[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
КОМАРОВО ПРОТИВ ПЕРЕДЕЛКИНО
Валентина_КочероваДата: Пятница, 18 Авг 2023, 20:41 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7017
Статус: Offline
КОМАРОВО ПРОТИВ ПЕРЕДЕЛКИНО
Переделкино и Комарово. Два писательских городка, созданных в советскую эпоху, два культурных мифа - "московский" и "ленинградский". Но какой из них влиятельнее? Какие наиболее весомые фигуры принадлежат тому и другому?

Сегодня писательские городки (дачные поселки), полузаброшенные в 90-е годы, начали постепенно возрождаться. А понятие "Дом творчества" - обретать свое первоначальное значение: лаборатории для тех, кто работает со словом. Потому давайте попробуем представить себе "баттл" - он же спор - 2-х "писательских столиц". Тем более что он и так продолжается со времен основания Санкт-Петербурга. Вспомним пушкинские строки из "Медного всадника":

И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.


Но к началу 30-х годов ХХ в. Москва вернула свои позиции. По мысли М.Горького, которую он довел до Сталина, необходимо было предоставить особые условия нескольким десяткам талантливых писателей, что должно было привести к скачку в развитии советской литературы. Так возник городок Переделкино, построенный между двумя подмосковными барскими усадьбами, Измалково и Лукино, неподалёку от деревни Переделки. Среди наиболее значимых дачников - К.Чуковский, Б.Пастернак и знаменитые поэты оттепели: Вознесенский, Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина. Здесь складывались многие лит. сюжеты, связанные со сталинской, оттепельной, застойной и перестроечной эпохами.

Например, у Булгакова в "Мастере и Маргарите" Переделкино выступает "под псевдонимом" поселка Перелыгино, где председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз арендует дачу. Не зашифровал ли Михаил Афанасьевич.Булгаков в образе героя со своими инициалами ту версию автобиографии, которую сознательно отверг, отрезав голову несчастному "генералу от литературы" и выбрав судьбу "бедного, окровавленного мастера"? В любом случае, Переделкино-Перелыгино становится узнаваемым лит. образом. Что же ответит на это Комарово?

Финский поселок Келломяки с остатками былой роскоши - дачами-дворцами эпохи модерна, переданный в послевоенные годы писателям и академикам и названный в честь ученого-ботаника В.Л. Комарова, - с советских времен называют "ленинградское Переделкино". Однако Комарово, в отличие от богемного собрата, и в советские годы был поселком не столько писательским, сколько вообще элитным.


Непосредственно писателям было выделено полтора десятка дощатых домиков, в один из которых - знаменитую "будку" - А.Ахматова приезжала не только летом, но и зимой, в течение своих последних 10 лет, с 1955 до 1965 г. Домики были настолько скромные, без удобств, что многие вспоминают как анекдот слова писателя-натуралиста В.Бианки, который продержался на даче всего год: "Я, конечно, люблю природу, но не до такой степени"

После смерти Ахматовой писателям предложили ещё потесниться: и без того маленькие домики поделили на двоих, пристроив крылечки для входа с другой стороны. В одном из таких домиков братья Стругацкие в общей сложности провели около 330 дней, создали "Град обреченных", завершили "Пикник на обочине", сценарии к фильмам "Сталкер" и "Чародеи". Примем к сведению и третью "литературную столицу" - Репино (бывшая финская Куоккала). Там до революции располагалась дача И.Репина, который сумел собрать вокруг себя таких разных людей, как Куприн, Маяковский, Андреев, Чуковский. Куоккала стала "культурной столицей" ещё в начале ХХ в., а Комарово приняло у нее эстафету уже в послевоенные 50-е годы. Такого исторического фона у Переделкина нет, так что в этом фантастическом соревновании за социокультурный контекст побеждает Комарово. Этому же способствует морской бриз с Финского залива и знаменитая песенка 80-х годов "На недельку, до второго, я уеду в Комарово", исполненная И.Скляром. 
Что может противопоставить Переделкино влиянию на современную молодёжь? Конечно, влияние на детей!


Именно здесь жил К.Чуковский. Знаменитый сказочник вынужден был мимикрировать под социальные и эстетические вкусы советской эпохи, но его худ. методы сформировались задолго до революции 1917 г. Пристальное внимание к языку худ. произведений и личности автора характеризует дореволюционные критические статьи Чуковского о Блоке, Ахматовой, Маяковском. Переезд из Петербурга в Москву, из Куоккалы в Переделкино одного из ведущих лит. критиков Серебряного века знаменовал тогда победу "московского текста" и писательского городка Переделкино.

Другой выбор делает "вечная странница" А.Ахматова. Она отказалась от переезда в Москву, но любила подолгу гостить у своих друзей Ардовых на Б.Ордынке, где у нее была своя комната. Личный биографический миф Анны Андреевны восходит к последнему ордынскому хану Ахмату, который противостоял русскому князю Ивану III. Выбор Ордынки - места, откуда начиналась дорога в Золотую Орду, - для жизни в Москве выглядит символически .В Переделкине таким местом для Ахматовой стала "сторожка" - крохотный летний домик ее подруги Л.Чуковской на территории дачи Корнея Ивановича.

"Будка" в Комарове и "сторожка" в Переделкине - символы народности ахматовской поэзии, а "сиятельный" Фонтанный Дом и "ханская" Ордынка - аллегории власти её поэзии над умами. Предпочтение, отданное "Анной всея Руси" Петербургу (пусть даже в обличии советского Ленинграда), а значит, Комарова - Переделкину, говорит само за себя. Но Переделкино не сдается и устами экскурсоводов повествует о том, как по аллее мрачных классиков (в миру - ул. Серафимовича) гулял совсем не мрачный К.Чуковский, подшучивал над В.Катаевым, прислушивался к "гудящему" голосу Б.Пастернака. Недолюбливал первого, преклонялся перед поэзией второго - в шутку предлагал водить экскурсии по мотивам пастернаковского сборника "Переделкино".

Стихотворный цикл "Переделкино" знаменует обретение Пастернаком нового стиля после долгого периода вынужденного молчания. Дачный быт и окружающая природа становятся для него аналогом "Книги бытия", а "надменный город", отделённый от Переделкина ж/д, похож в его стихах на Древний Вавилон. Чуковский невысоко оценил "Доктора Живаго" (потом он предпочтет поэзию Евтушенко стихам юного Бродского), но первым пришёл поздравить неофициального поэта с присуждением Нобелевской премии (а позднее подписался под письмом за освобождение Бродского из ссылки). Чуковский не знал, что принял участие в завязке мучительной драмы, которая приведет к беспрецедентной травле поэта, в ходе которой переживший годы революций, войн и сталинских репрессий Пастернак будет всерьёз задумываться о самоубийстве. Вместо нобелевской лекции - пронзительное стихотворение "Нобелевская премия", где неудавшийся триумфатор сравнивает себя то с "убийцей и злодеем", то с загнанным волком:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.


Нравственный и эстетический выбор "тайной свободы", сделанный перед войной, привел к созданию "Доктора Живаго", публикация которого стала причиной острого конфликта с властью и преждевременной смерти Пастернака. Тем не менее этот выбор сделал его главным писателем того периода - и превратил Переделкино в культовое место не только для национальной, но и для мировой культуры. Вспомним знаменитый приезд Квентина Тарантино на могилу Пастернака в Переделкино.

Тем временем в Комарове величественная "Анна всея Руси", как назвала Ахматову М.Цветаева, собирала вокруг своей крохотной дачки-будки "волшебный хор" мальчиков-поэтов, среди которых голос рыжего юноши И.Бродского звучал наиболее внятно.
"Вы напишете о нас наискосок", - пророчил он в стихотворении, посвященном ей, как бы предчувствуя драму, которая не замедлила случиться. В преддверии суда над Бродским в рукописях Ахматовой появились строки:

О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.


Отвечая на вопрос Соломона Волкова о том, знает ли он, что Ахматова посвятила ему это четверостишие, Бродский сказал, что он этим "никогда не интересовался". Многие увидели здесь признание того, что поэзия Ахматовой, а особенно её идея "деланья судьбы" (иначе говоря, создание личного мифа), была не близка Бродскому. Действительно, тема полит. гонений казалась поэту через 20 лет после описываемых событий забавным преувеличением. Он предпринял попытку демифологизации собственной судьбы .В 1-й половине 80-х годов в эмиграции Бродским написан стихотворный цикл "Келломяки" (довоенное финское название Комарово), в котором словосочетание "маленький городок" символизировало отсутствие выбора, жизнь, поставленную раз и навсегда на рельсы. Лирический герой тем не менее чувствует мучительную связь с этой жизнью:

Ибо она теперь целый мир,
где тоже есть сбоку дверь.
Но и она - точно слышала где-то звон -
годится только, чтоб выйти вон.


Как ни старается Бродский "указать на дверь" своему прошлому, в 1989 г. Комарово вновь возникает в его поэзии. На этот раз в чеканной оде "На столетие Анны Ахматовой", которая представляет собой "поклон через моря" великой душе и ее тленной части, "что спит в родной земле". Комарово как место успокоения Ахматовой во 2-й половине 60-х годов стало известно всей стране.  Словом, сюжет о призвании, реализованном вопреки испытаниям, становится основным сюжетом переделкинского мифа, который пересекается в этой точке с комаровским текстом. Цикл "Переделкино" Пастернака и "Приморский сонет" Ахматовой повествуют о неожиданном для всех духовном освобождении великих поэтов из-под гнёта времени. Здесь также точка пересечения этих текстов с одним из главных романов ХХ в. "Мастер и Маргарита": герой Булгакова обретает покой в домике с венецианским окном, увитым виноградом, с библиотекой и возможностью общаться с друзьями - этот домик очень похож на одну из дач в Переделкине или Комарове, только находится в мире ином.

Так кто же победил в нашем импровизированном "баттле"? Победила настоящая литература. Ведь если вопреки стремлению некоторых чиновников и бизнесменов выставить на торги "золотую" землю Переделкина и Комарова писательские заповедники живут, если в национальной картине мира есть представление о великой литературе - то есть будущее и у самой литературы.
Татьяна Шеметова, литературовед, доктор филологических наук, автор книг об А.Битове, пушкинском мифе в литературе ХХ в., лит. Переделкине 
16.08. 2023. Год литературы

https://godliteratury.ru/articles/2023/08/16/komarovo-vs-peredelkino
Прикрепления: 2402010.png (92.0 Kb) · 0503331.png (74.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 21 Дек 2023, 11:07 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7017
Статус: Offline
ЗАПОВЕДНИК ЛУЧШЕ ВСЕГО. КАК ЖИВЕТ СЕГОДНЯ КОМАРОВО


Ближе к зиме поселок Комарово как будто бы замирает, но в выходные наполняется публикой: Финский залив и другие красоты притягивают в любое время года. А летом здесь культурная жизнь кипит едва ли не круглые сутки! Концерты около библиотеки, в музее, поэтические вечера на писательских дачах. Постоянно проходят экскурсии, так что по словам театроведа и писателя Е. Боярской, представителя известной петербургской династии, комаровцы чувствуют себя едва ли не обитателями туристической Мекки.



- Екатерина Николаевна, вы дачник или, выражаясь дореволюционной терминологией, «зимогор», то есть человек, оставшийся на даче на зиму?
- Раньше была дачником, все летние месяцы проводила здесь. Теперь живу постоянно, тем более что нынче еще и работаю в Комарове: уже больше года возглавляю музей «Келломяки-Комарово». Его основали 20 лет назад и вложили в него всю душу филолог И.Снеговая и зав. комаровской библиотекой Е.Цветкова. В 2019 г. музей стал государственным: его взял под свое крыло историко-культурный комплекс в Разливе .В этом году мы отметили знаменательную дату - 120 лет со времени основания поселка. В мае 1903 г. здесь, совсем рядом с административной границей Великого княжества Финляндского, появилась ж/д платформа «Келломяки», а затем как грибы стали расти дачи. Вместе с соседней Куоккалой (ныне Репино) это был своего рода русский, даже петербургский анклав…

- Поселок ведь построили практически на пустом месте?
- Да, посреди живописного соснового леса, и все улицы были проведены в четком геометрическом порядке, под прямыми углами. Та планировка сохранилась до наших дней практически в неприкосновенности. И еще одна знаковая дата нынешнего года: 75 лет назад поселок получил свое современное название - в честь выдающегося ботаника академика В.Л. Комарова.


Но, пожалуй, самое главное событие этого года связано с нашим храмом  Во имя Сошествия Святого Духа. Его возвели в начале ХХ в. по проекту известного петербургского архитектора Н.Никонова. Увы, храм простоял недолго, в 1917 г. он сгорел. И теперь случилось невероятное: по проекту архитектора Рафаэля Даянова, который очень трепетно относился к нашему поселку, церковь воссоздали. Помогли меценаты, на все ушло почти 10 лет. В этом году великолепный храм был освящен Святейшим Патриархом Кириллом. Кстати, в поселке сегодня живут потомки архитектора Никонова, которые передали в наш музей семейные реликвии, связанные с зодчим… Местные жители очень много делают для музея, делятся своими реликвиями. Недавно писатель Дм. Каралис принес в музей целую коллекцию стеклянных бутылок, склянок и других самых разнообразных предметов, найденных на своем участке. Он копал яму и наткнулся на старую финскую помойку. Это к слову о том, как пополняется наша коллекция. Вообще раньше о поселке говорили гораздо меньше: здесь был академгородок, в нем жили засекреченные ученые, работавшие над атомным проектом. Были и дачи партийных работников. Только когда общество стало более открытым, историю поселка начали изучать во всех подробностях.

- Наверное, экспозиция уже с трудом вмещает рассказ о том огромном количестве выдающихся людей, которые в разное время были комаровскими дачниками.
- Конечно, у нас ведь столько экспонатов в запасниках! Например, вся дачная библиотека Д.С. Лихачева с его пометками на книгах… Мы мечтаем о более просторном помещении, желательно в историческом здании.


Есть идея про дачу Шостаковича на Большом проспекте, она в неплохом состоянии, в ней раньше помещался летний детский сад. В нашем музее - уголки Соловьева-Седого, Черкасова, Лихачева, Гранина, который однажды заметил: «Комарово - это единственный своего рода заповедник, вокруг которого собралось все лучшее, что было в Ленинграде, в советской науке и культуре».
Комарово - это самостоятельная духовная сущность. Уже несколько лет существует арт-проект в лесном массиве вдоль 1‑й Дачной ул. - его придумала профессиональный ботаник и художница Н.Корякина. Сначала она создала на своем участке необыкновенный сад, ставший источником для флористических экспериментов, а затем расширила пространство творчества. Началось все с фигур рыб, связанных из тканевых полосок, как раньше делали коврики, и развешанных на соснах. Затем подключились многие комаровцы, они предлагали новые идеи и осуществляли их. Появилась арт-галерея совместного творчества под открытым небом. Возле каждого объекта - табличка с названием и указанием авторства. «Крылья ангела», «Открой мою дверь»… Модельер Т.Парфенова подарила инсталляцию с чайками. Я недавно придумала инсталляцию «Бронзовый век. Комарово».

- Выглядит все это довольно необычно. Всем ли понравилось?
- Да, поступали жалобы от странных людей: мол, уберите «мусор» из леса. Однажды арт-объек­ты действительно попытались убрать - так комаровцы встали на защиту. Появляются пространства для отдыха, только в этом году два новых. Сквер на Сосновой ул. носит народное название «Заполярье» - в память о живших в поселке полярных исследователях. Другой сквер, у Дома отдыха театральных деятелей, пока безымянный. Местные жители предлагают присвоить ему имя Соловьева-Седого, который провел четверть века на даче буквально рядом с этим сквером. Но вот беда: Большой проспект, на котором была дача композитора, превратился в ущелье заборов. И не только он один. Это большая проблема нашего поселка. Особенно в так называемом Нижнем Комарове, между жел. дорогой и заливом. Она делит Комарово на Верхнее и Нижнее. Раньше их соединял автомобильный переезд. Лет 5 назад из‑за скоростных поездов его закрыли, и теперь на машине попасть из одной части Комарова в другую можно только через виадук, расположенный в нескольких километрах от поселка. Путь из Комарова в Зеленогорск стал на 5-6 км. длиннее. Из‑за скоростных поездов вдоль ж/д построили «китайскую стену», которая очень портит вид. Понятно, что это тоже требование без­опасности, но раньше поселок был «прозрачный», с ж/д платформы можно было увидеть залив. Очень много потеряно дореволюционных домов петербургских дачников, построенных в стиле северного модерна. В 1990‑х и 2000‑х годах те, кто покупал землю со старыми домами, пребывавшими не в самом лучшем состоянии, не понимали, что это огромная историческая ценность. И безжалостно их сносили. Охранного статуса многие дома не имели. Краеведы немало сделали, чтобы образумить новых владельцев. И есть уже замечательные примеры, когда те реставрируют или воссоздают старые дачи. Например, вилла «Анечка» на ул. Лейтенантов, 11, недалеко от вокзала. Она сама по себе - шедевр эпохи модерна, да еще и прекрасно отреставрирована.
Сергей Глезеров
13.12. 2023. газета "Санкт-Петербургские ведомости"

https://spbvedomosti.ru/news....omarovo
Прикрепления: 1146410.jpg (46.3 Kb) · 4661560.jpg (3.4 Kb) · 9998865.jpg (7.5 Kb) · 8582969.jpg (19.9 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: