже. Есть такое "лихое" направление в скульптуре, которое профессионалы откровенно называют "антиарт". Оно активно поддерживается искусствоведами и пиарщиками только для того, чтобы на волне скандального и сиюминутного интереса публики получить быструю и весьма ощутимую прибыль. "Большая глина № 4", а именно так называется скульптура Фишера - одно из ярких проявлений этого направления. Автор широко декларирует свое увлечение трансформацией материала, из которого создает скульптуры, и предлагает зрителям наблюдать за тем, как самоуничтожаются и разрушаются сотворенные им арт-объекты. Пожалуй, недолговечность "шедевра" - единственный положительный момент во всей этой истории. Хотя надеяться на то, что первый же дождь прекратит его существование, не приходится. В отличие от других работ Фишера, выполненных из воска, фруктов, овощей, хлеба, "глина" сделана из алюминия - любимого мною и весьма достойного материала. И вот что еще очень удивляет меня как архитектора. Территория ГЭС-2, расположенная в центре столицы, является историческим пространством прежде всего в архитектурном смысле. Почему же именно здесь должна появиться скульптура автора, знаменитого тем, что он создает арт-объекты, которые порой разрушаются уже во время их экспонирования?

И.Воскресенский, председатель комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме:- В плане искусства появление такой инсталляции в Москве будет неким вызовом. Но, видимо, к этому и стремятся те, кто привез скульптуру. Острая реакция в обществе, я считаю, точно будет. С другой стороны, данная скульптура - это абстрактное искусство, во всем мире есть известные русские мастера этого стиля, которые стали мировыми знаменитостями. Среди них, например, Наум Габо, один из моих любимых авторов абстрактного искусства в монументальной скульптуре. Не меньшей величины скульптор-абстракционст Генри Мур. Я бы с огромным удовольствием увидел их работы и познакомил с ними наших соотечественников. Но их к нам не привозят. На мой взгляд, произведений звезд первой величины в абстрактном искусстве точно не хватает нашему городу. Что до работы скульптора Фишера, то я бы рекомендовал поставить ее в качестве эксперимента в другое место. Может быть, в парке?

А.Польский (Мейк), художник-граффитист:- Вместо того чтобы поддержать или выделить гранты молодым художникам, развивать пространство, фонд, который привез эту скульптуру в Москву, делает вот такие статусные проекты, которые разобщают людей, создают стену между специалистами и обывателями. В итоге они укрепляют мысль, что современное искусство - обязательно что-то очень далекое от понимания нормального человека.

Георгий Франгулян, народный художник России, скульптор:- Во Флоренции, в Нью-Йорке Фишера уже выставляли. Теперь посмотрим мы. Место выбрано самое подходящее - перед будущим музейным пространством. И надо привыкнуть, что здесь могут и дальше появляться подобные скульптуры. Это может кому-то не нравиться, но это возможность увидеть то, что происходит в современном искусстве. В любом случае это очень интересно. Искусство многообразно, в этом и состоит его значимость. Оно должно будоражить глаз, мысль зрителя. Когда я делал проект "Белый город", то надеялся, что дам ход новым работам, новым направлениям искусства в городе. Но прошло несколько лет, и ничего не произошло. Получается, что у нас в городе превалирует новая архитектура, претендующая на скульптурные ассоциации, принимаются нестандартные решения в благоустройстве городского пространства, а скульптура осталась очень далеко позади. Считаю, что нужно давать свободу различным стилям в искусстве. Кто-то смотрит на Генри Мура и ужасается, а ведь он классик! Что же до данной работы, то ее выбрал музей, может быть, это его способ привлечь публику, такой пиар. Я - за подобные эксперименты.

А.Рукавишников, скульптор, профессор МГАХИ им. В. Сурикова:- Правы те, кто называет Урса Фишера художником, а не скульптором. Он достаточно известный художник-концептуалист. Я видел его произведения на биеннале в Венеции, с философской точки зрения мне понравилась его идея. Что касается "Глины 4" - это сделано при помощи современных технологий. Скорее это арт-объект, а не скульптура. Глина действительно красива сама по себе. Остроумно придумано - увеличить экспрессивно сложенные куски глины. Я слышал, что выставлено это будет на короткое время на набережной. Думаю, что москвичам и гостям столицы будет полезно и приятно расширить диапазон и увидеть, что городская скульптура может быть разной. На мой взгляд, в этой вещи есть какой-то драйв или кураж. И уж это точно лучше, чем посредственные и аморфные скульптуры, доминирующие во многих наших городах.
Сергей Жуков и Ирина Огилько
15.08. 2021. РГ


Флоренция избавилась от шедевра


В последний раз этот монумент Фишера выставлялся в 2017 г. во Флоренции на знаменитой пл. Синьории, которая справедливо носит название "музея под открытым небом" и по праву считается одним из самых красивых мест в городе. "Творение" швейцарца появилось в рамках биеннале современного искусства InFlorence. Очевидно, по задумке организаторов, в тот период данная конструкция была призвана развлечь местных жителей и туристов, пока шла реставрация фонтана Нептуна на площади. Но вместо умиления и радости "Большая глина № 4" вызвала шквал недовольства со стороны недоумевающей публики. Судя по гневным комментариям флорентийцев в соцсетях, они разглядели в ней не что иное, как груду экстрементов, которой, по их мнению, негоже находиться в 2-х шагах от Палаццо Векьо, здания городской коммуны. Так, к примеру, известный и ныне покойный искусствовед Филиппе Даверно назвал тогда статую - произведением "достойным мусорного бака". Чтобы погасить страсти, власти Флоренции предложили устроить коллективное обсуждение, чтобы лучше "понять монумент". В итоге победило большинство. Под давлением негодующей общественности через 4 месяца гигантскую скульптуру демонтировали. 
Нива Мирокян, Рим
https://rg.ru/2021....ka.html

Скандальную скульптуру «Большая глина» со временем уберут из Москвы
Абстрактное искусство никогда не вызывает единодушных реакций. Поэтому появление «кочующей» по разным странам мира инсталляции швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4» на Болотной набережной в Москве всколыхнуло вихрь мнений. Реакции колеблются от восторженных панегириков до уничижительных эпитетов (таких значительно больше). Как рассказал председатель городской Комиссии по монументальному искусству И.Воскресенский, Москве остро не хватает абстрактных произведений, однако их появление не должно быть результатом чьих-то капризов.

В воскресенье, 15 августа, скульптура, по замыслу автора, напоминающая гигантский кусок необработанной глины в руках скульптора, была установлена перед фасадом ГЭС-2. Ее сбор осуществлялся частями, в процессе были задействовано 20 рабочих с использованием крана. Высота выполненной из алюминия «Большой глины №4» - 12 м., а ее размеры в 50 раз превышают размеры комка глины, который автор вроде как разминал в руках. Инсталляция, по задумке, символизирует процессы незавершенности, преображения и становления. Однако очень многие москвичи задумку не поняли и не оценили, а посему начали жестко высмеивать в соцсетях. Поскольку это произведение монументального искусства не является стационарным и установлено не навсегда, согласования по всем правилам для его появления в городе не требовалось. Для установки в Москве памятника и иного произведения монументального искусства на постоянной основе нужно пройти длительную процедуру одобрения - начиная с подачи в Комиссию по монументальному искусству, с предоставлением согласований от ряда ведомств и одобрения районных властей и заканчивая принятием постановления Мосгордумы. На практике процесс обычно занимает несколько месяцев, а то и лет.

- Но это не тот случай. Безусловно, нужно получать разрешение на установку на временный объект, но обращаться нужно не к нам, а в Департамент культурного наследия. Практика размещения временных экспозиций в Москве отработана. Один из последних примеров - памятник О.Табакову перед театром Табакова на Садовом кольце. Он не является постоянным. Предполагается, что его будут перемещать по городу, поэтому у него даже нет постамента. Кроме того, временные объекты появляются в городе в рамках праздничного оформления, например, арки на Новый год. - рассказал И.Воскресенский.
Екатерина Пигугина
17.08. 2021 МК

https://www.mk.ru/culture....vy.html
Прикрепления: 5329706.jpg (19.4 Kb) · 1457763.jpg (17.3 Kb) · 8205843.jpg (19.3 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: