Дата: Понедельник, 06 Июн 2016, 16:46 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
Программа концерта
Аккомпанемент:
• Михаил Радюкевич – гитара • Алексей Баев – скрипка • Роман Тентлер – контрабас • Юрий Молотилов – баян • Андрей Иванов – виолончель • Елена Молотилова – домра малая • Ирина Козырева – домра альтовая
I отделение:
1. «Песенка о московском муравье» - муз. и сл. Б.Окуджавы
«Когда б вы не спели тот старый романс, О чём бы я вспомнил в последний свой час...»
2. «Только раз» - муз. Б.Фомина, сл. П.Германа 3. «На заре ты ее не буди» - муз. А.Варламова, сл. А.Фета 4. «Динь-динь-динь» - муз. и сл. Б.Юрьева 5. «Над окошком месяц» - муз. Я.Френкеля, сл. С.Есенина А Хачатурян. Вальс из балета «Маскарад» 6. «Арго» - муз. А.Басилая, сл. Д.Багашвили
7. «Грузинская песня» - муз. и сл. Б.Окуджавы 8. «Песня о Тбилиси» - муз. Р.Лагидзе, сл. П.Грузинского А.К. Глазунов. Вариация (Пиццикато) из 1-го акта балета «Раймонда» 9. «Еще один романс» - муз. и сл. Б.Окуджавы Монолог Олега
II отделение:
10. «Песенка о дальней дороге» - муз. и сл. Б.Окуджавы 11. «Το τραμ το τελευταίο» (Последний трамвай) – муз. M.Sougioulа, K.Yannidis, сл. Al.Sakellariosа, Hr.Yannakopoulosа (на греч.яз.) 12. «Вот так она любит меня» - муз. и сл. Б.Окуджавы 13. «Chitarra romana» («Римская гитара») - муз. Э. ди Лаццаро, сл. Д.Бруно (на ит.яз.) 14. «Ya es muy tarde» («Уже слишком поздно») - муз. и сл. Х.Л.Родригеса (на исп. яз.) Д.Поппер. Венгерская рапсодия
15. «Парижские фантазии» - муз. и сл. Б.Окуджавы 16. «La bohème» - муз. Ш.Азнавура, сл. Ж.Планта 17. «La goualante du pauvre Jean» («Песенка бедного Жана») - муз. М.Монно, сл. Р.Рузо 18. «Arrivederci Roma» («До свидания, Рим») - муз. Р.Рашеля, сл. П.Гаринеи и С.Джиованнини (на ит.яз.) Э.Сантеухини. «Рио-рита» 19. «Не бродяги, не пропойцы» - муз. и сл. Б.Окуджавы
Обратила внимание, что вот уже примерно год (с весны 2015) наши операторы-любители, снимающие видео на концертах О. Погудина, стали почему-то при публикации своих видеозаписей называть эту пьесу как «А. Хачатурян. Вальс из балета «Маскарад» вместо «А. Хачатурян. Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».
Однако, А. Хачатурян не сочинял музыку к балету «Маскарад», хотя в его планах, наверное, это было, раз в нескольких источниках можно найти, например, что «в 70-е годы 20 века хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали писать либретто по драме Михаила Лермонтова, отталкиваясь от оркестровой сюиты 1943 года (скомпонованной из музыки к спектаклю «Маскарад» в Театре им. Е. Вахтангова, 1941). Предполагалось, что Хачатурян будет использовать в партитуре балета и свою, сходную по тематике музыку к пьесе Бориса Лавренева «Лермонтов», поставленную в 1954 году во МХАТе». Но почему-то А. Хачатурян так и не осуществил этого намерения.
В 1982 году, уже после смерти композитора (1978), один из любимых его учеников по аспирантуре Московской консерватории Эдгар Оганесян создал партитуру балета «Маскарад» на музыку Арама Хачатуряна, включив в неё фрагменты и других произведений композитора: Вторая симфония, Соната-монолог для виолончели соло, «Бассо остинато» из сюиты для двух фортепьяно. Впервые этот балет был поставлен в 1982 году в Одессе. В 1985 году была снята его киноверсия. http://kinozal.me/details.php?id=577370
В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад»…
Музыка Театром имени Вахтангова была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год, — рассказывал позднее композитор. — К работе над музыкой я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых, я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке "Маскарада", которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен, и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, "заданного", как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:
Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи Кружилася быстрей — и чудное стремленье Меня и мысль мою невольно мчало вдаль, И сердце сжалося: не то, чтобы печаль, Не то, чтоб радость...
По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к "Маскараду". Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и "новой", и "хорошей", иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли...» Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году (по другим источниками — в 1944-м). В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп. Музыка Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна. По определению известного литературоведа, знатока лермонтовского творчества, прекрасно знавшего музыку, И. Андроникова, это «обобщение романтической вальсовости, ее квинтэссенция». Гибкая мелодия вальса покоряет своим грустным, чуть меланхолическим оттенком, еле уловимой окрашенностью в восточные тона (этому способствует восходящий ход с увеличенной секундой, мягкая переменность натуральных и альтерированных ступеней). Она звучит у скрипок, сопровождаемая скупым аккомпанементом, постепенно разрастается, один мотив непосредственно выливается из другого: колена вальса сменяются естественно, в едином движении, сохраняя общее настроение поэтической грусти, хотя порою возникают и блеск, и нарядность, даже эффектность. Средний эпизод словно сменяет объект внимания: если начало было как бы портретом Нины, передавало ее настроение, то теперь в полных аккордах аккомпанемента, размашистой мелодии перед слушателем разворачивается картина бала; и танец меняет не только характер, но даже жанр — в нем появляется ритм полонеза или мазурки (наблюдение исследователя творчества Хачатуряна Э. Барутчевой). Но это ненадолго: через сорок тактов возвращается прежний затаенно-грустный вальс.
Знаете, есть опера М. Глинки «Руслан и Людмила», и есть балет «Руслан и Людмила», созданный В. Агафонниковым на основе поэмы А.Пушкина и оперы М. Глинки. Так вот он обозначается так: А.ПУШКИН - М.ГЛИНКА - В.АГАФОННИКОВ - БАЛЕТ "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА", а не М.Глинка – балет «Руслан и Людмила».
И это правильно. Ведь, композитор, создающий балет на чью-то музыку, не просто берет отрывки из этой музыки и «склеивает» их. Он сочиняет музыкальные переходы между ними, продумывает последовательность компоновки фрагментов и т.д., чтобы музыка балета представляла собою единое целое, а не «лоскутное одеяло». И Э. Оганесяну, на мой взгляд, это было сделать значительно сложнее, так как он взял для балета фрагменты из разных произведений А. Хачатуряна.
По-моему, даже с хронологической точки зрения правильнее указывать не балет, а либо музыку к драме «Маскарад» (1941 г.), либо оркестровую сюиту из музыки к драме «Маскарад»(1943-1944 г.), сочиненные самим А. Хачатуряном, и куда этот вальс вошел на 40 лет раньше, чем в балет, созданный Э. Оганесяном на музыку А. Хачатуряна. А так, ведь, запросто можно подумать, что в творческом наследии А. Хачатуряна есть балет «Маскарад».
Кстати, кто-то в Википедии в статье об А.Хачатуряне добавил в список балетов «Маскарад», но это не аргумент, потому что ни одного слова о таком балете в предшествующем тексте нет, и давно известно, что в Википедии полно неточностей и ошибок (как и в Ютуб). Доказательством тому служит то, что: если в каталоге РГБ (Ленинки) набрать в 2-х поисковых строках сложного поиска «Хачатурян, Арам Ильич» и «балет», то выпадет 25 записей, в которых упоминаются только балеты «Гаянэ», «Спартак» и «Счастье» (переработанный позже в «Гаянэ»). А, если конкретизировать и добавить в 3-ю строку поиска слово «Маскарад», то выпадет 0 записей. Так что, не сочинял А. Хачатурян музыку к балету «Маскарад».
Сообщение отредактировал NK - Пятница, 10 Июн 2016, 03:26