Нина_Корначёва | Дата: Воскресенье, 06 Июл 2014, 22:49 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
| В этот раз поездка в Спасское заставила вспомнить крылатую фразу "У природы нет плохой погоды" и не менее крылатое продолжение насчёт "плохой одежды". Мы уже привыкли, что в конце июня в Спасском актуальны сарафаны, тёмные очки, а также разнообразные фасоны кружевных и соломенных шляпок, но всё это пришлось со вздохами сожаления спрятать в шкаф и достать тёплые куртки, желательно с капюшоном. Я долго выбирала вариант поездки - ночным поездом или автобусом, но когда узнала, что с первого июня между Москвой и Курском ходит скоростной поезд "Ласточка", остановилась всё-таки на нём. Из Москвы он уходит в восемь тридцать утра, до Мценска идёт три с половиной часа, так что вполне можно выспаться дома и успеть, если не к самому началу праздника, то уж к концерту Олега наверняка. Когда я приехала на место, на сцене ничего не происходило, и я решила для начала погулять по парку, а когда вернулась, уже выступал ансамбль "Светоч"- очень интересный коллектив с богатым и разнообразным репертуаром.
Они исполняли духовные песнопения, русские народные песни, хоры из опер "Вольный стрелок" и "Риголетто", остальное, к сожалению, не запомнила. Нашла в интернете информацию об ансамбле:
Обладатель Гран-при межрегионального конкурса МУЖСКОЙ ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ "СВЕТОЧ"
Стройно звучащие голоса, строго простая мелодия, красочная гармония - звучит старинная духовная музыка. Она наполняет сердце особым светом, добротой, успокоением, любовью, радостию бытия.
1 сентября 1994 года состоялась первая репетиция ансамбля. В его состав вошли опытные певцы - участники Тульского государственного хора. Все артисты с увлечением взялись за трудную работу по восстановлению русской духовной музыки разных времён.
Свою первую программу коллектив озаглавил "Возрождение", в которой исполнялись не только сочинения А. Строкина, А. Архангельского, П. Чеснокова и других композиторов, но и произведения неизвестных авторов-монахов, священников Киево-Печерской Лавры, Оптиной Пустыни, Свято-Данилова монастыря.
Все музыкальные произведения, исполняемые певцами ансамбля, - это либо редко звучащая, либо для многих неизвестная музыка. Познакомить слушателей с забытыми музыкальными страницами истории Руси - вот главная, просветительская задача в концертной деятельности коллектива. Все произведения артисты ансамбля исполняют a capella, т.е. без музыкального сопровождения. Помимо духовной музыки, ансамбль работает над произведениями русской и зарубежной классики, народными и казачьими песнями.
Коллектив побывал с концертами в различных городах области, Подмосковья и центральных областей России. С успехом гастролировал в Москве, на сцене Концертного зала им. П.И.Чайковского. Принимал участие в благотворительном концерте на Красной площади г. Москвы в октябре 1999 г.
В декабре 2000 г. ансамбль стал обладателем Гран - При на I Межрегиональном фестивале профессиональных коллективов и исполнителей концертных организаций центра России. В июне 2001 г. у коллектива состоялся 15-и дневный тур с концертами по городам Северной Италии (г.г. Брешия, Венеция, Гавардо, Тосколано, Верона).
15 сентября 2001 г. на Куликовом поле ансамбль дал получасовой концерт для Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. 19 декабря 2002 г. в Государственном Кремлёвском Дворце ансамбль принимал участие в концерте-фестивале мастеров искусств и творческих коллективов Центрального Федерального Округа России "Золотые ключи России". В последние годы гастроли ансамбля проходили в городах: Москве, Липецке, Саратове.
Местоположение: Тула https://vk.com/club18914560
Выступление ансамбля "Светоч" на фестивале духовной музыки: http://www.youtube.com/watch?v=tDSulqKhwlc
Затем на сцену вышел инструментальный ансамбль "Легенда" Тульской областной филармонии:
Погода по-прежнему не внушала оптимизма, несмотря на зажигательные мелодии, к тому же рядом со сценой появился Юра и начал отсоединять провода и грузить аппаратуру в машину. Оптимизма это, конечно, не прибавило. В результате проведённой разведки первые ряды начали передислоцироваться в сторону входа в музей, а когда о переносе концерта объявили официально, у входа образовалась огромная очередь. Естественно, галерея не могла вместить всех желающих, и кому-то пришлось слушать концерт на улице. В порядке утешения хочу сказать вот что: повезло только первому ряду, может быть, ещё второму. Я стояла примерно в пятом или шестом ряду и почти ничего не видела. Мне как-то удалось поставить на пол сумку и освободить руки, но до сидящего Миши я даже фотоаппаратом не дотянулась. Так что впечатления от концерта я дополнила уже дома, рассматривая фотографии. Великолепная программа, безупречное исполнение, временами казалось, что сейчас сам Тургенев сойдёт с портрета и присоединится к аплодисментам.
Аудиозапись концерта
https://yadi.sk/d/nwt-1ycKVyZc7
А фотографии я собрала в этом ролике, соединив их с бесконечно любимым, но редко звучащим романсом:
http://www.youtube.com/watch?v=wlFkp7Qms0w
На следующий день, переночевав во мценской гостинице, я снова приехала в Спасское. Как назло, погода в воскресенье была просто идеальной для праздника - солнечная, но не жаркая, почти без ветра. Народу было мало, в какие-то моменты вокруг не было вообще ни одной живой души, кроме птиц. На одной из фотографий на противоположном берегу заросшего пруда можно разглядеть серую цаплю, а вот дятел фотографироваться не захотел и спрятался за дерево. Колодец, из которого мы когда-то пили, цел. Сверху он закрыт, вода течёт из трубы, но рядом появилась табличка, запрещающая использовать воду "для питьевых и хозяйственных нужд". Странно, вроде бы все живы остались... А ещё я наконец-то попала внутрь дома, но уже в обязательных "музейных" тапочках, и даже постояла на вчерашней "сцене" рядом с портретом Тургенева. Ах да, чуть не забыла: не знаю точно, как называлось средство передвижения в одну лошадиную силу, но на нём я тоже прокатилась, чтобы полностью почувствовать себя в девятнадцатом веке. Всю эту идиллию омрачала только мысль о скором возвращении в Москву. Впрочем, обратная дорога оказалась тоже вполне комфортной: из Мценска "Ласточка" уходит в 18.21, так что теперь в Спасское можно съездить за один день, не слишком жертвуя сном.
Вот и закончилось очередное путешествие в девятнадцатый век, надеюсь, не последнее. Можно, конечно, путешествовать и в концертном зале, но ведь здесь романс у себя дома, здесь он рождался, здесь он жил и продолжает жить, за что огромное спасибо Олегу и, конечно же, руководству музея.
Сообщение отредактировал Нина_Корначёва - Вторник, 08 Июл 2014, 01:08 |
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 15 Июл 2014, 00:08 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Поездка в Спасское-Лутовиново – событие всегда радостное, а в этом году еще и знаменательное. Ведь ровно десять лет назад мне посчастливилось присутствовать на первом выступлении Олега Погудина на Всероссийском тургеневском празднике. Незабываемые воспоминания… Это сейчас туда приезжают сотни поклонников артиста, а тогда нас, москвичей было всего человек пять, не больше. И вот за столько лет, если вспомнить любой приезд сюда – впечатления от самого праздника всегда остаются только самые добрые. Они всегда проходят на высоте, и организованы с большим вниманием к людям, которые приезжают сюда со всех уголков нашей страны и в этом, безусловно, прежде всего, огромная заслуга руководства Музея-заповедника во главе с его замечательным директором – Николаем Ильичем Левиным, поскольку он для своего Спасского – как Гейченко для Михайловского.
Не помню года, чтобы в этот день мы не изнывали здесь от жары, чего нельзя сказать о нынешнем. Погода не то, чтобы не баловала, а просто постоянно грозила дождем и ненастьем, так что ни о каких летних платьях и сарафанчиках, даже речи быть не могло.
В прошлом году всей своей замечательной компанией мы впервые решили попробовать отправиться в Спасское автобусом и надо сказать, что поездка удалась на славу. Правда, время пребывания в самой усадьбе было не так много, как если бы мы приехали утренним поездом – ах, какие же тогда были восхитительные завтраки на траве на берегу озера, когда солнышко еще только-только начинало пригревать!.. Парадные ворота в такой ранний час конечно же еще были закрыты, но мы-то знали все потаенные тропки, как можно было их обойти и очутиться в усадьбе. Правда, сейчас такой возможности уже нет.
Ну, так вот. Восемь утра, комфортабельный автобус и мы отправляемся в Орловскую губернию. А так как сегодня суббота, то естественно, избежать пробок вряд ли получится. Вот в чем преимущество путешествия на автобусе - на протяжении всей дороги за окном открываются такие восхитительные виды, что оторваться от их созерцания ну просто невозможно! Необозримые поля, луга, озера, леса, березовые рощи – перед тобой во всем своем великолепии неброская, но такая милая, бесконечно дорогая сердцу, изумительная красота российской земли.
И вот чем ближе мы приближались к Спасскому, тем становилось теплее и первые проблески солнечных лучей давали надежду, что после обеда все-таки распогодится. И если судить по количеству увиденного транспорта, то мне кажется, что количество приезжающих на тургеневский праздник с каждым годом все только увеличивается.
А тем временем, празднование в самом разгаре: мы приехали где-то за час до выступления Олега. Как всегда, все здесь дышит любовью к Ивану Сергеевичу, к этим удивительным по красоте местам - настолько великолепна и ухожена его усадьба.
Вот сейчас на сцене идет выступление тульского ансамбля «Легенда», а у крыльца тургеневского дома замечена знакомая аппаратура. Да, забыла сказать, что уже в дороге мы знали, что в сегодняшнем празднике принимают участие Олег с Мишей – значит, будут звучать только романсы и это очень даже здорово. Получается такой плавный переход – из концертного зала прямо в дворянскую усадьбу, где кажется, что в ней все живет, все дышит ими…
И вот когда мы расположились в ожидании предстоящего выступления, Юра вдруг начал от аппаратуры отсоединять провода – и вот эта картина поначалу вызвала у нас полное недоумение, но потом разведка донесла, что из-за холодной погоды концерт Олега переносится в помещение галереи дома. А поскольку ее вместимость не такая уж большая, то мы решили не дожидаться никаких объявлений, а сразу же отправиться на место, тем более, что через некоторое время к ее крыльцу выстроилась огромная очередь, которая все только увеличивалась. Понятно, что всех желающих она вместить никак не сможет, так что надо сказать - нам просто повезло, что мы оказались в первом ряду, прямо перед «сценической площадкой».
Само помещение галереи продолговатой формы с весьма слабым освещением, окна которой выходят на одну сторону. Две небольшие деревянные лестницы, ведущие на балкон, откуда уже можно попасть в жилые комнаты усадьбы. Все настолько добротно, прочно и основательно, что создавалось полное ощущение, что жизнь в этом доме и по сей день идет своим чередом…
Да, лучшей площадки для выступления и придумать было нельзя – это как раз тот самый идеальный интерьер, в котором Олег (я уже заранее представила себе эту картину) будет выглядеть самым изысканным образом. Собственно, когда он впервые появился на балконе, так оно и случилось. Фантастическая, надо сказать, картина! Я даже не говорю сейчас о современных артистах, но даже и прежде редко можно было увидеть, чтобы человек мог собою так блистательно олицетворять всю утонченность и аристократизм, присущей эпохе девятнадцатого века. Вот только уже эта картина доставила поистине эстетическое наслаждение, поэтому, утверждение, что романс и Олег Погудин – это, действительно, единое целое – абсолютно точно соответствует этому высказыванию.
Очень правильное было решение поставить двух блюстителей порядка, которые как могли, сдерживали зрительский натиск: если бы не они, то нас бы точно вплотную придвинули бы к самому балкону, ведь желающих попасть на концерт было очень много. Ведь кто-то приехал на праздник еще и в надежде послушать живой концерт артиста, а тут такой неожиданный форс-мажор.
В зале суетно и довольно шумно:все пытаются устроиться как можно поближе к сцене, но как только Олег запел, все тот час же стихло и зал погрузился в чарующую магию русского романса.
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит…
Сказать, что это было притягательно и невероятно красиво - мало что объяснит. Это такое захватывающее действо, что казалось, мы присутствуем сейчас на вечере русского романса, устроенного гостеприимным хозяином этого дома для своих гостей и он сам, великолепный портрет которого виден за спиной артиста, сейчас с удовольствием внимает его звучанию… Первые аплодисменты...
- Спасибо. Я должен предварить своё выступление сегодняшнее несколькими словами. Во-первых, я бесконечно признателен за то, что вы пошли нам навстречу, и вот погода в этом году впервые, наверное за десятый уже наш приезд в Спасское-Лутовиново, не позволила нам выступать на улице.
Это помещение – оно, конечно, музейное. Оно по-своему прекрасно и, кроме того, в нём можно ощутить настоящее… настоящий дух дворянской усадьбы, а, тем не менее, оно конечно довольно тесное, и мне очень горько, что вам приходится стоять. Я прошу прощения, но, к сожалению, с природой не поспоришь. Ещё раз огромное спасибо за то, что вы пошли нам навстречу.
Понятно, что многие приехали сюда с цветами, но в таком небольшом помещении самым лучшим вариантом было все-таки отложить все подношения любимому артисту до окончания его выступления. Да собственно, это могли сделать только зрители в первых рядах, но чтобы не разрушать столь замечательно сложившуюся атмосферу, лучше вообще не вторгаться в то действие, которое происходило сейчас перед нами… Так что, в этом плане тоже все получилось достаточно органично.
Как диск луны скользит в седых волнах, Твоя душа видна в твоих очах...
Любовь нельзя понять, любовь нельзя измерить, Она на дне души, как в омуте речном...
Непросто описать свои ощущения, когда стоишь словно завороженная. Олег буквально жил в этом пространстве, идеально вписываясь в него. И казалось, что для этого он не прилагал абсолютно никаких усилий – настолько все его движения были естественны, но вместе с тем так невероятно элегантны. То он медленно спускался на несколько ступенек вниз, изящно облокачиваясь на перила, то прислонялся к стене и это опять-таки, было утонченно-красиво… В общем, каждое его движение было преисполнено такой изысканностью, которая еще больше высвечивалась, благодаря этому «сценическому пространству», настолько Олег великолепно обыгрывал его, тем самым создавая полное ощущение сопричастности к той прекрасной эпохе. Вот чтобы только почувствовать ее дыхание – вот только ради этого надо было сегодня непременно быть здесь.
Только раз в холодный синий вечер Мне так хочется любить…
В лунном сиянье Снег серебрится…
И хотя многим даже не видно артиста, но восторженные крики и аплодисменты звучат после каждого романса. Олег предоставляет площадку Михаилу: звучит произведение Франциско Торрега «Воспоминание об Альгамбре». Красивая пьеса, но ее журчащая мелодия в зале обычно на многих действует усыпляюще…
Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть…
Мне грустно потому... что весело тебе…
Вот этот, ни с чем несравнимый дух настоящей дворянской усадьбы, где все еще помнит своего хозяина - это конечно, незабываемые ощущения… И вот глядя на сегодняшнего Олега - уже настоящего Мастера своего дела, достигшего в своей профессии невероятных высот и всенародного зрительского признания, мне вдруг вспомнился тот юноша из гамзелевских фильмов, так поразивший меня однажды... Вот она, перекличка Времен. И кто бы мог тогда даже предположить, как много замечательнейших событий в жизни произойдет потом только благодаря ему...
- Я снова оставляю вас с Михаилом Радюкевичем, и, в общем-то, несмотря на то, что до сих пор мне крайне не удаётся отделаться от этой мысли, что мы как бы все сегодня стоим - не только я, но и вся публика - это для меня, всё-таки, обстоятельство такое, скорее грустное. Но вот эти стены, в особенности эта лестница, то, что там за этой дверью; дом, наполненный настоящими вещами той эпохи, иногда просто счастливыми экспонатами, артефактами, которые связаны с самим Иваном Сергеевичем.
То, что за спиной дворянское гнездо, то, что передо мной часть этого дворянского гнезда - как-то наполняет эти слова, эти мелодии совсем особой жизнью, особым звучанием. Собственно говоря, то, что мы исполняем вот сейчас, и то, что сейчас прозвучит - я не буду специально представлять романс, который будет играть Миша - он всем хорошо известен, – и то, что будем петь сразу после этого.
Это та музыка, которую Иван Сергеевич мог слышать и, скорее всего, слышал, потому, что какие-то романсы, какие-то песни, уж точно стихи Пушкина, например, он упоминает в своих … цитирует в своих произведениях. В этом есть особое счастье, а хотя иногда ради счастья вот требуются какие-то жертвы, из-за чего мне печально. Тем не менее, вот сейчас я много тут болтал, разговаривал, а отвечать за всё придётся Мише. Вот продолжай, пожалуйста, и атмосферу дворянского гнезда.
И, действительно, Олег абсолютно прав: ни в одном, даже самом хорошем столичном зале, романс не будет себя чувствовать так естественно и так привольно, так в этой небольшой дворянской усадьбе…
Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты…
Чудесное, проникновенное исполнение. Мне кажется, что сегодня он соединил между собою две программы: русский романс и романсы на стихи Михаила Юрьевича - и это вполне объяснимо. Звучат любимые произведения на все времена и ощущения совершенной, дивной красоты и очарования переполняют душу. Ах, Олег, почаще бы нам слышать такое…
Концерт близится к своему завершению. Жаль… честно говоря, я бы еще с огромным удовольствием постояла бы часок: захваченная таким упоительным исполнением, я даже не ощутила ни времени и не почувствовала никакой усталости…
- Спасибо. Я, в заключение концерта, хотел бы ещё раз поблагодарить всех за то, что отнеслись с пониманием и к нашей просьбе, и в первую очередь, руководство музея, которые пошли на то, чтобы… В общем-то, риск замёрзнуть на улице, вернее, певческий риск, естественно... Но наше северное лето может быть холодным. Нам как-то вот очень везло. Вспоминаю, что каждый наш приезд было тепло, даже жарко. (Миша добавляет, что дождь был).
Ну, дождик тоже был такой лёгкий. Помню, правда, когда-то, и в какой-то из годов, на следующий день после концерта была буквально буря, когда летели ветки, страшная гроза, и после этого стало холодно. В этом году природа распорядилась иначе. Мы же в этом году, мы малым составом в музее, но, тем не менее, для нас год без Спасского-Лутовиново в каком-то смысле - год ущербный, и то, что можно сюда попадать, хотя бы очень коротко, то, что можно здесь беседовать с вами на русском языке девятнадцатого столетия - это особая огромная радость. Такая же радость, как вдруг - такая вот мысль, немножко, может быть, сторонняя, но, тем не менее, совсем недавно я снова это испытал - такая же радость, как когда проходя по аллее Лихтенталер в Баден-Бадене, вдруг случайно глаз выхватывает белый бюст Тургенева, стоящий напротив одного из самых роскошных отелей в Баден-Бадене.
И вдруг как-то всё становится очень понятно, очень близко, очень естественно. И роман «Вешние воды», который я в этом году всё-таки схватил с полки перечитывать, потому, что это было очень давно в первый раз - вот этот роман оживает совершенно понятными картинами, и поражаешься, насколько великий, могучий и свободный русский язык соединяет собой столетия культуры.
Понимаешь, что, в общем-то, ты, милостию Божией, слава Богу, такой же, как те герои, о которых ты читаешь, со всеми их благородными порывами, со всеми их подлостями, со всеми их странностями и со всей их такой настоящей тёплой, и до сих пор очень живой русской душой. Когда мы попадаем в обстоятельства… вот, спрашивают: «А для чего читать классику»? «Нравится ли Вам русская литература вообще?» Я, если слышу ответ - ну, конечно, не от молодого человека, а от человека моего возраста или там несколько старше, о том, что классика непонятна или скучна, - я начинаю внутренне плакать.
Классика абсолютно понятна, классика совершенно не скучна, но она не суетна, она требует – теперь особенно она требует до себя дотягиваться. Но, если вдруг ты встанешь на цыпочки и попробуешь до этого слова дотянуться, оно не просто обогащает, оно оживляет тебя, и уж, конечно, тургеневский язык в этом смысле - это сплошное наслаждение. Это вот, как кто-то писал о Собинове в западных изданиях, по-моему, о Собинове, это - когда жемчуг сыплется на серебряное блюдо.
Вот ради этого стоит всегда сюда возвращаться, в первую очередь. Не только ради успеха, не только ради счастья встречи, но ради этого. Ради вот этого звука жемчуга, падающего на серебряное блюдо, очень русского, как я вот всё больше и больше за свои годы жизни это понимаю. И в заключение нашего сегодняшнего концерта романс, который не мог сегодня не прозвучать, и немножко, в общем-то, нас чуть-чуть оправдывает за сегодняшние обстоятельства.
Утро туманное, утро седое…
Ну, а потом началось… Люди пробивались к сцене как могли и кто-то даже попросил Олега приезжать в эти места не только в летние дни тургеневских торжеств, а и почаще, на что было обещано постараться вырваться сюда и зимой. Так что, кто его знает, как могут повернуться дальнейшие события. Я вот все еще надеюсь когда-нибудь услышать Олега в зимних Пушкинских Горах - и в эту пору там невероятно красиво, но кто его знает, какая температура будет в зале НКЦ. Тоже вопрос.
Ну и самый последний романс на бис – «Не уходи». И снова цветы, слова благодарности.
Совершенно удивительный, изумительный по своей красоте исполнения получился концерт. Единственно, о чем я до сих пор очень сожалею, что в такой сумятице выпустила Нину Подгорнову из виду, а она ведь человек скромный и в такой обстановке заснять концерт ей так и не удалось: она даже рук поднять не смогла, а ведь это надо было сделать непременно! Вот если бы в тот момент она только попалась мне на глаза, я бы обязательно поставила ее на свое место. Ведь как жаль, что те, кто не смог приехать сюда, так и не увидят этого необыкновенного выступления. Ведь как не описывай происходящее, а все равно – это лишь малая толика от тех впечатлений, которые нам посчастливилось пережить.
Домой мы уезжали в совершенном потрясении и моему восхищению не было границ – давно я не испытывала подобных ощущений. И этот концерт, по определению, я бы отнесла к разряду уникальных, когда мы действительно слышали "звук жемчуга, падающего на серебряное блюдо"…
К Москве мы подъезжали, когда над нами уже вовсю голубело небо и яркое солнышко весело раздавало всем свои солнечные обещания на будующее тепло. Эх, пораньше бы это надо было делать, хотя как сказать... А на душе было бесконечно светло и радостно.
Олег, спасибо Вам огромное вот за такое необыкновенное ощущение счастья, которым Вам удалось одарить всех нас в столь непростых обстоятельствах.
|
|
| |