Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 07 Дек 2024, 16:25 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7193
Статус: Offline
| ГАРМОНИЯ НЕБЕСНЫХ СФЕР
Серебристый купол, похожий на корпус ставшего на прикол инопланетного корабля, выплывает неспешно, едва свернешь в узкий проулок. Вымощенная плиткой дорожка ведет мимо здания бывшей женской гимназии 1889 г., мимо помпезного дома 1947-го, по землям бывшего села Кудрино к стеклянной двери под пандусом. Висящие над входом оранжевые шары с единственным синим среди них должны настроить посетителя на должный лад: его собираются знакомить с планетами, Cолнечной системой, космосом. Тот же, кто не спустится вниз, а пойдет вверх по пандусу, окажется на площадке, которая напомнит ему фантастическую межпланетную станцию, только вместо выжженной почвы чужой планеты под ногами будут родные московские газоны. Здесь, на Астрономической площадке, рядом с Большой и Малой обсерваториями, можно обнаружить коллекцию солнечных часов и зонт Набокова, радиотелескоп и квадрант Тихо Браге, миниэлектростанцию и армиллярную сферу Цветова. А под куполом Большого звездного зала уходят вниз 9 этажей планетария - 5 технических и 4, доступных посетителям.
Там находятся самый большой в Европе зал с экраном-полусферой, несколько музеев, интерактивная площадка, кинозал - всё, чтобы показывать, как сегодня изучают космос. Директор Копенгагенской обсерватории, известный астроном Бенгт Стрёмгрен, восхищенный изобретением планетария, писал: "Это - школьный класс под небесным сводом и спектакль, в котором актерами являются небесные тела". Но прежде всего это место, где объясняют строение Вселенной. Первый планетарий появился в Европе в 1923 г., а уже в 1927-м директор Института Маркса и Энгельса Давид Рязанов решил открыть "звездный дом" с уникальным проектором и в Москве. Его не смущало, что в мире на тот момент существовало всего 12 подобных строений: 10 в Германии, по одному в Риме и Вене. Но граждане Страны Советов, едва оправившись от ужасов Гражданской войны и военного коммунизма, не забывали и о звездном небе над головой. Строить светлое будущее могли только образованные люди, а планетарий раздвигал горизонт знаний и помогал понять устройство мира.
Еще одна причина объясняла энтузиазм марксиста Рязанова - богоборчество. Новая власть убеждала: Бога на небе нет, есть только бескрайняя бездна с планетами и миллиардами звезд. Идея Рязанова получила поддержку Моссовета. К весне 1928 г. торгпредство СССР в Берлине договорилось с фирмой Карла Цейса о поставке проекционного аппарата "Планетарий" в Россию. В Германию, на родину лучшей оптики мира, отправилась советская делегация. Когда стало понятно, кому заказать оборудование и во сколько оно обойдется, столичные власти принялись искать место, где построить удивительное здание. Сначала появилась идея переделать в планетарий один из московских храмов: для звездного проектора нужно было здание с куполом, а во времена воинствующего атеизма многие храмы превратили в склады, музеи, дома культуры. Так что никто бы не удивился, если бы в очередной опустевшей церкви столицы появился планетарий. По счастью, эта радикальная идея так и осталась на бумаге.
В итоге выбор пал на территорию бывшей деревни Кудрино, рядом с зоопарком. На остатках старейшей в Москве усадьбы князей Мещерских, среди огородов с картошкой, предстояло вырасти зданию для наблюдений за космосом. Город объявил конкурс архитектурных проектов, в котором победили два молодых архитектора, недавние выпускники Вхутемаса и будущие профессора Московского архитектурного института М.Барщ и М.Синявский. Они увлекались модным тогда конструктивизмом, и их авангардный проект опередил конкурентов не только из-за красоты минималистских форм, но и благодаря технологии строительства.
По замыслу архитекторов, здание планетария должно было представлять собой железный каркас, залитый бетоном. Такая цельная железобетонная конструкция в 1920-е годы выглядела смелым и оригинальным предложением, так что молодые архитекторы получили право воплотить свой проект. Он быстро прошел все стадии согласования, и осенью 1928 года в фундамент звездного "яйца" был залит первый бетон, а в ноябре 1929-го Московский планетарий открыл двери для всех желающих. Пассажиры проезжавших мимо извозчиков с недоумением смотрели на странное сооружение с куполом, облицованным серебристым металлом. Осталось только смонтировать в нем оборудование, создававшее на внутренней поверхности огромного купола картину звездного неба.
Основу любого планетария составляет одноименный оптический аппарат, изобретенный сотрудником завода К.Цейса в Йене, нем. инженером Вальтером Бауэрсфельдом. Создать картину звездного небосвода люди пытались с древнейших времен. Первую известную нам модель неба - механический небесный глобус - называют "планетарий Архимеда". В XVII в. был создан Готторпский глобус - шар диаметром более 3 м., на внутреннюю поверхность которого была нанесена карта звездного неба. Посетитель заходил внутрь шара, поворачивал штурвал, и глобус крутился, позволяя наблюдать, как меняется картина звездного неба. Но Готторпский глобус был механическим, а Бауэрсфельд изобрел проекционный прибор. Это тоже был шар: внутри него находилась мощная лампа, а в поверхности сферы были проделаны отверстия, в которые вставлялись пластинки с еще меньшими, будто проколотыми иголками дырками. Когда лампа включалась, свет проходил сквозь крошечные отверстия и, попадая на купол, создавал проекцию звездного неба. Идея проекционной модели Бауэрсфельда была удивительно проста. Но сделать ее могли только очень опытные оптики и механики, которые работали на заводе Цейса.
Первая модель проекционного аппарата, установленная в планетарии города Йены, где находился завод Цейса, состояла из одной сферы. Аппарат мог проецировать на купол только звезды Северного небесного полушария на широте Йены. Когда же идея построить планетарий добралась до Москвы, на цейсовском заводе уже была создана 2-я модель. Аппарат Московского планетария объединял 2 сферы с вмонтированными в них проекторами звезд. Один звездный шар проецирует звезды Северного небесного полушария, другой - Южного. Внутри шаров находились электрические лампы мощностью 1000 ватт. В каждом шаре проделано 16 отверстий, в которые вставлены пластинки из фольги, насчитывающие еще 200 отверстий. Они разного размера, поэтому и яркость звезд на куполе тоже разная, как у настоящих. Шары соединяются с центральной частью аппарата металлической конструкцией. Аппарат "Планетарий" состоит почти из 200 различных проекторов. На строительство планетария Моссоветом было отпущено 250 тыс. руб. В эту сумму входили затраты на строительство здания, необходимое оборудование, киноаудитории, астрономический музей, библиотеки, аудитории для кружков, лабораторные помещения.
На фотографии в музее рядом с М.Барщем и М.Синявским стоит первый директор планетария, К.Н. Шистовский - талантливый конструктор, который 45 лет возглавлял здесь группу экспериментаторов. Это был человек широчайшей культуры, который заложил столько традиций, принципов и правил жизни планетария, что ими пользуются до сих пор. Шистовский был знаком со многими знаменитостями своего времени. Есть фотография, где он встречает на вокзале возвращающегося с очередных европейских гастролей Станиславского. Еще один его знакомый, В.Маяковский, откликнулся на посещения планетария стихотворением:
"Войдешь и слышишь умный гуд в лекционном зале. Расселись зрители и ждут, чтоб небо показали. Пришел главнебзаведующий, в делах небесных сведущий. Пришел, нажал и завертел весь миллион небесных тел".
Как-то побывал в планетарии и писатель К.Паустовский. Посмотрев на новейшее достижение науки и техники и оценив его по достоинству, он, тем не менее отметил, что небо здесь "мертвое - звезды не мерцают". Шистовский принял вызов и написал письмо Вальтеру Бауэрсфельду с просьбой усовершенствовать аппарат так, чтобы звезды в нем еще и мерцали.
Бауэрсфельд посовещался с конструкторами, и те вынесли вердикт: это невозможно. "Возможно", - возразили советские инженеры и придумали, как усовершенствовать нем. технику. Они дополнили лампу особой колбой, на тонкую металлическую сетку вокруг нее припаяли металлические мушки, потом надели ее на лампу и включили электромотор. Сетка вращалась вокруг лампы, случайно перекрывая потоки света, и казалось, что искусственные звезды мерцают как настоящие. Изобретение советских конструкторов показали на выставке в Париже. Там оно произвело грандиозное впечатление, а архив планетария пополнился очередной фотографией: его главный инженер Лебедев держит в руках ту самую сетчатую колбу.
Благодаря Шистовскому в Московском планетарии появилась техника, не имевшая аналогов в мире: аппараты затмений Луны и Солнца, полярного сияния, комет, метеоров, движущихся по куполу облаков. К 1934 г. на экране Московского планетария мерцали звезды, плыли облака, ходила по небу комета, всеми цветами радуги переливались полярные сияния, происходили затмения, летела ракета Циолковского. Под конец сеанса занималась алая заря, и известный советский композитор Рейнгольд Глиэр специально аранжировал одну из своих мелодий для этого рассвета. Музыка, звучащая под звездным небом планетария, потребовала более продуманного интерьера - и в Большом звездном зале появились театральные подмостки. Так планетарий стал еще и театром, где профессиональные режиссеры ставили спектакли о космосе и звездах. В 1932 г. в планетарии прочитали первую учебную лекцию, а в 1934-м здесь появился астрономический кружок. Газета "Пионерская правда", выходившая тогда тиражом в сотни тысяч экземпляров, дала объявление: Московский планетарий приглашает школьников.
Руководителем первого астрономического кружка стал замечательный педагог В.А. Шишаков. Перед кружковцами выступали видные астрономы - К.Л. Баев, М.Е. Набоков. Под руководством Шишакова кружок вырос в мощную детскую научную школу, не имеющую аналогов в мире. Для многих ведущих советских ученых она стала первым опытом соприкосновения с наукой. На счету Московского планетария еще одно большое достижение: в 1934–1938 гг. здесь работал Стратосферный комитет. Его члены обсуждали методы исследования верхних слоев атмосферы, этапы развития ракетной техники, проблемы реактивного движения. На его заседания приходили знаменитые советские конструкторы С.П. Королев, В.П. Ветчинкин, Ю.А. Победоносцев - люди, которые создавали ракетную отрасль СССР.
При Стратосферном комитете действовали инженерно-конструкторские курсы, доставшиеся ему от знаменитого ГИРДа - Группы изучения реактивного движения. Лекции на курсах читали корифеи отечественного ракетостроения: В.П. Глушко, Г.Э. Лангемак, М.К. Тихонравов. В подвале планетария сконструировали и построили свои первые жидкостные ракеты конструкторы А.И. Полярный, Л.К. Корнеев и Л.С. Душкин. Здесь же известный инженер-конструктор, автор теории форсирования воздушно-реактивных двигателей И.А. Меркулов создал первую советскую двухступенчатую ракету с воздушно-реактивным двигателем. Так из подвала Московского планетария выросло всемирно известное конструкторское бюро (КБ-7) по разработке жидкостных ракет. Но не только научной работой и лекциями был знаменит планетарий. В 1937 г. здесь появился единственный в мире астрономический антирелигиозный театр. Первой на его подмостках была поставлена пьеса "Галилей". Газета "Комсомольская правда" писала, что зрители переносятся в Италию XVII в. и вместе с Галилеем наблюдают через изобретенный им телескоп ночное небо, "совершая увлекательную прогулку по звездному миру и приоткрывая тайны Вселенной".
За "Галилеем" ожидаемо последовали спектакли "Джордано Бруно" и "Коперник". Великие ученые устами артистов не только рассказывали о своей жизни, но и объясняли зрителям основные законы астрономии. Пьесы пользовались большим успехом: к 1939 г. "Галилей" прошел на сцене около 600 раз!Т еатр в планетарии возрождался еще дважды: в 1954 г. здесь возник и 15 лет просуществовал Планетарский худ. театр эстрады и миниатюр, чьим худруком был сотрудник планетария В.Н. Чухров. А в 1989-м тут появился "Фантастический театр", когда под звездным небом Купольного зала молодые выпускники театральных вузов поставили спектакль "Маскировка" по пьесе Генри Каттнера. Театр пришелся по вкусу москвичам и просуществовал до самого закрытия планетария в 1994 г.
В начале лета 1941-го был готов проект Астрономической площадки, которая должна была появиться рядом с планетарием, но 22 июня началась война. На фронт с Садовой-Кудринской ушло 15 чел.- примерно половина мужского состава планетария. На территории, где должна была быть построена площадка, теперь стояла зенитная батарея, но ни одна бомба не попала в здание планетария, хотя оно даже не было укрыто маскировочными сетями. Нем. командование запретило бомбить серебристый купол: это был отличный ориентир для захода на другие цели. Такой же прием использовали и советские летчики. Планетарий продолжал работать и во время войны. На фотографиях того времени видно, что посмотреть на звезды приходило много людей в военной форме. Для них были разработаны спец. прикладные циклы "Астрономия для военных" и "Астрономия для разведчиков", на которых учили использовать ночное небо как карту навигации в полете или при заходе в тыл врага...
Из 15 ушедших на фронт сотрудников планетария с войны вернулись только двое - Р.И. Цветов и Е.З. Гиндин. Ефим Зиновьевич стал директором планетария, Рувим Ильич - научным консультантом. Под его руководством создавалась и была открыта к 800-летию Москвы Астрономическая площадка. Идея комплекса принадлежала автору первого советского школьного учебника по астрономии, М.Е. Набокову. За образец Астрономической площадки ее создатели взяли уходящую в древность традицию отводить спец. пространства для наблюдений за небесными светилами - от храмового комплекса в Гелиополе до Пекинской обсерватории, от нюрнбергской обсерватории Региомонтана до небесного комплекса в Джайпуре.
Зонт Набокова - астрономический зонт, на внутренней стороне которого нанесены контуры основных созвездий Северного полушария. Такой способ ориентирования по звездному небу предложит в начале 1920-х астроном М.Е. Набоков.
В 1960-е годы в планетарий стала регулярно приходить группа молодых людей в летной форме. Сотрудники, читавшие для них лекции, были уверены, что перед ними летчики полярной авиации, но даже директор планетария, К.А. Порцевский, тогда не знал, кем на самом деле были эти офицеры. И только когда Ю.Гагарин полетел в космос и все увидели в газетах его фотографии, стало понятно, что слушать лекции в планетарий приходил Первый отряд космонавтов. Посещения эти были засекречены, никаких документов и фотографий от них не осталось, но сотрудники потом еще долго рассказывали своим молодым коллегам, как они видели в планетарии Гагарина, Титова, Николаева. Лекции для космонавтов читали в планетарии целых 15 лет. Прекратились они только в 1975 г., когда свой планетарий построили в самом Звездном городке, но все космонавты первой волны учились на Садовой-Кудринской. Не зря А. Леонов как-то сказал, что путь на Байконур начинался в Московском планетарии. До сих пор космонавты - дорогие и почетные гости на Кудринской.
В 1970-е годы Московский планетарий становится самым посещаемым в мире - в год тут проходит до миллиона посетителей. Всегда прекрасно оснащенный, он обменивается опытом с планетариями других стран. История планетария напоминает: во многих начинаниях он был и оставался первым. В 1977 г. его оснастили первым в мире аппаратом "Планетарий" с эл. управлением. Внешне он не претерпел заметных конструктивных изменений, отличие заключалось в более совершенной оптике, электронной начинке и доп. возможностях новейшего оборудования.
В 1987 г. в Москве прошел Всемирный конгресс директоров планетариев, который собрал более 150 участников. Это была последняя яркая страница в советской истории Московского планетария. В 1990-е в страну пришла разруха, которая затронула и планетарий. Его закрыли, приватизировали, пытались переделать то в ресторан, то в клуб. В 1996 г. появился проект реконструкции и полного переоборудования планетария. Чтобы увеличить его пространство, было решено поднять здание на 6 м. - опасная и дорогая затея. Уникальное здание "отрезали" от фундамента, поставили на домкраты и медленно, раз за разом поднимали по 30 см. При этой работе требовалась огромная точность: стоило куполу чуть наклониться, и он мог разрушиться. Только в 2003 г. удалось закончить подъем исторического здания, а в 2006-м строительные работы были остановлены из-за банкротства новых хозяев. Долгие 17 лет планетарий был закрыт. Два поколения москвичей выросли, не увидев знаменитого звездного неба, пока 12 июня 2011 г. не началась его новая история... Екатерина Жирицкая 05.12. 2024. журнал "Русский мир" https://rusmir.media/2024/12/05/planetarii
|
|
| |