Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 31 Мар 2014, 22:01 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Завидую, кто быстро пишет… Ю.Левитанский
Я не умею писать об этой программе так, как она того заслуживает: чувствовать, сопереживать, сострадать, радоваться, - все это происходит глубоко внутри тебя, но вот сказать об этом вслух, как-то облечь все это в слова... Поэтому, все, что смогу…
После всех блистательных мартовских концертов, на которых мне удалось побывать, осталось очень светлое, радостное настроение, которое так и держалось все последующие дни – вот так надолго Олег зарядил нас положительными эмоциями. А в последние дни первого весеннего месяца в Камерном зале Дома музыки мы услышим «Молитву», которая совсем недавно с огромным успехом прошла в Петербурге.
Камерный зал как нельзя лучше подходит для такой программы, когда расстояние между артистом и зрительным залом минимально, когда вот так, глаза в глаза, когда, из сердца в сердца… Вот только жаль, что он не в состоянии вместить всех желающих послушать ее.
«Молитва» - одна из самых сложных программ в репертуаре Олега, заставляющая не просто думать и размышлять, а что еще больше - полностью включать в нее все свои душевные силы, как она того требует… И «Канон Андрея Критского» для меня одно из самых значительных песнопений в творчестве иеромонаха Романа. Вот вроде и не первый раз слушаешь его, но каждый раз - это такое глубочайшее воздействие на твою душу, сознание, когда каждое слово мучительной болью отзывается в сердце, буквально пронзая его… И то потрясение, испытанное на своей первой «Молитве» ровно десять лет назад, мне не забыть никогда… И сколько событий, произошедших после нее, случились в жизни именно благодаря той «Молитве» Олега Погудина.
Я бы не стала даже упоминать об этом, но вот некоторые слова Олега в его последующем монологе, вероятно, все-таки, надо объяснить тем, не был в этот вечер в зале.
Вот представьте себе эмоциональное состояние артиста, который только что закончил петь «Канон…», представьте себе состояние зрительного зала… и в этот момент какая-то дама с места напрямую обращается к нему с просьбой убавить звук, входя еще в какие-то пространные рассуждения.
Вот такой вверх бестактности, непонимание того, что такие вещи абсолютно недопустимы, тем более, на такой программе - они выходят за рамки элементарной культуры. Ну, если даже что-то не устраивает, если в техническом плане есть какие-то накладки – разве нельзя об этом написать в записке и передать ее на сцену? А что касается Олега, так он великолепно справился с этой непредвиденной ситуацией, сразу же поставив эту даму на место, тем самым преподав ей еще и урок приличия.
- Совершенно неожиданно, но вот, спасибо, тем не менее, за то, что меня остановили потому что, я попросил бы заодно проверить телефоны. Это беда, к сожалению, становится наших концертов постоянная. В сегодняшнем концерте мы будем очень сильно друг другу мешать, ведь публика тоже будет расстроена, если будет звук… (которые как раз сейчас и звучат) мобильных телефонов.
Я всё-таки попросил бы остаться на уровне академического зала и не общаться со мной из зала вот так – с места. Я готов прочесть любые записки и принять к сведению любые пожелания, но давайте диалог, всё-таки, оставлять в художественном поле, если это возможно. Спасибо огромное.
Сегодняшний концерт традиционный. Он великопостный, и раз уж мы остановились, то я скажу довольно дежурные слова, но, тем не менее, на уровне академического зала постараюсь тоже остаться.
В сегодняшней программе, в основном будут звучать песнопения иеромонаха Романа… в общем-то, имя которого не нужно представлять в нашем Отечестве. Будут представлены инструментальные произведения в исполнении ансамбля, но в основном сегодня я буду беседовать с вами языком одного из самых интересных, современных русских поэтов. Интересных, прежде всего, как мне кажется, не только в его работе со словом, но и в совершенно уникальном соединении молитвенного настроения с поэтическим настроением. Это, в общем-то, в русской традиции существует, это характерно для русской традиции, но иногда это проявляется очень ярко, так как и в случае с песнопениями отца Романа, которые полюбились по всей стране и за её пределами. Итак, песнопения отца Романа.
Больше всего люблю первое отделение, где Олег поет ««На реках Вавилонских», «Гора Голгофа», «Иерусалим» - чувства, которые испытываешь в этот момент вряд ли вообще возможно выразить и быть может, лучше оставить при себе, настолько они сильны, трагичны до боли, и в тоже время эти песнопения у него бесконечно красивы. А «Эли…» - абсолютное потрясение, которое до сих пор еще сохранилось в душе… Олег настолько идеально продумал всю последовательность сегодняшней программы, что тоже дало свой разительный эффект: зал просто онемел, как завороженный, а потом разразился нескончаемыми овациями!
Сколько же сегодня цветов! Вот вроде бы зрителей намного меньше, чем в том же Светлановском зале или в нашем любимом КЗЧ, но по количеству букетов этого совсем и не скажешь: на наших глазах, на двух, совершенно замечательных столах, постепенно «разрастались» две великолепных, ярко-красочных цветочных клумбы. Причем, многие зрители, уже зная особенность зала, были вынуждены отказаться от цветов, поскольку выйти из рядов к сцене довольно проблематично и долго, а так бы их было еще на порядок больше.
И что еще доставило просто невыразимую радость, и на эту программу сбылась моя, почти несбыточная надежда: Олег по большей части весь вечер был на сцене один, как в старые добрые времена… И всего только несколько песен было исполнено под ансамбль.
Совершенно изумительная программа, так долго ожидаемая и проливающая на душу такой несказанный свет надежды и очищения…
Я сказал, что где-то Журавли курлыкают. Я сказал, что где-то Ветер, облака. Пыльные пустырники Пахнут повиликою, И в траве смеется Капля василька...
И вот этот монолог, прозвучавший почти в самом завершении концерта до сих пор не выходит у меня из головы и заставляет очень серьезно размышлять над ним, ведь Олег обычно затрагивает темы, которые волнуют или касаются в первую очередь и его самого…
- В нашей жизни всегда есть место молитве. Я не хочу читать проповедь: не имею, во-первых, на это право, во-вторых, проповедь, конечно, бывает художественным деланием, но проповедь со сцены - это, как правило, дело не то, чтоб неблагодарное, но, во всяком случае, очень соблазнительное.
Мы… каждый, в общем-то, умеющий читать человек, каждый, хоть когда-то подумавший о своих собственных неправдах человек, можем проповедовать и другим. Главное, чтоб мы в себе всегда слышали особую проповедь, которая говорится особым голосом, а голос этот называется «совесть». И в каждом человеке он звучит хотя бы когда-нибудь, а я думаю, что по нынешним временам, и по способу или манерам нашей жизни, этот голос звучит часто, и едва ли не постоянно.
Мы вынуждены и по собственным проблемам, по собственным поступкам, по собственным грехам и по внешним обстоятельствам, вынуждены часто поступать не так, как нам бы хотелось. Чаще всего мы это не замечаем, замечаем, вернее, потом, когда уже всё свершилось.
Часто мы не замечаем первые… какие-то предупреждения этого внутреннего голоса о том, что чего-то не стоило бы делать, что-то возможно вовсе не стоит наших усилий, не стоит частицы нашего сердца, которое мы отдаём каким-то своим мыслям, желаниям, иногда, принимая их за, на самом деле, важное желание и мысли, иногда даже за что-то благое, а потом сталкиваемся с проблемами, которые разрешить уже очень и очень трудно. Но с какими бы мы проблемами ни сталкивались, всегда есть место молитве, всегда есть место прощению… то есть, всегда можно попросить прощение. Это оказывается иногда гораздо легче, чем простить…
Но есть место в каждом сердце, есть какой-то уголок даже в самых тяжёлых обстоятельствах, куда можно заглянуть… и успокоиться, отдышаться, переждать бури, которые проносятся над нами и внутри нас. И, как правило, да я убеждён, что всегда в этом уголке сердечном и будет звучать молитва. Она, собственно говоря, и защищает этот уголок. Она его закрывает от внешних бурь, от наших собственных внутренних неправд и наших собственных ошибок. Если же молитва звучит в сердце постоянно, то она может… она может расширить этот уголок на всё сердце и сделать сердце каждого человека домом Божьим. Вот это один из самых прекрасных образов в Евангелии: сердце – дом для Бога в человеке, да и не только в человеке, а вообще во всей Вселенной - это дом Божий.
Я желаю каждому из вас и себе естественно тоже, чтобы мы оставляли Богу как можно больше места в душе. Чтобы не маленький уголок сердца был занят Богом, а по возможности всё наше внутреннее пространство, всё сердце и молитва в этом, конечно, безусловно, первая, первый помощник.
И как кульминация сегодняшнего вечера звучит:
Станем пред Царицею Небесною В скорби неуте́шныя своей. Радуйся, Неве́сто Неневе́стная, Радуйтесь, молящиеся Ей...
Благодарность зала, казалось, вообще не знала границ: аплодисменты переходили в овации, весь зал стоял в ожидании бисов, и никто не хотел уходить…
Удивительная, необыкновенная программа и Олегом не наслушаться, чего, к сожалению, не могу сказать о музыкантах. Я совершенно не почувствовала в их игре души, они как будто отрабатывали концерт и даже ситуация с бисами мне совсем не понравилась…
А вот Олег сегодня внес в наши души такую несказанную радость, которая и до сих пор еще согревает их, что от всего сердца хочется пожелать ему не только здоровья, но и сил, терпения, твердости духа и чтобы все невзгоды и горести обходили его стороной.
Божьей помощи Вам, Олег, во всех Ваших делах.
|
|
| |