Второе отделение открыл Миша совершенно чудесной пьесой, которую я так люблю слушать в его исполнении. Она звучит крайне редко, а жаль… Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс.
Он наигрывает вальс то ласково, то страстно.
Что касается меня, то я опять гляжу на Вас,
а Вы глядите на него, а он глядит в пространство.
А вот эта песня исполняется впервые и посвятил ее Булат Шалвович Жанне Болотовой.
Старый пиджак
Я много лет пиджак ношу.
Давно потерся и не нов он.
И я зову к себе портного
и перешить пиджак прошу.
Я говорю ему шутя:
"Перекроите все иначе.
Сулит мне новые удачи
искусство кройки и шитья"...
Я пошутил. А он пиджак
серьезно так перешивает,
а сам-то все переживает:
вдруг что не так. Такой чудак.
Одна забота наяву
В его усердье молчаливом:
чтобы я выглядел счастливым
в том пиджаке. Пока живу.
Он представляет это так:
лишь только я пиджак примерю --
опять в твою любовь поверю...
Как бы не так. Такой чудак.
Глаза, словно неба осеннего свод,
и нет в этом небе огня,
и давит меня это небо, и гнет --
вот так она любит меня...
Эта песня у Олега столь пронзительна, что даже те, кто всегда дарит ему цветы почти на бисах, не выдерживают и встают…
«Песни Булата» подобны старому выдержанному вину: чем больше проходит времени, тем большую ценность они приобретают, тем необходимее они становятся и с каждым годом, вроде бы простые слова, становятся все нужнее и нужнее, и все чаще хочется окунуться в их мудрость и искренность, чтобы совсем не потеряться в том хаосе пошлости и цинизма, в котором нам зачастую приходится существовать.
Все оно смывает начисто,
все разглаживает вновь...
Отступает одиночество,
возвращается любовь...
Наверное, более точного определения того, что сейчас происходит в зале, трудно подобрать: это было самое настоящее чудодействие, когда целый зал, словно околдованный вот этой магией поразительного соединения слова и голоса, слушает Олега, как завороженный… Я это, в полной мере, испытала на себе. И, когда он пел, то часто ловила себя на мысли, что иногда мне кажется, что он поет то, что сочинилось им самим, настолько все шло из души самого артиста…
… Зрительская благодарность Олегу была такова, что цветы им уже относились за кулисы, а больше положить их просто некуда…
Пускай моя любовь, как мир, стара, -
лишь ей одной служил и доверялся.
Я - дворянин с арбатского двора,
своим двором введенный во дворянство...
После каждой песни зал взрывался аплодисментами, а один мужчина, совершенно восхищенный исполнением, буквально после каждой песни кричал «Браво!»
Но, вечер, увы! – постепенно подходит к своему завершению. А как же не хочется расставаться: не знаю, как кому, но мне после таких вот концертов очень трудно переходить в рабочее состояние: надо бы думать о делах, а не очень-то получается. Мыслями все время возвращаешься туда, в этот зал, к Олегу…
Люди стоят, гремят аплодисменты и Олег, напоследок, преподносит нам неожиданный подарок…
Песенка о кабинетах моих друзей
Что-то дождичек удач падает не часто.
Но ведь жизнью и такой стоит дорожить.
Скоро все мои друзья выбьются в начальство,
и конечно, мне тогда станет легче жить.
Робость давнюю свою я тогда осилю.
Как пойдут мои дела, можно не гадать:
зайду к Белле в кабинет, загляну к Фазилю,
и на сердце у меня будет благодать.
Зайду к Белле в кабинет, скажу: "Здравствуй, Белла".
Скажу: "Дело у меня, помоги решить".
Она скажет: "Ерунда, разве это дело?.."
и, конечно, мне тогда станет легче жить.
Города моей страны все в леса одеты,
звук пилы и топора трудно заглушить.
Может, это для друзей строят кабинеты?
Вот построят, и тогда станет легче жить.
Ну, разве можно удержаться и не попросить его спеть еще… и Олег, улыбаясь, вновь берет в руки гитару…
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты --
ведь это все любви счастливые моменты.
А потом еще и еще… Ну просто невозможно вот так встать и уйти…
Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный...
Спасибо. Я искренне рад тому, что в этом замечательном зале прошли два вечера, почти подряд… Два концерта, концерта, который заставляет очень серьезно задуматься не столько о форме и не только о форме, во всяком случае, а о том, что ты поешь, что ты хочешь сказать. Это выступление, которое, в принципе, как-то, собственно говоря, формирует, чистит, структурирует то, что хочется делать и, в общем-то, все это, как бы внутренние ресурсы и возможности.
Зал этот я очень люблю потому, что здесь есть очень близкий контакт. Он не огромный, в то же время он красивый, в то же время он с прекрасной акустикой, что позволяет отдавать должное музыкальной части концерта, мелодии…
Она живет здесь очень радостно, вольно, просторно и, соответственно, можно думать о тех словах, которые ты поешь и (смеется) может быть, отчасти тех, которые говоришь, хотя это труднее, поверьте, потому что… потому что, когда нет мелодической составляющей – говорить всегда сложнее.
Я рад тому, что мы встретились с вами здесь и встречаемся с вами здесь. Я рад тому, что эти встречи, вообще, происходят. И тому, что вот то, о чем мы здесь… думаем, о чем… рассуждаем, о чем переживаем, о чем мечтаем – может быть, это все общее, это все то самое, что объединяет. Объединяет без каких-то заявлений, без каких-то деклараций, наконец – без каких-то надрывов и усилий сторонних, внешних. То есть, требуется только усилие души, усилие сердца, а они, если происходят, они бесконечно благотворны и жи-вот-вор-ны потому, что дают возможность, действительно, двигаться дальше и, может быть, даже двигаться в радости.
Я этого вам желаю и очень благодарен за эти два вечера, которые сейчас прошли. Спасибо огромное. (звучат не то, чтобы аплодисменты, а самые настоящие овации)
Два замечательных вечера на Арбате, которые подарил нам Олег, будут помнятся еще очень долго и это, по-настоящему, прекрасное начало 2011 года! Спасибо!