Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 14 Апр 2011, 17:25 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Скажу сразу: узнав, что в этом году «Молитва» в Петербурге будет в БКЗ, я сразу решила, что не поеду на эту программу, потому, что представить ее на огромной сцене Октябрьского совершенно не могла. Но когда в новогодний вечер Олег сказал, что для него это было очень непростым решением, заколебалась, подумав, что все-таки, несмотря ни на что, надо непременно ехать, хотя бы для того, чтобы просто поддержать его. А потом, если уж Олег решил провести эту программу на такой большой площадке, то, стало быть, ему это необходимо и он сделает все, чтобы она и здесь выглядела очень достойно и сообразно размерам данного зала. А уж в этом-то вообще не было никаких сомнений. Единственное, что беспокоило и за что переживалось – и это был серьезный риск - соберет ли он зал на программу, рассчитанную далеко не на широкого зрителя, тем более, в понедельник – не самый удачный день даже для более «легких» концертов. А так, я просто не раз потом пыталась представить себе варианты программы, которую нам впервые предстоит услышать на такой большой и серьезной площадке.
Исходя из опыта предыдущих приездов на концерты Олега, я давно сделала для себя вывод, что, если бы афишная поддержка его питерских концертов была бы и в Москве приблизительно такого же уровня, то во многих случаях, наполняемость залов была бы у нас еще на порядок выше. По всему городу я видела афиши и во всех театральных кассах наблюдалось их наличие. Так что информации о концерте было достаточно. Вот только неприятно удивила поспешность работников БКЗ в стремлении убрать афишу концерта еще до его начала. Вообще-то, это так не делается, ведь здесь вполне достаточно места и для других афиш, чтобы его так экономить…
Погода в этот день удалась на славу! Тепло, солнечно: в город пришла настоящая весна, а вечером еще и концерт Олега… Представляете, какое у нас было замечательное настроение! Поскольку сегодня рабочий день, то зал довольно стремительными темпами начал наполняться уже к самому началу и в результате картина получилась просто замечательная! Не скажу, что был аншлаг, но народу было очень и очень много, что в несколько раз превысило мои самые смелые ожидания. Москвичей в этот раз было немного – что делать, у всех работа, но вот, кто очень захотел и приложил к этому определенные усилия, смогли приехать на Сапсане, буквально за час до начала концерта, чтобы сразу же после него уехать обратно. Представляете, как надо любить артиста, чтобы проделать столь нелегкий и прямо скажем, не очень дешевый в финансовом отношении путь? Как будто у нас самих 15 числа не будет «Молитвы»…
Поскольку сейчас Великий пост, то и убранство зала было достаточно строгим и в тоже время, скромным - ничего лишнего, что весьма соответствовало теме сегодняшней программы. На темно-синем полотне задника сцены светло-голубая середина, очень приглушенный свет и все это вместе создавало впечатление совсем небольшого пространства. Тут же, рядом, на возвышенной его части будут располагаться музыканты и Олег, выйдя на сцену, именно оттуда и начал свое выступление пушкинским стихотворением «Отцы пустынники».
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв…
Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой…
И сразу же мне припомнилась лермонтовская программа. Не знаю, может я и не права, но мне показалось, что это пересечение двух программ совсем не случайно, в нем заложен глубокий смысл, ведь не зря Олегу так дорого творчество Михаила Юрьевича…
Потом, когда Олег запел романс «Владыко дней моих!» - он прозвучал во мне, как самая настоящая молитва, до того его голос был пронизан той особой и глубочайшей силой Верования… Он звучал мощно, в полную силу, во всей своей необъятной красоте, а поскольку такие вещи Олег поет не так уж и часто, то, тем более, это воспринималось, как нечто совершенно необыкновенное...
Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
Вот таким впечатляющим началом Олег сразу же настроил зал на сегодняшнюю программу. Ведь, наверняка, в зале сейчас присутствуют не только те, кто уже не раз слышал «Молитву» и заранее знает, на ЧТО он пришел, но и те, для кого эта программа будет открытием. А судя по наполненности зала, таких слушателей сегодня здесь немало…
А потом прозвучал Канон св. Андрея Критского – то песнопение, без которого совершенно невозможно представить себе «Молитву»…
Пост с молитвой сердце отогреет, Над землею колокольный звон. Преподобне отче наш Андрее, Горько читаю твой святой канон…
Почти темная сцена: луч света направлен только на Олега и казалось бы - куда, что делось? Ни огромного пространства зала, ни размеров сцены – все это сразу, в миг, куда-то улетучилось, и перед глазами остался только он - человек с гитарой в руках… и ничего кроме него уже больше не замечаешь. И голос, такой дорогой и бесконечно красивый, кажется, что даже без особого усилия, заполняет собой весь этот огромный зал. И это я сейчас говорю только о самом исполнении, а уж, что чувствуешь и переживаешь, когда слышишь этот Канон в исполнении Олега - это уже совсем отдельный разговор…
И мне очень близка и понятна была начальная реакция зала: после услышанного, как-то странно бы выглядели бурные рукоплескания и всяческие зрительские восторги. Мне показалось, что вот этими, я бы даже сказала, несколько сдерживаемыми аплодисментами, люди старались не нарушить канву, настроение самой программы. И, на самом деле, это было очень дорого и ценно…
Земля от света повернёт во тьму, И ветер северный меняется на южный. Я ничего с собою не возьму, И потому мне ничего не нужно...
Первая часть «Молитвы» всегда более эмоционально тяжела, трагична и, соответственно, и само настроение артиста, который внутренне проживает и сопереживает этим событиям, под стать им, но вот сегодня, уже с самого начала концерта происходят удивительные вещи. Вот бывает такое - когда все небо плотно обложено серыми свинцовыми облаками и кажется, что никакого просвета и быть не может, вдруг, откуда ни возьмись, проглядывает яркий солнечный луч, прорывая всю эту вязкую тяжелую пелену. И сразу за ним появляется кусочек голубого неба и на душе становится так радостно, как будто Свет победил, хотя его еще совсем и немного… Вот так и сегодня, не один уже раз лицо Олега неожиданно – по крайней мере, для меня - озарялось такой дивной и светлой улыбкой, что на душе становилось удивительно хорошо и тепло, потому, что вот для меня это был показатель внутреннего состояния артиста. Олег улыбался не по ходу исполняемого произведения, и совсем не для зрителей, а как мне показалось, потому, что он просто не мог не улыбаться. Такое бывает только тогда, когда на душе у человека светло… И даже прозвучавший мобильник ничуть не испортил ему настроение: он только улыбнулся на его звон…
Иерусалим, Иерусалим, Светлая моя мечта. Иерусалим, Иерусалим, Город моего Христа...
А в зале стояла глубочайшая тишина: с таким вниманием он слушал Олега. Но зато потом было сразу столько цветов, что он не смог донести их до стола: по дороге несколько букетов, все-таки, упали. Сделать хотя бы несколько приличных снимков не получилось, настолько на сцене, да и в зале было темно и не раз Олег просто не смог разглядеть людей, которые подходили к сцене. А тем временем, аплодисменты постепенно становились все сильней, и продолжительней и цветов сегодня было много, как никогда. И первое отделение, которое длилось почти что час, Олег заканчивает окуджавской «Молитвой».
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, чего у него нет: мудрому дай голову, трусливому дай коня, дай счастливому денег... И не забудь про меня…
Хотя изначально и было понятно, что в эту программу Олег включит какие-то еще и другие произведения, тем не менее, вот для меня, все равно это было неожиданностью. Но как же прекрасно и органично она вписалась в эту программу. Никакого резкого перехода: все очень плавно и как бы подводя некую черту завершенности первой части программы. Эту песню Олег исполнил вместе со своим музыкальным ансамблем.
В перерыве даже не хотелось выходить из зала, чтобы не нарушить в себе вот то драгоценное, сложившееся за время концерта, совершенно невероятное состояние души. Вряд ли это возможно вместить в какие-либо слова, потому что, такие моменты редкостны и если кому-то в жизни доведется пережить, испытать их, то уже это большое счастье…
Ты не пой соловей возле кельи моей, И молитве моей не мешай соловей. Я и сам много лет в этом мире страдал Пережил много бед и отрады не знал...
Ну, а тут разве нужны какие-либо слова?.. Можно сколько угодно слушать эту программу, но привыкнуть к этому исполнению совершенно невозможно: это всегда переживаешь вновь… Я только последнее время могу уже слушать ее без слез, а раньше, ну никак не могла…
Надо сказать, что ребята сегодня тоже внесли свою достойную лепту: все пьесы подобраны очень удачно относительно данной программы и очень хорошо вписывались в нее. А Аранхуэзский концерт, который на первый взгляд, вроде бы был не совсем по теме, на самом деле прозвучал просто великолепно. А вот «Туман» в сопровождении музыкального коллектива, был представлен в несколько новой аранжировке. Я думаю, что не все сразу так однозначно приняли этот новый вариант программы: кому-то, быть может, ближе прежнее исполнение. Но надо понимать, что Олег не просто так решил изменить «Молитву», что та программа для БКЗ слишком камерная и целиком вынести ее в том виде, в каком она была раньше, тоже, наверное, было нельзя. Во всяком случае, Олег, прежде чем что-то изменить, всегда очень хорошо все продумывает. А потом была лермонтовская «Молитва». По звучанию, по возвышенности исполнения это было сродни пушкинскому романсу «Владыко дней моих!» С каждым разом, все более и более мне нравится блоковская «Невеста». Очень сильная вещь.
И вот что на протяжении всего концерта радовало несказанно – в Олеге постоянно чувствовалась ощущение какой-то внутренней радости, света, любви и это состояние, конечно же, не могло не передаться и залу. Ведь Олег обладает сильнейшей энергетикой и его состояние – хочет он этого или нет – все равно передается зрителям.
Безусловно, решив показать эту программу в БКЗ, артист шел на определенный риск и, естественно, не мог не волноваться за конечный результат своей работы. И вот теперь, когда уже стало совсем понятно, что сегодняшняя «Молитва» - это еще один шаг вперед, это еще одна большая творческая победа Олега Погудина, то здесь, конечно же, радость была обоюдной, то есть, артиста и его слушателя – а как же иначе? И в завершении концерта Олег исполнил «Родник» под аккомпанемент своих музыкантов. И вот тут уже зрители дали волю своим чувствам: аплодисменты зазвучали в полную силу, отовсюду слышались крики «браво!»
Пел соловей, ах, как он пел, И тишина ему внимала. Как я хотел, чтоб он допел О том, что не начать сначала...
Трудно описать наше состояние после сегодняшнего концерта – это было общее чувство какого-то необыкновенно - изумленного восхищения и оно просто прочитывалось на лицах. Не надо было даже спрашивать о впечатлениях от новой программы – все было и так понятно.
Я не стану сравнивать эти две «Молитвы» - на мой взгляд, этого делать и не надо. Не знаю, взялся бы Олег переделывать прежнюю программу, если бы не его желание вынести ее на более широкую аудиторию? Но то, что мы сегодня услышали, превзошли все наши ожидания. Даже на таком большом пространстве, каким является сцена Октябрьского, я уже не говорю про сам 4-х тысячный зал, Олег сумел сохранить все самое ценное, что заложено в «Молитве» и донести это до сердца каждого слушателя, причем, не превратив эту программу в обычный православный концерт. А ведь если вдуматься, насколько же это было непросто осуществить на самой большой концертной площадке Петербурга и кто бы еще это смог бы осилить, не привлекая к работе никаких известных сценических режиссеров? А приглядитесь к афишам многих других известных артистов: как правило, там всегда указана фамилия постановщика программы. Олег же всегда все делает сам и делает это на самом высоком профессиональном уровне и разве то, что мы сегодня услышали, не достойно самой высокой оценки его труда?
И вот что самое удивительное, что только может быть, учитывая многолетнее посещение концертов артиста, которого уже, вроде бы и неплохо знаешь – это осознание того, что Олега мы будем открывать для себя всю жизнь. Его невозможно просчитать, его невозможно предугадать. Мы можем только догадываться о его безграничных возможностях, но все равно перед нами все время будет открываться только верхушка этого айсберга… Вот это я, как никогда, очень четко осознала после сегодняшнего концерта, столь велико было потрясение новой работой Олега. И не просто его голосом, подбором произведений, а скорее, в первую очередь его мастерскому умению выстраивать программу, просчитывая все до мелочей. Ведь сколько уже раз по окончании какого-нибудь концерта, уже дома, начиная вновь переслушивать его, я очень часто поражалась, насколько же Олег вдумчиво и очень серьезно подходит к каждому своему выступлению и насколько у него все на своих местах. И в каждом концерте обязательно прослеживается определенная линия, которая взята за основу всей программы.
И сейчас, наверное, все-таки, нужно время, чтобы улеглись вот эти первые и такие сильные впечатления, чтобы заново переслушать, переосмыслить новую «Молитву» и тогда, я больше, чем уверена, мы еще будем открывать в ней много того, что, быть может, не расслышали в первый раз…
Олег, и напоследок, позвольте Вам вручить еще один букет от Ваших преданных и благодарных зрителей, и еще раз сказать Вам - СПАСИБО!
|
|
| |