Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 18 Мар 2017, 22:47 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| К 95-ЛЕТИЮ ПУШКИНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА
Программа концерта
Аккомпанемент:
• Михаил Радюкевич – гитара • Алексей Баев – скрипка • Роман Тентлер – контрабас • Юрий Молотилов – баян • Андрей Иванов – виолончель • Елена Молотилова – домра малая • Ирина Козырева – домра альтовая
I отделение:
рис. А.Ямских
А.Пахмутова. "Мелодии любви" из к/ф " Три тополя на Плющихе" 1. «На фоне Пушкина снимается семейство…» - муз. и сл. Б.Окуджавы 2. «Приметы» – муз. И.Шварца, сл. А.С. Пушкина
«Когда б вы не спели тот старый романс, О чём бы я вспомнил в последний свой час...»
3. «Посвящение» («Тебе - но голос музы тёмной…») – муз. О.Зыбиной, сл. А.С. Пушкина 4. «Ворон к ворону летит» - муз. А.Дюбука, сл. А.С. Пушкина
худ. Н.В. Ильин
5. «Зимний вечер» - муз. М.Яковлева, сл. А.С. Пушкина 6. «Песенка об открытой двери» - муз. и сл. Б.Окуджавы А.Хачатурян. Вальс из музыки к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" 7. «Не спрашивай, зачем унылой думой» - муз. И.Шварца, сл. А.С. Пушкина 8. «Город пышный, город бедный» - муз. И.Шварца, сл. А.С. Пушкина 9. «Дорожные жалобы» - муз. И.Шварца, сл. А.С. Пушкина Монолог Олега
II отделение:
рис. SashaJor
И.Шварц. "Элегия" из к/ф "Станционный смотритель" 10. «Песенка о дальней дороге» - муз. и сл. Б.Окуджавы 11. «Песенка о московском муравье» - муз. и сл. Б.Окуджавы 12. «Живописцы» - муз. и сл. Б.Окуджавы 13. «Еще один романс» - муз. и сл. Б.Окуджавы
14. «Я Вас любил» - муз. Б.Шереметева, сл. А.С. Пушкина Э.Сантеухини. "Рио-рита" 15. «Не бродяги, не пропойцы» - муз. и сл. Б.Окуджавы 16. «Парижские фантазии» - муз. и сл. Б.Окуджавы 17. «J'allais vers vous...» (Indices) «Я ехал к Вам» - муз. И.Шварца, сл. А.С. Пушкина (на фр.яз.) пер. М.Цветаевой Монолог Олега (Пояснение об авторстве перевода Цветаевой) 18. «Если жизнь тебя обманет» - муз. А.Алябьева, сл. А.С. Пушкина
рис. Е.Шипицовой
Пора и мне… пируйте, о друзья! Предчувствую отрадное свиданье; Запомните ж поэта предсказанье: Промчится год, и с вами снова я, Исполнится завет моих мечтаний; Промчится год, и я явлюся к вам! О, сколько слёз и сколько восклицаний, И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней! И всю до дна в честь нашего союза!
(А.С.Пушкин. отрывок из стих.«19 октября»)
19. «Союз друзей» - муз. и сл. Б.Окуджавы
Монолог Олега 20. «Заздравный кубок» – муз. А.Дюбюка, сл. А.С. Пушкина 21. «Надежды маленький оркестрик» - муз. и сл. Б.Окуджавы
(программа прислана)
|
|
| |
Ольга_М | Дата: Вторник, 21 Мар 2017, 19:39 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Статус: Offline
| Об этих местах столько всего замечательного сказано, что, наверное, мне не стоит упражняться в красноречии. Поэтому просто немного штрихов, показывающих, каким я увидела день 17 марта в Пушкиногорье.
Приехала на ночном полупустом автобусе очень рано, на моих глазах солнце вставало над Пушкинскими горами. Застала Святогорский монастырь на рассвете, в лучах этого восходящего солнца.
В храме уже шла служба, монахи били поклоны, и я не стала им мешать. Постояла на горе, впитывая благодать монастырского утра, побыла у Александра Сергеевича и пошла в Михайловское. Через Казанскую церковь по лесной дороге, параллельной шоссе.
Небольшой крюк к дому Довлатова. Он был опять закрыт (обидно, хотя это и не вполне мой писатель), но зато на подходе к деревне дорогу перебежали две лисы – крупный лис и лисица с облезлым хвостом. Вспоминала, как шли мы через это поле в пургу зимой. А теперь весна – шелковые холмики прошлогодней травы, набухшие почки, наклевываются уже заячьи хвостики вербы. Остатки прошлогодних клематисов. Напротив дома Довлатова – на своем посту симпатичный охранник. Дальше – Бугрово. Там била ключом птичья жизнь – синички, сойки, снегири. По лесной дороге, гораздо более зимней, чем уже пройденные, дошла до Михайловского. Небо уже затянуло тучами, задул довольно холодный ветер. В усадьбе пустынно. Одинокие силуэты вдали, охранники да неугомонная белка. Молодой, утонченно нежный Пушкин мечтательно лежит на своей лужайке и в дождь, и в стужу. Ничего, скоро уже появится зелень, а потом расцветут розы.
Дорога, изрытая дождями. Куличик городища Савкиной горки. Скамейка… Почти освободившаяся ото льда Сороть.
Обратно пошла тропой по берегу. В какой-то момент тропа пропала, и я оказалась в лесу. Взгляд привычно начал шарить по земле. И – что это? Вытаявшие из-под снега чернильные орешки! Недавно я о них рассказывала (http://pogudin-oleg.ru/forum/6-2780-1#7636), штука то не очень редкая, только вот попадаются они мне всегда в какие-то очень точные моменты. Ведь именно такими чернилами писал Пушкин!
Карандаш он, правда, любил больше. Качественные орешковые чернила выписывали из-за границы, можно было купить их и в аптеке, но, как знать, может как раз в Михайловском заготавливали чернильные орешки и делали из них чернила самостоятельно. Спросить было уже не у кого, на всех строениях усадьбы висели замки, все уехали на праздник. Хмурое небо, порывистый ветер, замки на каждой двери – стало понятным, какое одиночество можно было здесь испытывать.
Побрела дальше через огромное поле, собирающее в праздники тысячи людей. Очень тронула аллея из маленьких березок, каждая из которых посвящена ушедшему из жизни работнику заповедника. Не знала о ее существовании…
Косохново – конечный пункт моего пути. Часовня Архистратига Михаила.
Оттуда на такси – и в Пушкинские горы.
Когда я вошла в здание центра, в его фойе поздравляли сотрудников Пушкинского заповедника, вручали грамоты. Среди них не только музейные работники, но и садовые рабочие, мастера, охранники. Удивительно, как у руководства хватало добрых слов для каждого. Особенно запомнился рассказ об охраннике, занимающемся обрезкой роз. Какой-то такой добрый, почти семейный праздник.
И вот скоро концерт.
То, что песни Булата Окуджавы часто становятся связующей нитью в концертах Олега Евгеньевича – это давно стало уже привычным. Но на этот раз песни на стихи Пушкина и Окуджавы вошли в концерт на равных, и это было удивительным и отрадным.
Начало – «На фоне Пушкина». Птичка на этот раз вылетала стаей голубей, гоняемых мальчишкой в развевающемся фраке. Гонять во фраке голубей – в этом есть даже что-то очень близкое, сродни фотографированию чернильных орешков в лесу на коленках в длинной выходной юбке. А если серьезно, раньше не задумывалась, но ведь есть какой-то особый кураж в том, чтобы петь Окуджаву во фраке, очень созвучном ему, содержанию его песен и аристократической сущности.
А дальше так и пошло – взаимопроникновение поэзии Пушкина и Окуджавы, перекличка тем, близких обоим, и близких Олегу. Много музыки Шварца. Оставленный дом, дорога… Дорожная тема остается актуальной и по сей день, и дорожные жалобы из 19 века через век 20 перекочевали в 21, и в монолог Олега об их пути по гастрольному кругу, и в частности из Риги в Пушкинские горы..
А вот, что произошло с контрабасом Романа. Дорожный портативный вариант?
Но главной темой концерта, мне кажется, была тема дружбы. Любовь уходит на второй план – как эхо, отголосок, иногда прорываясь, больше как воспоминание, как без нее. Олег приехал поздравить друзей, друзей давних, старинных, с которыми так много связано, так много счастливых дней проведено вместе, и этот концерт – прежде всего для них, а мы лишь, может, несколько даже навязчивые свидетели. И именно Пушкин и Окуджава, как мало кто другой умели ценить настоящую дружбу. И совершенно удивительно получалось, когда стихи Пушкина подхватывались песней Булата Шалвовича, и затем монологом Олега.
Позволю себе привести здесь кусочек первого монолога (сначала было о дорогах): «… Волей-неволей понимаешь ценность возвращения домой. Для нас для всех родной город Петербург. … Но мой Пушкин дома здесь. И за то, что это случилось уже давно-давно-давно, больше 20 лет назад, я бесконечно признателен этим местам и тем людям, которые здесь работают, тем людям, которых я имею счастье и честь называть своими друзьями, и не только называть, но и чувствовать их постоянное тепло. Сколько бы мы, как бы долго мы не видались, все время ощущение, что встреча – вот она сейчас, вот откроется дверь, и мы снова увидимся, увидимся такими, как были 20 лет назад, когда мы с Мишей Радюкевичем вдвоем на 75-летии заповедника выступали, а кажется, что это было, собственно говоря, ну, год-другой назад всего-навсего. Мне хочется, чтобы годы, которые летят, и никто их не остановит, конечно, приносили нам радость, чтобы эта радость была с нами слита, чтобы ее нельзя было от нас отделить, так, как нельзя от нас отделить Пушкина. … Я желаю огромному множеству людей, как можно большему, соотечественникам, и не только соотечественникам, но в особенности соотечественникам, встречаться с Пушкиным здесь, потому что здесь он, наверное, самый счастливый, самый родной, самый понятный, его можно потрогать рукой, с ним можно поздороваться, его можно услышать, в конце концов, понять, почему ты говоришь на этом языке, на том языке, который фактически он сочинил. Но этого ничего не было бы без тех людей, которые здесь работают. А потому я, как человек, который, слава Богу, уже больше половины своей жизни приезжает сюда достаточно регулярно, имею потому крохотное право все-таки называться близким товарищем и другом этих мест, я хотел бы всех от всего сердца поздравить с этим праздником и пожелать, чтобы здесь все было очень устойчиво, очень радостно, очень нежно и ласково, в первую очередь по отношению к тем, кто здесь работает, но и, конечно, к тем гостям, паломникам, как бы ни называть тех людей, которые сюда приезжают за той самой вечной радостью встречи с Пушкиным.»
Ответственность исполнять Пушкина перед его знатоками и ценителями, конечно, была велика, и удивить их, наверное, трудно было бы чем. Но Олег нашел - это были «Приметы» на французском, прозвучавшие очень свежо, чисто и нежно (я никогда еще не слышала их в концерте).
А потом был монолог о том, сколько тостов здесь было сказано, и что все они были счастливыми, и сейчас он поднимает такой тост за заповедник. «И всю до дна в честь нашего союза!» В отличие от «На фоне Пушкина», «Союз друзей» вовсе не призывает всех быть в обнимку. Союз друзей – это единство некой отдельности, противопоставленной окружающему, иногда враждебному, миру, единство посвященных. Зал искренне и радостно откликался и на песни, и на стихи, и аплодировал, действительно, стоя.
И вот уже обратный ночной пустой автобус. Развалилась, как барыня на задних сидениях. В голове еще звучали мелодии и слова. На ухабах подбрасывало – все те же «Дорожные жалобы», но это не смогло помешать заснуть. Скоро Питер…
Добавлено (21 Мар 2017, 19:39) --------------------------------------------- PS. А у Романа в Пушкинских горах был, оказывается, электроконтрабас! Такая идея, конечно, была. Просто раньше никогда не задумывалась, что такая штука существует, да еще в самых разных видах (у Романа, наверное, YAMAHA). Это, действительно, выход в долгих и сложных путешествиях.
http://cbasso.ru/history/12-elektro-kontrabas
http://kontrabass.ru/elektrokontrabas/
Сообщение отредактировал Ольга_М - Среда, 22 Мар 2017, 23:33 |
|
| |
NK | Дата: Среда, 22 Мар 2017, 23:19 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
| Цитата Ольга_М ( ) А у Романа в Пушкинских горах был, оказывается, электроконтрабас! Такая идея, конечно, была. Просто раньше никогда не задумывалась, что такая штука существует, да еще в самых разных видах (у Романа, наверное, YAMAHA). Это, действительно, выход в долгих и сложных путешествиях.
Ольга, Роман на премьере программы О.Е. "За столом семи морей" 22.12.2013 в ГКД играл уже на этом инструменте. Большую часть произведений он играл на классическом контрабасе, а "Арго", "Он, наконец, явился в дом", "Eli, Eli", "Молитва" (Окуджавы), "Sway", "Прощание с новогодней елью" на электронном. https://www.youtube.com/playlis....dB6Syj6
|
|
| |
Ольга_М | Дата: Среда, 22 Мар 2017, 23:32 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Статус: Offline
| Надежда, спасибо! Как раз Вашего комментария по этому поводу очень ждала.
Сейчас я, наверное, просто более внимательна стала. Действительно, прямо на сцене меняет инструменты. Все равно, такие маленькие личные открытия мне тоже радостны.
Сегодня у меня еще одно, не могу не поделиться. Это фильм о Семене Степановиче Гейченко и его жене. Наверняка, у Валентины он уже был выложен. Но, вдруг, кто-нибудь, вроде меня, не видел. Тем более, что там неожиданные (хотя и естественные) переклички с концертом - и песни Окуджавы, и, что самое удивительное - голуби там тоже присутствуют.
http://tvkultura.ru/video....7
"Бог мне ниспослал жизнь интересную, хотя порой и весьма тяжкую, но уж таков наш век, перевернувший русский мир вверх дном", – признавался Семен Степанович Гейченко, директор музея-заповедника А.С. Пушкина "Михайловское". Эту трудную судьбу разделила с ним Любовь Сулейманова, по сути, она вернула ему вторую жизнь…
Сообщение отредактировал Ольга_М - Четверг, 23 Мар 2017, 01:31 |
|
| |