Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 01 Дек 2021, 10:53 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| РАЗБИВШАЯСЯ УТОПИЯ: ДВОРЕЦ, КОТОРЫЕ ПОСТРОИЛИ САДОВНИК И ХIХ ВЕК Вечером 30 ноября 1936-го, 85 лет назад, сгорело самое знаменитое здание викторианской эпохи - символизировавший наступление нового, промышленного века Хрустальный дворец.
Он был построен за 86 лет до пожара. Монархине-долгожительнице королеве Виктории тогда был только 31 год. Киплинг с его «бременем белого человека», одами машинам и прогрессу, британскому солдату и непреходящему величию Британской империи появился на свет через 16 лет после того, как дворец был построен, но его идеи уже витали в воздухе. Британия стала «мастерской мира», ее флаг несли самые большие военный и торговый флоты, на английской земле рождалось большинство значимых технических инноваций. Нации было чем гордиться, подтвердить ее достижения предстояло Великой выставке промышленных работ всех народов. Само собой разумелось, что наиболее представительной частью экспозиции станет английская - так оно и вышло. Но дело было не только в том, что выставка польстила английской гордости.
И она сама, и Хрустальный дворец отражали дух времени - самоуверенного, нацеленного в будущее, убежденного в том, что наука и промышленность меняют мир к лучшему. В Лондоне бедные семьи ютились в одной каморке, и кровать часто служила местом работы дочери-проститутки, а все остальные устраивались на полу. Те, кто очутился на самом дне, арендовали место у натягивавшейся на ночь вдоль улицы веревки - так можно было подремать стоя. Зато на выставке был представлены такие чудеса современной науки, как прототип факса и предсказатель бурь Джорджа Мериуэзера. В бутылочках сидели пиявки, когда приближался шторм, они тревожились, пытались удрать, и приводили в действие механизм, звонивший в колокольчик. Вероятность шторма определяли по интенсивности звона.
Это направление научной мысли оказалось тупиковым, к 2021 вышел из употребления и факс, но Хрустальный дворец предвосхитил современные здания из стекла и стали. То, как появился дворец, отражало свойственный эпохе и стране динамизм: концепция и проект принадлежали садовнику Джозефу Пакстону, впоследствии ставшему рыцарем, ход работ контролировал великий инженер Изамбард Брюнель, «художник железа», выкуривавший 40 сигар в день и спавший 4 часа в сутки. Брюнель построил 125 железнодорожных мостов и крупнейший корабль своего времени «Грейт Истерн»- самый большой в истории парусник и один из самых больших паровых кораблей, перевозивший 4 тыс. пассажиров.
В Российской империи 1850 г. хрустальных дворцов не строили. Да и сама ситуация, когда важное для престижа государства здание возвел бы не дипломированный, заслуженный, многократно награжденный и облеченный доверием монарха архитектор (при этом желательно генерал), а садовник, которого осенила гениальная идея, у нас была невозможна. Продолжением диалога 2-х находившихся в разных временах культур и гос. устройств оказалась Крымская война, на которой Брюнель строил военные госпитали с водопроводами, и придумывал механических монстров для атаки на Кронштадт. Он спроектировал особую канонерскую лодку, прообраз десантного корабля, и самодвижущиеся боевые механизмы, которые та должна была перевозить. Русская техническая мысль ответила на западные военные инновации проектами вооруженных пушками боевых бронированных плотов. На выставке Россию представляли сделанные на Петергофской гранильной фабрике каменный мозаичный стол и шкаф, вещи очень тонкой работы. Да и бронированные плоты в случае нападения на Кронштадт и Петербург оказались бы не лишними…
Но в 1850-1851-м, когда строился Хрустальный дворец, до ужасов Крымской войны было далеко. Он стал гимном совершенству наступающего мира, зримым воплощением его возможностей. Из стекла, деревянных рам, железных балок и опорных чугунных стоек построили здание площадью 90 тыс. кв. м. и высотой 33 м., вмещавшее 14 тыс. посетителей, - к тому же дворец был очень красив. Его выстроили из модульных конструкций, и это предвосхитило архитектуру ХХ в., но внешне он воспроизводил сооруженный в классическом духе дворец, только невиданных размеров. Дизайном занимался архитектор-авангардист Оуэн Джонс, оформивший интерьеры в духе античной полихромии - красным, желтым и синим. Консерваторы не приняли здание, но оно было так прекрасно, что пережило выставку, хоть по первоначальному плану его и должны были разобрать. Было создано выкупившее металлические конструкции акционерное общество, дворец воссоздали на новом месте, сделав его еще более грандиозным. Вокруг разбили парк с фонтанами, и предприятие работало до 1911-го, когда АО обанкротилось. Тогда парк и Хрустальный дворец выкупили в госсобственность по публичной подписке. Но к этому времени интерес к дворцу угас, и он скорее представлял историческую ценность.
Любопытно, что это произошло в преддверии Первой мировой, а сгорел он накануне ее продолжения, Второй мировой войны. Первая великая война покончила с иллюзиями о веке разума и прогресса, показала, что гениальными изобретениями может быть вымощена дорога в ад - ее порождением стали ядовитые газы и танки, развитие блестящих идей Изамбарда Брюнеля. Она отрицала все, чем дышала эпоха Хрустального дворца - и веру в добрую природу людей, и надежду на поступательное движение прогресса. А заодно и святую убежденность викторианцев в том, что пример западной цивилизации идеально подходит для остального человечества. А если оно не желает укладываться в этот шаблон, то можно втиснуть его туда силой.
Вторая мировая стала доказательством дьявольской, темной природы человека. Душегубки и печи лагерей смерти, депортации и массовые казни говорили не о триумфе, а о вине европейской культуры, ее родовом изъяне: если бы Хрустальный дворец дожил до налетов люфтваффе на Лондон, его бы наверняка разбомбили. Из ХХI в. он кажется прекрасной и наивной утопией. Ему мы обязаны еще одним нововведением, помимо модульных конструкций и применения стекла и стали в строительстве. В нем, впервые в истории Европы, появились платные общественные туалеты, вход стоил одно пенни. Поэтому у каждого из нас впереди много поводов вспомнить о прекрасном творении Джозефа Пакстона, Изамбарда Брюнеля и Оуэна Джонса… Алексей Филиппов https://portal-kultura.ru/article....ikh-vek
ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ. БРИТАНСКОЕ ЧУДО XIX ВЕКА Среди множества рукотворных чудес, рожденных человеческим гением, трудолюбием и упорством, Хрустальный дворец занимает совершенно особое место. Ведь именно с него отношение к международным промышленным выставкам стало совсем другим. А было так, что среди сезонных игр, которые в лондонских школах в XIX в. проходили одна за другой, большой популярностью пользовалась игра "гротто". Дети обыскивали свои дома на предмет старых антикварных вещиц и всякой рухляди, которую они затем выставляли на уличных тротуарах, декоративно оформляя цветами, ракушками и камнями. Они садились возле своих "творений" в ожидании, что какой-нибудь прохожий кинет на это свой взгляд, а может быть и расщедрится даже на монету. Эти миниатюрные выставки (таковыми на самом деле они являлись), не всегда пользовались популярностью у взрослых "посетителей", особенно, если у них выпрашивали деньги, но сами "организаторы", несомненно, находили в них немало удовольствия. Было весело планировать выставку; решать, что выставлять и где; собирать "участников", и проводить все так, чтобы это доставляло удовольствие. Наконец, когда "стенд" был завершен, маленьким изобретателям было интересно получить похвалы. Такая игра очень походила на выставки в современном значении, ведь выставки – это не только коллекции интересных вещей, собранных вместе в определенном месте в определенное время. Это и действия человека, направленные на достижение результатов. Выставки являются формой человеческого общения как между участниками, так и между публикой и организациями, а результаты их могут быть получены только при помощи каких-то последовательных действий.
"С трудом верится, что это все воздвигнуто человеком", - было напечатано в "Таймс" 2 мая 1851 г., а королева Виктория на следующий день написала: "По-настоящему поразительная, сказочная сцена". Действительно, было нечто сказочное в выставке 1851 г. Дело не только в самом здании - магия хрустального купола, казалось, обволакивала все под собой, аура мистики и нереальности витала внутри и за его пределами. Вполне прозаическое место было на время трансформировано в сияющий мир счастья и гармонии. Несмотря на незначительный размер, первая выставка имела ошеломляющий успех и приняла 20 тыс. посетителей. Несколько позже, с 9 марта по 1 апреля, была проведена 2-я ежегодная выставка. Успех 1847 г. переломил мнение производителей, и в 1848 г. предложения об участии посыпались отовсюду. Было выставлено уже 700 экспонатов, большая часть которых представляла новый дизайн промышленных товаров. Посещаемость выросла до 73000 чел.
Третья выставка в 1849 г. была еще больше, каждый уголок здания был занят, что сделало необходимым сократить выставку на несколько секций. Наконец-то стало возможным сообщить окончательную дату следующей национальной выставки, 5 лет спустя после первой ежегодной. Энтузиазм публики дал необходимое число подписей на петиции парламенту о формальной поддержке проекта и бюджета на строительство. Тем не менее, в 1849 г. международная выставка оставалась всего лишь мечтой, а для принца Альберта и Общества он стала задачей, которую требовалось претворить в жизнь.
В 1851 г. в Букингемском дворце была проведена историческая конференция, на которой и родилась "Великая Промышленная Выставка всех наций, 1851". На этом собрании были рассмотрены и приняты главные решения: 1. О разделе экспонатов на 4 раздела: рабочие материалы, машинные, промышленные продукты и скульптура. 2. О необходимости временного здания, чтобы вместить все эти вещи, но вопрос остался открытым в связи с дальнейшим поиском подходящей территории. 3. О масштабе выставки. 4. О призах. 5. О финансировании. Было ясно, что особой помощи от правительства ждать нечего, и что фонды должны быть немедленно увеличены на добровольной основе. Поразительно, что все эти важные решения были приняты всего за один день! Затем наступил период небывалых усилий. Производители были призваны из 65 городов Англии, Шотландии, Ирландии и Германии. Помочь выставке взялись Индийская компания, а позже и сам Наполеон III. Была выделена даже королевская премия, что еще больше поднимало статус выставки.
Казалось, что все трудности уже были позади. Результатом упорного 5-летнего труда стала не только возможность проведения международной выставки, но и одобрение правительством схемы ее проведения, поддержка производителей, финансовая уверенность. Оставалось лишь построить для выставки здание. И вот тут-то и оказалось, что худшие проблемы были еще впереди. Одной из них была финансовая: взносы поступали очень медленно. Тогда один из членов Общества Искусств лорд Майор устроил грандиозный банкет, на котором присутствовал весь высший свет со всех концов страны. После этого фонд возрос до 80000 фунтов. Этой суммы было более чем достаточно на все расходы. Но вряд ли хватило на строительство: в этом и заключалась проблема №1. Место расположения выставочного павильона неожиданно стало проблемой №2. Было достигнуто соглашение с королевой об использовании территории Гайд-парка. Однако это решение устроило далеко не всех. Газета "Таймс" начала решительную акцию протеста. "Весь парк, и Сады Кенсингтон в том числе, будут разрушены, а близлежащие жилые кварталы пострадают от полчищ вульгарных посетителей, собранных на месте этой выставкой. А как же деревья? Этим тоже готовы пожертвовать ради расчистки места для выставочного здания? " - сообщалось в газете.
Очень много говорилось и о загрязнении парка, являвшегося украшением Лондона. Проект здания стал третьей проблемой. Еще в 1849 г. было задумано, что это здание станет главным экспонатом на выставке. Королевская комиссия обратилась к строительному комитету. Комиссия объявила конкурс среди дизайнеров всех наций, но отвела на него всего 3 недели. Несмотря на такой короткий срок, комиссия получила 233 проекта включая 38 иностранных. Из них было выбрано 68, но не один не был рекомендован на утверждение. Вместо этого комитет предложил свой вариант, который королевская комиссия просто была вынуждена принять. Проект представлял собой кирпичную структуру с куполом, покрытым металлом. Закрыть огромную часть Гайд-парка было плохой идеей уже само по себе, но столь ужасный материал как кирпич грозил испортить и пейзаж, и ландшафт навсегда. Перед организаторами это ставило и другую проблему - может ли быть такое огромное здание закончено ко времени открытия выставки (за срок меньше года)? Но штормовые тучи также внезапно исчезли, как и появились. Уже в июле 1850 г. было найдено решение всех этих 3-х проблем.
Финансовый вопрос был решен за счет увеличения взносов в фонд непосредственно от членов Комиссии. Также стало возможным взять банковский кредит под гарантии Комиссии. Споры о месте проведения разразились в обеих палатах парламента. Особенно тяжелым ожидание решения было для Принца Альберта. Если Гайд-Парк был бы отклонен, то другого места просто не существовало. Но споры завершились в пользу Гайд-парка. Критики по вопросу здания было меньше, но зато сама проблема сложнее. Решение было найдено в самую последнюю минуту. Это случилось так неожиданно, что было воспринято как настоящее чудо.
Джозеф Пакстон был простым садовником, но его интересы этим не ограничивались. Более того, в то время он был известен своим проектом железной дороги и строением из стекла. Случилось так, что ему пришлось говорить с премьер-министром Великобритании Эллисом, и вот в этом-то разговоре он и рассказал ему о своей идее. А Эллисом был знаком с работами Пакстона и знал, что они заслуживают внимания. Поэтому премьер-министр обратился в Торговую палату для выяснения условий рассмотрения нового проекта. Их почти не было, оставалось лишь несколько дней, за которые можно было внести коррективы в официальный проект или же представить новый. И Пакстон решил использовать представленную ему возможность. Все выходные он посвятил работе над проектом. На собрании железнодорожного комитета его мысли были далеко от темы собрания. Зато на клочке бумаги появился "сырой" чертеж того, что впоследствии стало известным как "Хрустальный дворец". Его дизайном были восхищены практически все, но это означало позор для королевской комиссии, поскольку их проект уже был утвержден строительным комитетом. Фантастическое сооружение Пакстона не могло быть принято без технической экспертизы, для которой должно было назначено расследование, проводимое все тем же строительным комитетом, который не мог с такой легкостью подставить под сомнение свою репутацию. Общество Искусств помогло Пакстону добыть информацию о высоте деревьев, чтобы они могли полностью войти в здание. Это сделало его проект экологически бесценным, но именно этого-то ему и не могли простить инженеры из комитета.
Время шло, а ответа от него все не было. Пакстону это надоело, он решил обратиться напрямую к нации. 6 июля 200000 экз. "Иллюстрированных Лондонских новостей", которые несколько раньше ужаснули страну рисунками официального проекта здания, сейчас представляли разработку Пакстона вместе с пояснительной запиской. Люди тут же приняли его проект как великолепное и неповторимое в своем роде временное строение для Гайд-парка. Газета "Таймс" была все же еще против любого вторжения в парк и назвала проект "Чудовищным Зеленым домом". Но комитет не мог выступить против всеобщего одобрения и восхищения. Пакстон выиграл. Опять только лишь счастливый случай помог ему встретиться с Чарльзом Фоксоном, одним из компаньонов большой строительной компании и производителем стекла. На очередном собрании были подсчитаны расходы, которые не выходили за рамки бюджета. 15 июля благодаря группе энтузиастов стало возможным утвердить план в строительном комитете, ровно за год до открытия выставки.
Казалось, что теперь строительству был дан зеленый свет. Однако теперь возникли финансовые проблемы. Пошла новая волна критики, но принц Альберт воспринимал все это уже с улыбкой, ведь день открытия первой международной выставки был уже так близок. Он отвечал: "Математики подсчитали, что Хрустальный дворец сдует первым же легким ветерком; инженеры пришли к выводу, что галереи обвалятся и раздавят посетителей; врачи предупреждают, что в результате общения многих рас наступит черная смерть средних веков. Я не могу застраховаться от всего на свете, так же как и не берусь брать ответственность за жизнь королевской семьи". Как ни странно, ничего подобного не произошло, и грациозный дворец Пакстона был все же построен. Уже 1 февраля 1851 г. Хрустальный дворец был готов, спустя всего лишь 17 недель после первого забитого в землю строительного колышка.
В оставшееся время все были заняты таким важным и проблематичным делом как подбор экспонатов. Было решено, что половина площади (37200 кв.м) должна быть предоставлена британским участникам, а оставшаяся площадь поделена между другими странами. Вскоре стало ясно, что даже это пространство не вместит всех желающих, поэтому применили систему отбора, возложенного на руководство стран-участниц. Только их расположение на выставке решалось Комиссией. Койл и его коллеги великолепно выполняли административные обязанности. Нужно упомянуть, что корреспонденция Исполнительного комитета между октябрем 1849-ого и декабрем 1851 г. возросла до 162 631 писем - и это до появления печатных машинок! Людей интересовало не только здание и сроки, в которые оно будет построено, но и сами экспонаты. В Международной секции также было очень много трудностей. Первые экспонаты прибыли 12 февраля, последние не доставили вплоть до открытия. К моменту открытия выставки было получено 80% экспонатов. Из 15000 участников половина были британцы, а половина - иностранцы; списки указывают на представителей не менее чем 40 различных стран, среди которых лидировала Франция.
Один из экспонатов выставки: трон, подаренный королеве Виктории королем Траванкора.
Наконец наступило 1 мая. Великое по своим масштабам предприятие было завершено. Сияло весеннее солнце; молодая королева с энтузиазмом, удивившим даже ее окружение, направилась к месту действия. На мгновение показалось, что наступило новое тысячелетие. Впервые в мировой истории представители стольких наций собрались вместе, под одной крышей из хрусталя, в здании, где были собраны самые прекрасные творения каждой страны. Королева по этому поводу написала: "Бесспорное одобрение, радость в каждом лице, необъятность и великолепие здания, сочетание пальм, цветов, деревьев и скульптур, фонтанов, звучание органа (200 инструментов и 600 голосов сливались в один) и мои любимые друзья, которые воссоединили историю всех стран Земли, - все это действительно имело место и останется в памяти навсегда. Да сохранит бог моего дорогого Альберта. Да сохранит бог мою дорогую страну, которая так великолепно показала себя сегодня!"
Экспрессивность этих слов выражала не только чувства королевы, но и энтузиазм, который нарастал в течение всей выставки. Рекордная цифра посещаемости в день возросла за последнюю неделю до 110000. За период до октября общее количество посетителей выросло до 6 млн. чел. Финансовый результат полностью покрыл затраты на организацию. После погашения долгов, займов и выплат еще оставалось 200000 фунтов и фонд добровольных пожертвований. И в самом деле: выставка действительно имела ошеломляющий успех. Но еще больше было получено результатов после ее закрытия. Первое - это прибыль и ее вложение. Организаторы решили инвестировать ее в землю в Южном Кенсингтоне, смежную с районом, где проходила выставка. Как владельцы этой прибыльной собственности, они были в состоянии в последующие годы выделять средства на поддержку многих образовательных институтов и создать систему стипендий в ВУЗах науки и искусства, которая существует и по сей день.
Второе – само здание Хрустального дворца, слишком великого, чтобы его потом просто разобрали. Возведенное заново в другом городе, оно служило популярным центром развлечений и общественных мероприятий, пока не было уничтожено пожаром в 1936 г. Хрустальный дворец стал и одним из первых сооружений, в котором были приняты столь распространенные сейчас унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, 300 000 одинаковых листов стекла, однотипных деревянных рам и металлических балок. Сборные элементы стандартных размеров были изготовлены в нужном количестве заранее, так что на стройплощадке оставалось их только смонтировать, а при необходимости их было столь же легко разобрать!
Памятная медаль выставки 1851 г. с изображением Хрустального дворца
Хрустальному дворцу суждено было войти и в историю русской литературы и политической мысли ХIX в. В 1859 г. его посетил Н.Г. Чернышевский. Увиденное столь сильно подействовало на его воображение, что он послужил прообразом того огромного здания, в котором живет коммуна будущего в 4-ом сне Веры Павловны из романа «Что делать?» Русский писатель с удивительной прозорливостью заменил в своем произведении железо и чугун в конструктивных элементах дворца алюминием – металлом, который был в то время дороже золота. Его еще не умели получать в больших количествах и применяли только в ювелирных изделиях. Ну, а потом все развитые страны переняли опыт Британии, и такие выставки и здания стали уже нормой нашей жизни. В.Шпаковский 08.08. 2018. https://topwar.ru/144963-....ka.html
|
|
| |