Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 16 Окт 2023, 11:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| ТОВАРИЩ АРТЕМ. СМЕРТЬ В АЭРОВАГОНЕ
26 июля 1921 г. "Правда" в заметке "Катастрофа на Курской дороге" сообщила: "24 июля в 6 час. 35 мин. вечера, на курской дороге на 104-й версте от неизвестной пока причины сошел с рельс аэровагон, в котором находились делегаты Коминтерна и несколько пассажиров, выехавших из Москвы для ознакомления с фабриками и заводами Московского района. Из находившихся в вагоне 22 чел. убито 6: Отто Струнат (Германия), Гельбрих (Германия), Хсоолет (Англия), Константинов Ив. (Болгария), председатель Ц.К. союза горнорабочих т. Артём (Сергеев) и т. Абаковский. Тяжело ранены 6 чел., из которых наиболее серьезно пострадал т. Фриман Поль (Австралия). Все они помещены в больницу. Остальные пассажиры отделались более или менее легко.К выяснению причин катастрофы принимаются энергичные меры. Следствие ведут сотрудники Наркома Путей Соообщения и МЧК". О причинах трагедии историки спорят и сегодня.
Идею строительства ж/д вагона, оснащенного авиационным двигателем и воздушным винтом, впервые воплотил немец Отто Штайниц: в 1919 г. он спроектировал самоходный вагон с авиационной силовой установкой Dringos. Главным его преимуществом была высокая скорость: дрезина разгонялась до 120-150 км. в час.
Этим она и заинтересовала В.И. Абаковского, служившего обычным шофером в ЧК Тамбова и боготворившего технику. В 1921 г. он предложил построить новое передвижное средство для ж/д - аэровагон. Его планировалось использовать для скоростной перевозки особо важных персон и документов. По одним данным, аэровагон строили в Тамбове, по другим - в столице.
Конструкция Абаковского была максимально упрощена и облегчена для достижения максимальной скорости. Машину оснастили авиационным двигателем, который установили впереди кабины. Двигатель вращал деревянный двухлопастный винт диаметром почти 3 м. Среднюю и заднюю часть кабины выделили под сиденья для пассажиров: размеры позволяли перевозить до 20-25 чел. К лету 1921 г. начались испытания пробного образца. Тестовые заезды проводились на ж/д перегонах в центральных районах страны. К середине июля аэровагон преодолел более 3-х тыс. км. показал высокие скоростные характеристики. Казалось, 24 июля ничто не могло угрожать пассажирам, среди которых был товарищ Артём.
Ф.А. Сергеев, более известный как товарищ Артём (подписывался Артём (Сергеев)), родился в 1883 г. в Курской губернии. Окончил реальное училище в Екатеринославле, поступил в Императорское Московское тех. училище (ныне МГТУ им. Баумана). Сразу после этого вступил в РСДРП, занялся революционной деятельностью, за что был исключен из училища, арестован, после освобождения получил запрет на обучение в вузах России. Получил пожизненную ссылку в Иркутскую губернию, бежал за границу. В 1917 г. вернулся в Россию. Был активным сторонником идеи Донецкой автономии и в 1918 г. основал и возглавил Донецко-Криворожскую советскую республику. Воевал против войск Центральной рады, казаков атамана Каледина, австро-венгерских и германских оккупантов. Избирался членом ЦК, секретарем МК РКП(б). Последняя должность - председатель ЦК Всероссийского союза горнорабочих. При поддержке Ленина он собирался создать разветвленную международную организацию шахтеров, своего рода Коминтерн горнорабочих, которая как та самая организованная часть пролетариата должна была стать движущей силой мировой революции. Но планам не суждено было сбыться.
В июле 1921 г. в Москве проходили заседания III конгресса Коминтерна и I конгресса Красного интернационала профсоюзов. Артём предложил иностранным участникам съездить в Подмосковный угольный бассейн под Тулой, к советским шахтерам. Тут и пригодилась аэродрезина новой конструкции. Утром 24 июля делегация во главе с Артёмом со скоростью 40-45 км. в час отправилась в сторону Тулы.
Последнее фото пассажиров аэровагона перед отъездом из Тулы
Среди пассажиров был и конструктор Абаковский, которого заинтересованно расспрашивали о его детище...Остановились за Тулой на ст. Щёкино. Артём и делегаты отправились на шахты, спустились в забой, побеседовали с шахтерами. Из Щёкино переехали в Тулу, нанесли визит на оружейный завод. Побывали в местном театре на торжественном заседании гор. Совета. Иностранные гости говорили с трибуны о значении русской революции для рабочих всего мира, о встречах с Лениным...Переводил их выступления Артём. На обратном пути торопились. Увеличили скорость до 80-85 км. в час. В 6 час. 35 мин. вечера на 104-й версте от Москвы, рядом с Серпуховом, аэровагон на всем ходу слетел с рельсов и разбился в щепы. Шестеро членов делегации погибли на месте, включая самого изобретателя, еще один скончался от травм позднее в больнице - это был австралийский коммунист Фриман. Артёма нашли мертвым на полотне ж/д с разбитой головой...
Прощание с телами погибших проходило в Колонном зале Дома Союзов, похороны состоялись 28 июля на Красной пл. у Кремлевской стены. Причиной крушения посчитали катастрофическое состояние ж/д в России. Согласно офиц. версии, аэровагон подскочил на неровности и сошел с рельсов. Следствие прекратили. Прекратили и разработку новой модели аэровагона.Но вопросы остались.
Сын Артёма - артиллерист, один из основателей зенитных ракетных войск СССР, генерал-майор А.Ф. Сергеев (1921-2008), которому на момент гибели отца было всего 4,5 мес., вспоминал: "Как говорил Сталин, если случайность имеет полит. последствия, к этому надо присмотреться. Выяснено, что путь аэровагона был завален камнями. Кроме того, было 2 комиссии. Одну возглавлял Енукидзе, и она увидела причину катастрофы в недостатках конструкции вагона, но Дзержинский говорил моей матери, что с этим нужно разобраться: камни с неба не падают. Дело в том, что для противодействия влиянию Троцкого Артём, по указанию Ленина, создавал Международный союз горнорабочих. Оргкомитет союза был создан за несколько дней до катастрофы. Троцкий в то время представлял очень большую силу: на его стороне были и значительная часть армии, и мелкая буржуазия..."
Кто разбрасывал камни на пути аэровагона, разбираться не стали. Время собирать камни так и не пришло. 27 июля, через 3 дня после катастрофы, на заседании Политбюро обсудили вопрос "Об обеспечении семьи Артёма". Маленького Артёма взял на воспитание в свою семью Сталин. Незадолго до катастрофы аэровагона Сергеев, будто предчувствуя неладное, попросил друга Иосифа: "Всякое может случиться. Присмотри за моими". Как вспоминал Артем, "это было двоедомство": "У меня был дом моей матери и дом Сталина". Усыновление никогда не было оформлено официально, на бумагах, Сталин просто выполнил обещание, данное другу.
У вождя практически не было времени на семью, и все же он не забывал о подарках детям. На 8 лет подарил Артему "Маугли" Киплинга, на 9 - чернильный прибор, на 12 - патефон с пластинками. Но самым ценным подарком была для мальчика книга Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" с дарственной надписью Сталина: "Дружку моему Томику с пожеланиями ему вырасти сознательным, стойким и бесстрашным большевиком".
Томом в сталинском доме его звали потому, что у отца в эмиграции было прозвище "большой Том"."Родство" с вождем не помогало Артему, а скорее мешало в реальной жизни. Во время учебы в артиллерийской академии, уже после войны, отличник Сергеев не мог сдать зачеты, его не допускали к экзаменам, преподаватели чинили козни. Артем Федорович никак не мог понять, в чем дело. Много позже выяснилось, что при его поступлении Сталин позвонил начальнику академии и велел быть с Сергеевым построже. Напуганные преподаватели перестарались... Главный маршал авиации А.Голованов писал: "Личная жизнь Сталина сложилась неудачно. Жена его застрелилась, и он с детьми остался один. Новой семьи у него не получилось, а дети как-то около отца не прижились...". Последний раз Артем Федорович наедине общался со Сталиным перед войной. После были только офиц. встречи при большом скоплении людей. В книге "Беседы о Сталине" он вспоминал свою вторую семью с теплотой и любовью. С Василием крепко дружил до самой его смерти...
P.S. 24 июля 1924 г., в годовщину трагедии, в украинском Бахмуте был открыт памятник революционеру, а сам город переименован в Артемовск. В 1943 г.у фашисты взорвали монумент. После войны его восстановили - и вновь уничтожили уже земляки в 2015-м... Дмитрий Овчинников, кандидат пед. наук 24.07. 2021. журнал "Родина"
|
|
| |