[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » СТАТУИ С ИСТОРИЕЙ
СТАТУИ С ИСТОРИЕЙ
Валентина_КочероваДата: Суббота, 06 Апр 2024, 16:38 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6956
Статус: Offline
СТАТУИ С ИСТОРИЕЙ
«Площадь Революции» – одна из самых красивых и интересных станций московского метрополитена. Ее главное украшение – бронзовые скульптуры работы гениального мастера Матвея Манизера.


Здесь всегда многолюдно – пассажиры прибывают на станцию или садятся в поезда, спешат к выходам или переходят на другие ветки. Проходя по платформе, многие стараются коснуться монументальных фигур. Есть примета, что прикосновение к этим бронзовым символам минувшей эпохи приносит удачу. Вера в нее настолько сильна, что некоторые монументы затерты буквально до блеска. Станция имеет трехсводчатую пилонную конструкцию. Проходы между пилонами образуют арки, в которых и размещаются  творения Манизера. Первоначально на станции вообще не собирались размещать никаких скульптурных композиций. Ее оформление планировали посвятить приближающейся мировой революции и выполнить в едином абстрактном стиле. Скульптуры изображают советских людей самых разных возрастов и профессий. Фигуры расставлены в хронологическом порядке – от событий революции до 1937 г.

Всего на станции 76 скульптур. Сначала их было 80, однако позже из-за сооружения гермозатвора 4 пришлось снять. Все худ. образы, увековеченные в бронзе, повторяются: 18 – по 4 раза и еще 2 – дважды. Композиция начинается в западном торце станции – здесь установлены фигуры красногвардейца и матроса. Чтобы разместить фигуры в арках, Манизеру пришлось сделать их сидящими, согнувшимися или стоящими на коленях. Такое решение вызвало негодование у партийных функционеров и множество злых шуток со стороны рядовых граждан. Говорили, что композиция точно изображает советский народ, который или стоит на коленях, или сидит. Однако работу скульптора одобрил лично Сталин, после чего вопросов к автору больше не возникало.  В 1941 г. скульптуры эвакуировали в Среднюю Азию и вернули обратно только в 1944 г. Во время транспортировки они были сильно повреждены и приехали в Москву буквально в виде отдельных частей. Восстановить их удалось только благодаря тому, что каждая скульптура имела несколько копий. Сегодня точно известны прототипы 6 скульптур, имена остальных, скорее всего, навсегда останутся для нас загадкой.

«Школьницы с глобусом»


Прототипами композиции стали две ученицы 91-йшколы на Новом Арбате: Нина Павлова и Аня Лещинская. Манизер никогда не встречался с ними, а скульптуру делал по фотографии в «Пионерской правде». Ни одна из девочек не знала об этом – они увидели себя в метро уже после войны. Позже Нина - Нина Васильевна стала инженером в области радиационной химии  и работала на закрытых предприятиях.

"Студент"


Моделью для бронзового студента стал выпускник и преподаватель института физкультуры Аркадий Гидрат. До войны он был известным спортсменом, всесоюзным чемпионом по прыжкам в высоту. Скульптор увидел его фото и пригласил позировать. В 1941 г. Аркадий пропал без вести на фронте под Ленинградом. Его останки нашли только спустя 60 лет. Вместо могилы его родственники приезжали на станцию и возлагали цветы к скульптуре. Дочь Аркадия Антоновича, Ольга, рассказывала: «Мама всегда приходила с цветами, подолгу сидела рядом со скульптурой и плакала. Это единственное место, куда мы могли прийти. Ведь во всех документах папа числился пропавшим без вести. Я помню, как он посадил меня на плечи, и мы долго стояли перед зеркалом... А потом папа ушел, и больше вестей о нем не было».

"Спортсменка-дискоболка"


В образе спортсменки-дискоболки увековечена натурщица из мастерской Манизера Тамара Курбатова. Она никогда не встретилась «с собой» в метро, поскольку предпочитала наземный транспорт.

"Матрос с наганом"


Для скульптуры позировал кадет Ленинградского высшего военно-морского училища Алексей Никитенко. В 1937 г. Манизер попросил училище найти ему натурщика для работы над фигурой революционного матроса для будущей станции метро. Матвею Генриховичу посоветовали самому выбрать подходящую кандидатуру. Так выбор пал на Никитенко. Опоясанный пулеметными лентами и с наганом, юноша позировал в студии полгода. Каждый день по 4 час. стоял так, как и запечатлён. Результата Никитенко не увидел (не был в Москве). Воевал с Японией, командовал кораблём, был награждён орденом и впоследствии дослужился до капитана I ранга. Считается, что матрос с маузером приносит удачу в финансовых вопросах. Вера эта настолько сильна, что «счастливый» пистолет регулярно воруют.

"Матрос-сигнальщик"


Моделью для бронзового матроса с линкора «Марат» стал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. Участвовал в походе в Великобританию и в международном военно-морском параде 20 мая 1937 г. по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. В ноябре 1942 г. эсминец «Сокрушительный», где Рудаков служил пом. командира, во время шторма в Баренцевом море потерпел аварию. Кораблю ударами волн оторвало корму. Прибывшие на место аварии другие суда спасли большую часть экипажа, однако начальство (командир эсминца, военком и пом. командира - капитан-лейтенант О.И. Рудаков) покинули «Сокрушительный» не последними. По приговору военного трибунала командир эсминца был расстрелян, военком осужден на 10 лет, а смертный приговор Рудакову благодаря вмешательству высоких начальников флота заменен лишением воинского звания капитан-лейтенанта и 10-летним заключением в исправительно-трудовых лагерях и направлением на фронт. Позже приговор заменили на пребывание на фронте в штрафных частях.

Рудаков участвовал в боях обороны полуострова Рыбачий как рядовой минометного взвода штрафной роты. После легких осколочных ранений судимость с него была снята. Затем пошли повышения и восстановление в офицерском звании. В 1944-м он уже пом. командира эсминца «Громкий». В 1953 г. капитан 1-го ранга снова оказался в Великобритании для участия в военно-морском параде по случаю коронации нового монарха - Елизаветы II. Ей он преподнёс горностаевую мантию - подарок от советского правительства и  был удостоен приглашения на танец со стороны королевы. В августе 1953 г. Рудакову было присвоено звание контр-адмирала и он был назначен начальником штаба эскадры кораблей 4-го ВМФ. После направлен на научно-педагогическую работу в Военно-морскую академию. Там до октября 1973 г. он и служил начальником кафедры управления силами ВМФ. Умер Олимпий Иванович в 1974 гю в Ленинграде... Сигнальщик с линкора «Марат» считается фартовым. Для исполнения желаний нужно дотронуться до его флажка.

«Пограничник с собакой»


Много вопросов вызывает прототип самой знаменитой скульптуры станции – «Пограничник с собакой». Обычно пишут, что моделями для нее были знаменитый Никита Карацупа и его верный Индус. С кого лепили пограничника - неизвестно, а прототипом собаки стала немецкая овчарка гл. архитектора станции А.Душкина. Об этом поведал его внук, ныне известный художник.

Легенды «Площади Революции»
Москвичи приписывают скульптурам на станции магические свойства,  вокруг них сложилась настоящая мифологическая система. Самая известная из всех бронзовых фигур – это пограничник с собакой. Она пользуется огромной популярностью у студентов и школьников. Считается, что достаточно потереть морду пса – и любой экзамен или зачет будет легко сдан. Правда, на станции 4 собаки, поэтому не совсем понятно, какую именно из них нужно тереть. Вероятно, что эту примету придумали студенты МГТУ им. Баумана, который расположен неподалеку от «Площади Революции».


Студентка с книгой помогает наладить личную жизнь. Чтобы избавиться от несчастной любви, достаточно дотронуться до ее туфельки. Она всегда натерта до ослепительного блеска.


Весьма противоречивой является фигура птичницы с петухом. Одни говорят, что его гребень фартовый, другие утверждают, что петух приносит несчастье, поэтому трогать его нельзя ни в коем случае. Оптимистов все-таки больше, поэтому все птицы на станции затерты до ослепительного блеска... Большая популярность бронзовых фигур имеет и негативную сторону. Постоянные прикосновения истерли их, привели к изменению первоначальной формы. Несколько лет назад музейщики обратились к руководству метрополитена с требованием защитить скульптуры от «вандализма»
https://www.livejournal.com/media/132396.html
https://mos-holidays.ru/kakie-s....-udachu
Прикрепления: 8063720.jpg (22.5 Kb) · 7177517.jpg (16.2 Kb) · 7395561.jpg (62.5 Kb) · 5627439.jpg (63.0 Kb) · 6536027.jpg (13.8 Kb) · 7318153.jpg (33.8 Kb) · 7039666.jpg (20.2 Kb) · 7307139.jpg (10.6 Kb) · 3548401.jpg (22.8 Kb)
 

Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » СТАТУИ С ИСТОРИЕЙ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: