29.09. 2013. Санкт-Петербург КЗ у Финлядского вокзала
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 07 Окт 2013, 17:22 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Чувикова Валентина Александровна
Вертинский у Олега получился совершенно необыкновенным - сдержанным внешне, но внутренне страстным, с каким-то новым и очень личным подтекстом и потрясающе элегантным. Такое впечатление, что Олег сейчас и сам вошел в ту пору своей жизни, которая теперь совпадает с самым плодотворным в смысле творчества периодом жизни этого великого русского Человека. Думаю, именно поэтому многие песни Александра Николаевича в исполнении Олега зазвучали совершенно по-новому и уж как-то лично по-погудински.
По словам Маргариты Дмитриевны Уфимцевой: Олег - был "комильфо внешне", а в песнях показал "новую драматургию", отличную от той, к которой мы привыкли. А вот "Над розовым морем" Олег не поставил в эту программу - и правильно! В последнем московском концерте она слушалась и смотрелась вполне органично в одном ряду с песнями других авторов, а здесь бы совершенно выпала из контекста всей программы.
О "Розовом море". Я не совсем ориентируюсь в том, что Олег хотел сказать такой трактовкой, настойчиво из концерта в концерт, даже не в тематической программе, посвященной Вертинскому, исполняя эту песню. Значит, есть в ней что-то очень важное для него - и как для человека, и как для артиста.
Перечитала стихи этой песни. Для меня по-прежнему самые главные слова в ней:
Нет. Вы ошибаетесь, друг дорогой, Мы жили тогда на планете другой...
Здесь не только о потерянной родине и несбывшихся мечтах юности - даже вернувшись из эмиграции в новую Россию и прожив далее полноценную жизнь, ТУ САМУЮ РОДИНУ уже не обретешь так же, как нельзя вернуться в детство... Думаю, поэтому:
И слишком устали, и слишком мы стары...
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 07 Окт 2013, 18:22 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Понятно, что если сама не бываешь на концерте, то судить о нем можешь только лишь по видеозаписям и по впечатлениям своих друзей. А в этот раз отзывы были настолько восхитительны, причем от совершенно разных людей, что я сто раз пожалела, что не смогла увидеть эту программу. Все москвичи приехали из Петербурга в полном восторге!
А монолог Олега меня настолько поразил своим откровением и своей искренностью, что я прослушала его несколько раз подряд и очень долго потом не могла забыть...
Спасибо огромное Инне за эту возможность.
- Эта песня завершила первое отделение концерта.
А обращаться к… , вернее, исполнять целиком программу песен Александра Николаевича становится с каждым годом всё сложнее. Сложнее – потому, что милостью Божией мы много раз её исполняли, и, собственно говоря, со времени ее премьеры - по крайней мере, в нашем с Игорем сотрудничестве - прошло уже больше двадцати лет. Это, если я правильно помню, девяностые годы, то есть, собственно говоря, это уже очень много времени - это целая жизнь.
У Вертинского есть мемуары под названием «Четверть века без родины» - двадцать пять лет он провел в эмиграции. А мы вот уже почти четверть века исполняем его песни с наслаждением, с радостью, с болью, с настоящими слезами и всё с той же непрекращающейся, наполненной, и болью и счастьем улыбкой.
Счастьем потому, что талант - это всегда счастье. Потому, что ощущая собственно тебе что-то дарованное, ты испытываешь восторг, радость и какую-то уверенность в том, что жизнь тебе дана не напрасно.
Соприкасаясь с огромным талантом другого человека - автора, мастера - ты понимаешь, что вообще не бывает напрасно данной жизни, какой бы она, может быть, путанной, суетной и даже трудной не была бы - всё равно она не напрасна. Нужно не забывать наблюдать, нужно не забывать созерцать, нужно не забывать о том, что всякий раз, встречаясь с чем-то серьёзным, пусть не очень масштабным, но серьёзным, с чем-то талантливым, с чем-то наполненным - нужно радоваться этой встрече.
В суете, в обыденности нашей жизни, её какой-то… я вынужден употребить это слово сегодня – какой-то постоянной тупости. Тупости, в каком смысле – не пробиться через какие-то вещи. И не понимаешь, то ли эти стены слишком твёрдые, то ли ты притупился настолько, что уже не можешь пролезть, проникнуть в какую-то щель, найти какое-то точное место, куда можно пробиться.
Трудно сказать... Начинаешь обращаться к тому, что вроде бы уже есть в твоем багаже, к тому, что ты когда-то читал, слышал, исполнял. И от великих - Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого - до, может быть, менее великих, но тоже прекрасно одаренных, талантливых и точных, можно даже сказать – изощренных, к которым относится и Вертинский.
И, опять-таки, понимаешь, что ответы на самые серьёзные вопросы лежат не в плоскости этой жизни. Что жизнь, в общем-то, ругать бесполезно, пошло, неправильно и бездарно, а радоваться тому, что вокруг тебя существуют много одаренных, прекрасных людей.
Пускай не всегда их видишь. Пускай они так же как ты мучаются, бьются об эти стены, и думают: «Я ли так притупился, отупел или стены стали твёрже?». Но, поскольку, всё-таки, одаренных людей, талантливых людей немало - есть какая-то надежда на то, что где-то когда-то пристань будет.
И не только пристань, чтобы отдохнуть и посмотреть на себя с высоты там каких-то прожитых лет или даже из беспомощности прожитых лет, а посмотреть и благословить все эти пристани, к которым ты приходил.
Ту пристань, из которой ты вышел и ту пристань, в которую ты хотел бы вернуться – может, это та самая, из которой ты вышел. И пусть она будет благословенна, даже если мы не сумеем пробиться через все более твердые и твердые стены...
Вот так, немного философии. Дальше обещаю не философствовать больше, по крайней мере, от себя, а всю философию брать из песен Александра Вертинского которыми мы и продолжим после перерыва во втором отделении концерта. Спасибо.
|
|
| |
Нина_Корначёва | Дата: Понедельник, 07 Окт 2013, 23:29 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
| Раз уж зашла речь о философии, предлагаю информацию к размышлению.
Это Вертинский ("Сумасшедший шарманщик",1930 г.):
Мчится бешеный шар и летит в бесконечность, И смешные букашки облепили его, Бьются, вьются, жужжат и с расчётом на вечность Исчезают, как дым, не узнав ничего.
А это - Семён Франк, русский религиозный философ (1877-1950), высланный из страны в 1922 году; до 1937 г. жил в Германии, затем в Париже и Лондоне. Из книги "Смысл жизни"(1926 г.):
В каком-то уголке мирового пространства кружится и летит комочек мировой грязи, называемый земным шаром; на его поверхности копошатся кружась и летя вместе с ним миллиарды и биллионы живых козявок, порождённых из него же, в том числе двуногие, именующие себя людьми, бессмысленно кружась в мировом пространстве, бессмысленно зарождаясь и умирая через мгновение по законам космической природы, они в то же время, движимые теми же слепыми силами, дерутся между собой, к чему-то неустанно стремятся, о чём-то хлопочут, устраивают между собой какие-то порядки жизни. И эти-то ничтожные создания природы мечтают о смысле своей общей жизни, хотят достигнуть счастья, разума и правды. Какая чудовищная слепота, какой жалкий самообман!
|
|
| |
Евгения_П | Дата: Среда, 09 Окт 2013, 00:13 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 33
Статус: Offline
| --------------------------------------------- Цитата Нина_Корначёва ( ) А это - Семён Франк, русский религиозный философ (1877-1950), высланный из страны в 1922 году; до 1937 г. жил в Германии, затем в Париже и Лондоне. Из книги "Смысл жизни"(1926 г.): В каком-то уголке мирового пространства кружится и летит комочек мировой грязи, называемый земным шаром; Это наша-то Земля - прекрасный голубой шар, с его красотами, снежными вершинами гор, реками, водопадами, Гранд-каньонами, озёрами, океанами, лесами и т.д. и т.п.?! А человек, сотворённый Всевышним по образу и подобию своему, разумом прозревающий макро и микро космос, создавший шедевры изобразительного искусства, музыки, поэзии, архитектуры... ?!
Сообщение отредактировал Евгения_П - Среда, 09 Окт 2013, 00:20 |
|
| |
NK | Дата: Среда, 09 Окт 2013, 13:40 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
| Женя, абзац, приведённый Ниной для сравнения со словами А.Вертинского, не является положением, в которое верит Семён Франк. В нём показан взгляд на жизнь с эмпирической точки зрения. Позже в этой своей интересной работе "Смысл жизни" http://www.vehi.net/frank/smysl_zhi.html он пишет: "И теперь мы понимаем, что наши жалобы на бессмысленность жизни, на невозможность обрести в ней смысл по крайней мере, отчасти просто неправомерны. Жизнь имеет смысл, и этот смысл легко и просто осуществим для каждого из нас, ибо Бог с нами, в нас.
Он здесь, теперь. Средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог, Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог.
Кто этого не видит и не замечает, тот сам виноват - его глаза слишком близоруки, его внимание слишком слабо и несосредоточенно. Что эмпирическая жизнь мира бессмысленна, это принадлежит ее существу, это так же бесспорно и естественно, как то, что выдранные из книги клочки страниц бессвязны, или то, что в темноте нельзя ничего увидать. Поэтому заключается внутреннее противоречие в самой попытке отыскать абсолютный смысл в эмпирической жизни или до конца «осмыслить» ее. Мы, правда, имеем законное желание и праведную надежду, чтобы все в бытии было осмысленно и чтобы всяческая бессмыслица исчезла, сгинула, не существовала. Но истинный смысл этого желания в молитве: «да приидет Царствие Твое», истинная цель этого упования, чтобы Бог был «все во всем». Его смысл совпадает с последней задачей - чтобы весь мир растворился в Боге и перестал существовать, как нечто отдельное от Бога, т.е. как мир; чтобы времени больше не было; это есть надежда, залог которой - в воскресении Христа, надежда на последнее преображение, которое совпадает с концом мира. Везде же, где мы одержимы смутной жаждой осмыслить мир, как он есть, и в мирских же формах осуществить Истинную Жизнь и абсолютный смысл, мы впадаем в противоречие, мы жертвуем, из нетерпения видеть смысл жизни осуществленным, необходимыми, именно Божественными, условиями его осуществимости; и, что хуже того, мы сознательно или бессознательно изменяем нашей высшей цели, вместо подлинного, т.е. абсолютного, смысла, хотим успокоиться на каком-то относительном, мирском, т.е. бессмысленном, «смысле»."
Пока очень бегло просмотрела работу. Хорошо бы найти время внимательно прочитать её. Сначала готова была не согласиться, всё вызывало протест, подумала даже, что С. Франк - материалист, а он, оказывается, просто постепенно подводил к главным выводам своего мировоззрения.
Сообщение отредактировал NK - Среда, 09 Окт 2013, 13:43 |
|
| |
Евгения_П | Дата: Четверг, 10 Окт 2013, 21:32 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 33
Статус: Offline
| Наденька, спасибо за науку! Я поторопилась со своей спонтанной реакцией. А Вы, как всегда, вдумчивы, основательны и обстоятельны, Браво!
|
|
| |