Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Впечатления от концертов... » 29.06. 2010. Балашиха, КЗ Преображенского храма («ЛЮБОВЬ И РАЗЛУКА» (архивный материал))
29.06. 2010. Балашиха, КЗ Преображенского храма
Валентина_КочероваДата: Вторник, 01 Мар 2016, 20:52 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5013
Статус: Offline


Хорошая афиша получилась у Татьяны.

Конец июня в этом году ознаменовался сразу тремя концертами Олега и каждый в своем роде неповторим. Я рассказала уже о двух, но вот о третьем начинаю писать только сейчас, поскольку перерывы между программами были настолько малы, что я просто не успевала следовать за событиями.



За разговорами время летит незаметно: вот уже батюшка приглашает нас в зал. Сегодня у нас новая программа, посвященная памяти Исаака Шварца.

Кажется, что он ушел совсем недавно: еще в памяти тот декабрьский концерт в Доме музыки. И стоя на следующий день у его могилы на Волковском кладбище – у меня тогда уже зародилась мысль, что Олег обязательно в этом году сделает программу в память о дорогом ему человеке.

Зал почти полный: значит совсем скоро здесь будет душно, ведь за стенами все та же жара и никуда от нее не деться…


Музыкант играл на скрипке -
я в глаза ему глядел…


- Слова этой песни и музыка, собственно говоря, тоже первой песни, которая прозвучала в сегодняшнем концерте, написаны Булатом Окуджавой. И есть у этой песни, у этих стихов, во всяком случае, в автографе самого Окуджавы и потом в сборниках, которые издавались, надпись: «Посвящается Исааку Шварцу».

Сам Исаак Иосифович по этому поводу шутил, поскольку он говорил, что никогда на скрипке не играл и в принципе, никакого отношения к этому инструменту, прямого – не имеет,
(Миша добавляет: «Но очень любил») но это другой разговор. Миша, поскольку знаком был знаком с Исааком Иосифовичем много, много, много лет – меня поправит, если что, но это, я, во всяком случае, слышал от Шварца сам, поэтому, как бы говорю более-менее ответственно.

Тем не менее, как большой поэт, Окуджава почувствовал, наверное, самое главное…. Во всяком случае, посвящение это очень точное. И, может быть, для меня, во всяком случае – это самое главное в творчестве не только Шварца. В творчестве любого артиста, музыканта, может быть, в первую очередь, поскольку музыка проникает в душу мгновенно, часто над ней даже не нужно особенно размышлять: она просто нас покоряет и заставляет двигаться в своем течении, если она нам близка, если она нам нравится, если она нас пленяет.

Вот последние слова предыдущей песни про душу милосердную, справедливую и праведную – так, наверное, мне кажется, можно охарактеризовать и музыку Исаака Шварца. Она… она, вообще, очень замечательная, она интересная. Нельзя сказать, что это исключительно симфоническая музыка, в то же время, нельзя сказать, что это простая… простое творчество песенное, характерное для XX столетия. Очень часто, когда, в общем, музыка выполняла какую-то такую роль, более служебную, настроенческую, все-таки, музыка Шварца – это серьезная музыка.

Тем не менее – она настолько живая, она настолько близкая простому человеческому восприятию, что песни, которые он писал, становились популярными настолько, что вот достигали буквально уровня народной песни по популярности, если говорить, допустим, о «Песни кавалергарда» из «Звезды пленительного счастья». А тому ещё несколько песен к этому можно прибавить.




- Дальше в программе концерта будут звучать песни Шварца, и я думаю, что не только вот словесно, но и каким-то образом прямо артистически-музыкально, эту мысль мы постараемся подтвердить. Песни эти дивные, чудные, справедливые, милосердные и, в каком-то смысле, праведные. Праведные от чистоты сердца человека, которые их писал. И, по мере возможности, чистоты сердца тех, кто эти песни исполнял и исполняет до сих пор.


Рев орудий, посвист пуль,
звон штыков и сабель
Растворяются легко
в звоне этих капель…



Летят качели, ветер обгоняя,
Весенним днем, весенним днем...



Всё выше, выше к белым облакам.
Качели тут, качели там...


От того, что зал совсем небольшой, кажется, что Олег поет почти без микрофона: тот лишь немного усиливает звучание его голоса. Обстановка очень доверительная, почти домашняя и до сцены буквально два шага…

В исполнении музыкантов прозвучала «Серенада» Шуберта. А Олег сегодня выступает еще и в роли ведущего своей новой программы.

- «Серенада» Шуберта прозвучала не случайно сегодня в программе. Шварц считал Шуберта своим любимым автором и, в общем-то, мне кажется… Ну, не только мне кажется… Но я часто слышу интонации, во всяком случае, очень сходные отношения к песне. Мы продолжаем.


В нашем старом саду,
Там, где тени густые,
Отчего же слова
Ты мне шепчешь пустые?..



Ах, как мало любви,
А печали так много…



Что будто я в поле остался...
Назначь мне свиданье, Настасья!


- Песни, которые звучат вот в этой части концерта, они написаны к фильмам, к спектаклям телевизионным, по большей части к кинофильмам. Известны и любимы они стали, в общем-то, благодаря кино.

Но я, недавно посмотрев снова «Станционного смотрителя» сделал для себя неожиданный вывод: неизвестно, кто кому оказал большую услугу? Исаак Иосифович массе фильмов, в котором звучала его музыка или фильмы эти самому Шварцу? Возможно, распространение и такая популярность его песен, не были бы возможны, если бы они не звучали в кино. Ну вот, опять-таки, пересматривая «Станционного смотрителя» вдруг подумал, что, несмотря на прекрасную игру артистов, несмотря на материал гениальный, по которому снят этот фильм, все-таки, едва ли не самое глубокое в содержании этого фильма, как раз, в песнях Шварца. Большинство из них написано на стихи Пушкина – может быть и это добавляет им такой глубины, и такой мудрости, и такой правильности, и столько таланта. Но, тем не менее…

Песня, которая сейчас прозвучит, она тоже из кинофильма, как и две предыдущие. Может быть, звучит она не часто, даже, наверное, совсем редко и я с ней не настолько еще сроднился, как с другими песнями, но, тем не менее, мы сегодня ее исполняем.
Прикрепления: 1313002.jpg(23Kb) · 3486879.jpg(24Kb) · 5212594.jpg(16Kb) · 2141817.jpg(17Kb) · 8438005.jpg(14Kb) · 2900729.jpg(12Kb) · 3197830.jpg(19Kb) · 6997479.jpg(12Kb) · 7039250.jpg(13Kb) · 9586177.jpg(13Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Вторник, 01 Мар 2016, 21:15 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5013
Статус: Offline

В нашем доме война отгремела,
Вновь земля зеленеет,
Злые пули по кровь не летят…


Далее играют ребята. Сцена настолько миниатюрна, что поначалу казалось, что все музыканты сюда попросту не вместятся, но нет. Все разместились достаточно хорошо. Кстати, сегодня Ромин контрабас звучит совсем прилично, не в пример, как в Лутовинове. Может, это жара так на него подействовала?


По дорогам, по старым дорогам
Отправляется память
Иногда словно так, невпопад…


Песня новая, впервые исполняемая на публику и потому все музыканты играют сейчас по нотным листкам, один только Юра по памяти ведет свою партию. И как он умудряется все запоминать?

- В сегодняшнем концерте только что прозвучавшая «Шутка» Шостаковича… Исаак Иосифович учился у Шостаковича и считал его, не только своим учителем, но и считал себя продолжателем его традиции в музыке.

Я не берусь судить, насколько это так, но, во всяком случае, само по себе, это очень здорово, это чудесно. И, знаете, в каком-то смысле, очень совпадает с тем, что хочется делать на сцене и с тем, чего хочется добиваться. А хочется добиваться по возможности академического отношения к не академическому материалу – когда, естественно, материал позволяет такое отношение. Во всяком случае, песни Шварца - однозначно, абсолютно точно возвышенны и позволяют относится к ним с определенной, и очень большой степени долей уважения и серьезности.
Следующие песни, до следующего музыкального антракта – это песни из кинофильма «Станционный смотритель».



Я ехал прочь: иные сны...
Душе влюбленной грустно было…



Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты…



Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид...



Скука, холод и гранит


Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой…



Вперед, судьба моя!
А нет, так бог с тобою…


В зале уже настолько душно, что и на лице Олега блестят капельки пота. Он пытается обмахиваться, но толку от этого мало… Жара. Цветов, как всегда много. Лето: и наряду с представительными розами, ему дарят ромашки, колокольчики и садовые пионы.

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом…
Прикрепления: 7053485.jpg(15Kb) · 0912037.jpg(11Kb) · 3357193.jpg(12Kb) · 7140044.jpg(14Kb) · 6864235.jpg(13Kb) · 5829129.jpg(14Kb) · 3200079.jpg(10Kb) · 3606837.jpg(16Kb) · 1469149.jpg(13Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Вторник, 01 Мар 2016, 21:47 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5013
Статус: Offline

Нету без вас мне спокойствия, нету...
Дождик осенний, поплачь обо мне…



Кавалергарды, век не долог,
И потому так сладок он...


Концерт подходит к своему завершению: Олег подводит его итог.

- Завершаем сегодняшнюю встречу песней, которая дала название, собственно говоря, этой встрече, этому вечеру. Песней, на мой взгляд, великой, одной из самых замечательных, которая была создана в советское время. Песней, которая это время, как раз, в общем-то, может быть и отвергала собой не какими-то такими военными или мощными протестами, а как раз отвергала иной правдой. Правдой, которая, в общем-то, ничем не отменяется: ни размышлениями нашими и поступками, и какими-то установками, и даже действиями. Политического, экономического – какого угодно характера: бытового даже, социального. Песня о том, что каждого из нас сопровождает с момента нашего прихода в жизнь и идет с нами, в общем-то, всю нашу дорогу. И уходит вместе с нами за пределы нашей дороги земной.

Исаака Иосифовича не стало совсем недавно и до сих пор – иногда в это очень трудно поверить, до сих пор есть ощущение, что он вот там, у себя, в Сиверской живет и можно к нему приехать, можно с ним о чем-то пообщаться, но, главное даже не это. А главное – что можно еще ждать продолжения этих чудесных мелодий.

Можно ждать продолжения, можно ждать рождения новых песен. К сожалению, они уже не родятся в том виде, в котором они были. Наверняка, как-нибудь, если петь мы не разучимся, будет что-то новое. Придет какой-то иной человек, который так же замечательно, так же чудесно услышит… услышит что-то самое главное для многих, многих и многих жителей нашего Отечества.

Услышит какое-то свое особое звучание, может даже, услышит свой особый голос русской, российской современной песни. Еще скажу… одно очень важное для меня, драгоценное – я на концертах, обычно, на эту тему никогда не распространяюсь и не упоминаю даже об этом. Так получилось, что все эти песни замечательные и знаменитые и в свое время, и знаменитые до сих пор – они пришлись на пору моего взросления и даже, в общем-то, детства. Во многом для меня эти песни Шварца на стихи, в основном, на стихи Окуджавы, но даже и на стихи других поэтов – это музыка Ленинграда того самого периода, второй половины семидесятых, начала восьмидесятых годов.

Я рос с этой музыкой вместе, еще не отдавая себе отчета в том, что существуют у нее авторы, что эти авторы как-то совсем где-то недалеко. И уж совсем даже не думая и не мечтая о том, что с некоторыми из этих авторов мне придется близко общаться и даже быть, в какой-то степени, близко знакомым и дружным.

А сейчас, на данный момент времени, я понимаю, что такие песни, как «Любовь и разлука» - это вот, как романс «Гори, гори, моя звезда», которые сразу обо всём, которые объемлют собой всё и которые для певца настоящее счастье - помимо наслаждения, когда ты их исполняешь. Это настоящее счастье, потому что говорить, добавлять к ним ничего не нужно. С точки зрения песни - они совершенны.

Мы завершаем сегодняшнюю встречу песней Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы «Любовь и разлука».


А время торопит - возница беспечный,
И просятся кони в полет…


Как ни хотелось бы, но что-то не получается у меня разделить оптимизм Олега, что «Придет какой-то иной человек, который так же замечательно,так же чудесно услышит… услышит что-то самое главное для многих, многих и многих жителей нашего Отечества». Да, к тому же, в репертуаре самого артиста я не припоминаю произведений нынешних современных композиторов, разве что только одного... Но это, скорее, как исключение...

Да чтобы так писать и чувствовать музыку, как это делал Шварц, надо было родиться в том времени, надо было быть учеником великого Шостаковича, чтобы брать от него все самое лучшее. И надо иметь вот такое же чистое сердце, каким оно было у Исаака Иосифовича.

А что может дать молодому композитору наше бессовестное время? Ведь он же его дитя, которое уже живет и работает по его законам, а значит то, что переживаем мы, когда слышим песни Исаака Иосифовича, вряд ли можно услышать в песнях композитора совсем другой эпохи, которая совсем не дружит с любовью, правдой и искренностью чувств и поступков. Вот потому так больно и горько осознавать, что такие люди, как Шварц – уже неповторимы. Как неповторимы в наши дни Окуджава, Высоцкий, Шукшин… Я уже даже и не говорю о наших совершенных гениях русской культуры.

А концерт еще продолжается и зал стоит в аплодисментах. Олег уже снимает пиджак и остается в белой рубашке, которая, в общем-то, тоже не совсем сухая… А судя по его лицу, можно предположить, что сегодняшний вечер для него был приятным и все задуманное получилось.


С детских лет поверил я,
что от всех болезней
Капель Датского короля
не найти полезней…



Капли Датского короля или королевы -
это крепче, чем вино, слаще карамели…



Солнце, май, Арбат, любовь -
выше нет карьеры...


Олег говорит уже без микрофона:

- Возможно, в нашем репертуаре будет больше песен Шварца: это не так просто, на самом деле они очень…

Обращается к музыкантам: «Ребята, присаживайтесь».

- Поверьте, ребята уже сварились – это точно.

Вообще-то, после Лутовинова – это все цветочки...

- Не так просто, потому что, песни у него очень, очень личные и очень слитые с текстом. Есть разные произведения, вернее, есть произведения, которые можно по разному трактовать. Есть произведения, которые написаны так, что их может спеть и женщина, и мужчина. И бас и, тенор и, не знаю… рабочий и ученый. Но, у Шварца не совсем… не совсем это просто или даже очень непросто. Единственно, что, может быть «Качели» - песня, которая написана для кинофильма «Звезда пленительного счастья» и которая исполняется традиционно… традиционно исполняется женскими голосами.

Вот как-то у нас она ожила, слилась с нашим мировосприятием. И, на самом деле, не так много песен у Шварца, хотя кажется, что их бесконечное множество, но, все-таки… все-таки, они… сосчитываются. Сосчитываются достаточно быстро. Но, надеюсь и думаю, что с течением небольшого времени, мы еще сможем подобрать, сродниться с каким-то репертуаром.




- Мы с Исааком Иосифовичем на эту тему говорили и даже были мечты, что получатся какие-то новые песни, что он сможет еще что-то написать, поскольку относился он ко мне очень тепло. Я спокойно совершенно об этом говорю и говорил и при его жизни, говорю и сейчас – это, действительно так. Но, к сожалению, мы с ним встретились, когда он был уже в очень, очень преклонном возрасте и болезни не дали… не дали ему возможности написать что-то новое, хотя мы обсуждали это в течение последних фактически, семи лет. Не случилось.


- Жаль. Это одна из самых больших моих печалей на данный момент, одна из самых таких вот явно видимых упущенных возможностей. Тем не менее, когда-нибудь, я надеюсь, вот после сегодняшнего такого домашнего и очень радостного вечера – я думаю, что, где-нибудь и когда-нибудь мы выйдем на большую сцену с этой программой.

А сегодня хочу поблагодарить Вас, отец Николай за то, что… за то, что вообще, эта возможность свершилась! Мы несколько лет не могли отважиться на эту программу, а вот сегодня, благодаря Вам, благодаря тому, что мы были уверены, что здесь это можно сделать в кругу друзей – здесь это произошло.

Это долгожданная премьера для нас самих: никогда не было еще в нашем исполнении целиком программы, посвященной Исааку Шварцу и его произведениям.

Это то, что я хотел, может быть добавить к сегодняшнему концерту: не слушаются ни мысли, ни губы и на погоду пенять нехорошо и даже грешно, но в данном случае вынужден на нее ссылаться, просто потому, что когда не хватает кислорода для легких и для головы, голова не разрешает и не позволяет еще там тратиться на пение так, как ты бы этого хотел. С головой в этом смысле, очень трудно спорить, уговорить ее, в общем, тоже очень трудно.

Я очень признателен всем, кто сегодня с нами провел этот вечер. В каком-то смысле – это подвиг. Пусть небольшой, но, все-таки, подвиг, поскольку… поскольку, жара – вещь изнурительная, вещь сложная и ее приходится преодолевать.


Так что вот, в каком-то смысле, чуть-чуть, мы совсем на крошечку сегодня подвижники. И еще, если серьезно, то, в каком-то смысле, подвижники все те, кто любит эти песни, все те, кто их поет и все те, кто их приходят слушать и позволяют их петь дальше, дальше и дальше.

Разговор от сердца к сердцу, разговор души с душою – в наше время, это своего рода, особая роскошь, а иногда – это еще и подвиг, потому как, время нынешнее и… Очень многие из тех, кому позволено многое, кому дано многое – не дружат с такими разговорами. Я думаю, не по вредности своей какой-то, а потому, что…

Если обратиться к своей душе, то очень трудно забывать о неправде, с которой всегда, так или иначе, связаны слава, власть и богатство. И ситуация эта объективная: я никого не хочу бранить и никому не желаю зла, но думаю, что для того, чтобы сохранить красоту и правду, нужно очень серьезно в наше время трудиться. Еще не до крови, слава Богу, еще не требуют к исповедничеству, не призывают, не требуют каких-то очень серьезных утрат, но постоянной работы, постоянного делания и отсутствия душевного покоя – это уже точно, требует.
Поэтому, спасибо вам огромное за то, что вы не спокойны душой и за то, что вместе с нами делите эту дорогу. Трудную, но прекрасную. Спасибо вам огромное.


И долгие, благодарные аплодисменты завершили этот чудесный вечер!

А потом всех зрителей этого великолепного, доброго и очень искреннего «домашнего» концерта, микроавтобус, любезно предоставленный нам отцом Николаем, довез до ближайшего метро.

... Ничего в этом мире не бывает случайно. И, как все-таки здорово, что именно сейчас в усадьбе Преображенского храма появился новый концертный зал, которому хочется пожелать доброй и долгой жизни и с каждым годом только приумножать красоту, царящую в его стенах и конечно надеяться, что выступления здесь Олега – станет постоянной и прекрасной традицией. Что и в Подмосковье у него есть заветный уголок, куда он может приехать в любое время и отдышаться от своих нескончаемых артистических дорог...

Спасибо Вам, отец Николай за предоставленную возможность побывать на этом чудесном празднике и дай Вам Бог здоровья, сил и долгих лет жизни.
Прикрепления: 5917232.jpg(13Kb) · 1443048.jpg(12Kb) · 7129101.jpg(13Kb) · 7416025.jpg(14Kb) · 8226832.jpg(14Kb) · 2351617.jpg(15Kb) · 7485478.jpg(15Kb) · 9474465.jpg(15Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Вторник, 01 Мар 2016, 21:59 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5013
Статус: Offline
Программа концерта

Аккомпанемент:

• Михаил Радюкевич – гитара
• Алексей Баев – скрипка
• Андрей Иванов – виолончель
• Роман Тентлер – контрабас
• Юрий Молотилов – баян



1. «Музыкант» - муз. и сл. Б.Окуджавы
Монолог Олега
2. «Капли датского короля» - муз. и сл. Б.Окуджавы
3. «Качели» - муз. И.Шварца, сл. К.Валькадоса



4. «Эта женщина в окне» - муз. И Шварца, сл. Б.Окуджавы
Инструментальная пьеса
Монолог Олега
5. «В нашем старом саду» - муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы
6. «Затихнет шрапнель» - муз. И. Шварца, сл. Б.Окуджавы
Монолог Олега
7. «А годы уходят, уходят...» - муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы
Инструментальная пьеса
Монолог Олега
8. «Приметы» - муз. И.Шварца, сл. А.Пушкина
9. «Город пышный, город бедный»- муз. И.Шварца, сл. А.Пушкина
10. «Песенка Минского» - муз. И. Шварца, сл. Б.Окуджавы
11. «Не спрашивай, зачем унылой думой» - муз. И.Шварца, сл. А.Пушкина



12. « Дорожные жалобы» - муз. И.Шварца, сл. А.Пушкина
Инструментальная пьеса
13. «Дождик осенний» - муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы
14. «Песенка кавалергарда» - муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы
Монолог Олега
15. «Любовь и разлука» - муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы

На бис:



16. «Капли датского короля» - муз. и сл. Б.Окуджавы
Монолог Олега
Прикрепления: 9771937.jpg(13Kb) · 0030086.jpg(11Kb) · 7956416.jpg(18Kb) · 9661102.jpg(20Kb)
 
Форум » Размышления » Впечатления от концертов... » 29.06. 2010. Балашиха, КЗ Преображенского храма («ЛЮБОВЬ И РАЗЛУКА» (архивный материал))
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz