Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 04 Июл 2011, 21:53 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| «Если человек любит Отечество, уважает его историю, культуру, - он может помочь своей Родине». Олег Погудин
Полной уверенности в том, что из-за нехватки времени я сразу смогу написать о всех трех концертах, посвященных Исааку Шварцу, у меня не было, поэтому я решила сначала поделиться своими впечатлениями о нашем «Городском романсе», а уж потом, как получится. И вот теперь, хотя прошло уже достаточно много времени, я все-таки, вернусь к той теме.
Все те концерты, конечно же, не забылись и, главное, не слились в одно целое, хотя программа во всех трех залах была почти одинаковой. Но, тем не менее, каждый концерт был хорош по-своему, и в каждом было что-то свое, особенное.
Концерт в Святодуховском центре, как таковой, не входил в Международный фестиваль искусств имени Исаака Шварца, просто так счастливо легли звезды, и это выступление Олега в очень дорогом его сердцу зале, прекрасно вписалось в этот проект. И если в Киришах все было впервые и нам интересно было побывать там и посмотреть, какое же впечатление произведет на них Олег? – и мы получили большое удовольствие от этой поездки, то в Святодуховском центре все было заранее предсказуемо. В этот вечер сюда придут те, кто давно является поклонниками творчества Олега Погудина – и от общего количества зрителей их будет 99, 9 процентов из 100.
Очень мне запомнился состав зрителей, которых я вижу в фойе: как будто две четко разделенные половины. Половина зала – петербуржцы, половина – москвичи. Под «москвичами», я подразумеваю, конечно, еще и Подмосковье. Были люди и из других городов, но это уже совсем небольшое количество. А так, даже я была удивлена, насколько же нас было много…
Кажется, что такого пере-переаншлага эти стены еще не видели. Людей посадить уже некуда: все стулья сдвигаются почти вплотную и ставятся до самых стен зала – там почти не пройти. На балкон уже боятся сажать из-за боязни, что тот не выдержит этой нагрузки. Центральный проход теперь оказался настолько узок, что в нем особо не развернешься.
Небольшая вступительная речь архимандрита Никиты, после которой под аплодисменты на сцену выходит Олег…
Так суеверные приметы Согласны с чувствами души…
Нет, все-таки, странное это дело, почти фантастическое и если посмотреть со стороны, то мало похожее на реальность: как только начинает звучать этот голос – все, время переходит в другое измерение. Оно очень легко и свободно вписывается в стены этого зала, а если быть точнее, то в еще меньшее пространство… в пространство сцены. «Я ехал к Вам…» - это всегда напоминание о Святых местах, где осталась частичка души, куда стремишься всем сердцем, чтобы напитаться, восстановиться и вновь приобрести душевное равновесие. Михайловское, Тригорское, Савкина горка, Сороть – я уже каждый день живу мыслями о них…
И «виновник» этого невероятного счастья, за которое я всегда буду бесконечно благодарна ему, сейчас принимает первые цветы…
- В общем-то, сегодняшнее выступление уже предварили сообщениями, объявлениями очень для меня приятными, близкими, трогательными. Я, простите, что повторюсь, но не могу не повториться потому, что в моей жизни это уже довольно значимая и дорогая традиция. Если я правильно помню, то третий или четвёртый год происходят наши встречи здесь - в Святодуховском центре в Лавре и… очень хочется, чтобы эти встречи продолжались. Не только потому, что этот зал сам по себе очень хорош, но и потому, что… я, повторюсь, я говорил это несколько лет назад – если говорить о доме каком-то, о доме сердца, о доме души, то, где бы я ни был, в какой бы части страны или мира ни находился, я всегда однозначно в первую очередь назову Александро-Невскую Лавру.
Сегодняшний концерт – он посвящён памяти Исаака Шварца. Сегодня будут звучать только его песни, ну, преимущественно только его песни, может быть, за крайне редким исключением. И… так поразительно получилось – мы договаривались об этом концерте довольно давно – уже больше полугода назад, это точно. И вот совершенно неожиданно этот концерт пришёлся ровно на середину фестиваля – первого фестиваля памяти Исаака Шварца и фестиваля, который носит его имя и который теперь, наверное, надеюсь, и очень, во всяком случае, желаю – он будет проходить ежегодно в июне месяце. И так получилось, что этот концерт влился в серию концертов памяти Исаака Шварца. Может быть, может быть, какие-то слова ещё родятся и какие-то слова ещё удастся сказать об Исааке Иосифовиче потому, что личность, фигура это совершенно какая-то невероятная, уникальная для нашего времени. Он прожил довольно долгую жизнь и милостию Божией дожил почти вот до этих, до этих дней. Его нет с нами всего полтора года, а люди, по которым можно сверять внутренние часы своей обычной бытовой даже жизни – их не так много. Люди, которые создали в своей жизни что-то очень значительное, люди которые прожили долгую, насыщенную, непростую и прекрасную жизнь – они всегда ориентиры. И, хотя без них, когда они уходят, без них становится жить труднее, но память о них, а тем более, когда мы можем вспоминать о них, используя их наследие, память о них - она очень помогает.
Надеюсь, сегодня мы снова вместе с вами в этом убедимся, потому, что те мелодии, которые Исаак Шварц оставил в песенном творчестве, он естественно известен не только как композитор – автор песен, у него замечательная симфоническая музыка. Но, наверное, наиболее, всё-таки известен и любим как автор сотен песен, многие из которых вошли в нашу жизнь неотрывно. Нельзя, без них нельзя представить нашего взросления, наших радостей, наших печалей, а что самое замечательное, что в этих песнях, многие из которых на стихи значительных, даже гениальных поэтов, как вот, например, только что прозвучавший романс из кинофильма «Станционный смотритель» на стихи Пушкина или же песни на стихи Булата Окуджавы, на стихи Полонского, Бунина – очень значительных, очень достойных авторов. Эти песни - что самое прекрасное вот для меня, они очень ненавязчиво, очень нежно обучают самому серьёзному, самому главному, обучают тому, что правда, честность - личная честность – своя, прежде всего, любовь, скромность – это те качества, при которых жизнь складывается счастливо. И второе: очень нежно, очень тихо, но всё-таки, очень мощно свидетельствуют о том, что без этих качеств прожить просто невозможно. Я очень рад, что сегодня здесь мы можем вспомнить Исаака Шварца, вспомнить его песнями.
Вперед, судьба моя! А нет, так бог с тобою. Не правда ли, друзья: судьба, судьбы, судьбою?..
Дорогое лицо И знакомо и строго. Ах, как мало любви, А печали так много…
Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть Господь судил…
И сладко-сладко сердце замирает: Ведь мы вдвоем, ведь мы вдвоем. Всё выше, выше, к белым облакам. Качели тут, качели там…
После «Песенки кавалергарда» наряду с цветами, Олегу подарили чудесный кораблик с алыми парусами. Это уже не первые алые паруса, подаренные ему…
- Есть образы, которые стали символами и вот алые паруса, которые так неожиданно, так счастливо возникли в конце первого отделения, это один из таких символов. Когда-то он вошёл в жизнь, в общем-то, каждого молодого человека, не в том правда, виде, в котором сейчас всё иногда получается. Нет, ничего не хочу говорить сложного. Вот просто… алые паруса - это тот символ, который совершенно запросто можно присвоить и таким авторам, как Шварц, Окуджава. Это как раз та самая вселенная – не хочу сказать слово: «эстетика» - это будет не окончательно, не точно – это та вселенная, которая наполнена своими правилами, своими образами, но правила, правда, этой вселенной нисколько не отличаются от самых прекрасных правил, которые каждый из нас, в общем-то, в жизни, по возможности, должен был присвоить. Это правила, о которых говорят здесь каждый день, это правила, которые я бы желал слышать, повторять и исполнять каждому человеку и, как сказано… вообще лучше сказать никогда невозможно, но всё-таки: правила эти не тяжки и в этих правилах, собственно говоря, заключено… заключено настоящее счастье. А совсем коротко: надо стараться, хоть это и трудно, любить друг друга. Есть песни, которые в этом помогают. Эти песни будут звучать во втором отделении концерта после перерыва. Спасибо.
Если ж вам вдруг повезет, вы тогда без меры Капли Датского короля пейте, кавалеры!..
Вот интересно, кто бы сейчас ни подошел к сцене, хотя бы в лицо, но почти знаешь всех. Олег было хотел положить следующую партию цветов на столик, но куда там, все доверху. Хорошо, что рядом стоял рояль, а там места еще много… Чтобы в одном концерте прозвучали сразу три романса, которые для меня составляют во многом единое целое – это большая радость и редкая удача. Казалось бы, авторы слов разные – Пушкин и Окуджава, но, может быть, именно гениальная музыка Исаака Шварца таким чудесным образом соединила их между собой?
Жаркий огонь полыхает в камине. Тень моя, тень на холодной стене…
А как нежно-печально звучит сейчас Лешина скрипка…. Как будто она и Олег исполняют этот романс на два голоса… Представляете себе атмосферу зала, который слушает сейчас Олега, затаив дыхание?
Хоть разбейся, хоть умри -- не найти верней ответа, и куда бы наши страсти нас с тобой ни завели…
Что где-то я в поле остался... Назначь мне свиданье, Настасья!
Глядя на это цветочное изобилие, которое из зала постепенно переходит на сцену, мне кажется, что Олега Погудина давно уже пора занести в книгу рекордов Гинесса, как артиста, который за концерт получает самое большое количество цветов. Любая мировая знаменитость в этом плане, наверняка, проигрывает ему. Вот и сейчас он снова наклоняется за очередным букетом…
Ну а «Музыкант» был точно такой, как в Киришах. И опять, не отвести глаз… Когда-то я прочла у Петра Проскурина, что талант – это, прежде всего, ответственность. Вот даже достигнув таких высот и такой популярности, Олег в своем творчестве, несмотря на все заслуги и награды, не позволяет себе расслабиться и всегда остается крайне ответственным и обязательным за все, что он делает. И примеров тому достаточно. И это не может не вызывать глубокого уважение к этому человеку. Перефразируя текст, можно просто сказать, что Олега есть за что любить…
- Песня, которую мы только что исполнили, она, собственно говоря, не принадлежит Исааку Шварцу. Это песня Булата Окуджавы – и слова, и музыка принадлежат ему. Но, эта песня, собственно, посвящена Исааку Шварцу, хотя сам Исаак Иосифович по этому поводу шутил неоднократно, что он на скрипке не играет и не играл никогда, но, вот, тем не менее, на мой взгляд, Окуджава – поэт… ну, вот, не побоюсь этого слова, поэт великий. Во всяком случае, очень-очень-очень хороший поэт и, как всякий хороший поэт, он видит то, что, может быть, не видим мы в обычной жизни. Он видит, может быть, то, что должно было бы состояться. Во всяком случае, он видит идеал человека.
Мне кажется, что… я вообще очень люблю скрипку – для меня инструмент, наверное, любимый, и вот все эти мелодии, всё это, если позволите, мировоззрение – оно для меня совершенно скрипичное, в том смысле, что эти мелодии совершенно проникновенны, в том смысле, что даже если они мне нравятся – от них невозможно скрыться, что они проникают напрямую в сердце, что они заставляют сердце беспокоиться, что, по-моему, в наше время очень важно, хотя мы беспокоимся беспрерывно и, вообще, наше время – время беспокойства, если не сказать – время тревоги и страха, но мы беспокоимся чаще всего не о том и не про то. А дивные, гениальные созвучия – они заставляют беспокоиться о самом главном, они заставляют беспокоиться о вечном. И для этого, наверное, в общем-то, существует музыка вообще и те, кто музыкой занимается – и те, кто её сочиняют, и те, кто её исполняют.
Мне хочется в это верить. Мне хочется мечтать, что и мы тоже, в какой-то хотя бы степени, соответствуем этому главному предназначению в музыке. Песня, которая завершит наше выступление – следующая песня последняя в этом концерте, она из самых… Я не знаю, для меня из самых любимых, но, может быть, она… я её так понимаю, как еще, может быть, только в русской музыке песенной, в городской музыке – подчёркиваю, не в классической, как только ещё один романс: «Гори, гори, моя звезда» - вот так и эта песня для меня - это своего рода гимн. И не только потому, что эта песня написана, как гимн, а потому, что эта песня о том, о чём должен петь певец и о чём он, наверное, и, во всяком случае, должен думать лирический певец всегда, когда поёт. Даже если мы поём весёлые песни, хотя лирические песни редко весёлые, даже если мы поём весёлые песни, нужно помнить о том, что всё-таки… всё-таки, пение такая ведь вещь… Это… простите меня, но я действительно так думаю, я так воспринимаю, я хочу в это верить и верю в это – пение это служение ангельское. И только в этом смысле пение достойно существования по большому счёту, то есть, это, конечно абсолют, это идеал пения. Но, в этом смысле пение всегда оправдывается: всё остальное ниже этого уровня.
Так вот, следующая песня – она как раз из этого уровня, она как раз про то. И что для меня наиболее драгоценно – эта песня нежная, изящная, красивая и, тем не менее, она очень сильная, она очень крепкая, она очень мужественная. Это те эпитеты, те определения, которые, в принципе, можно применить, кстати, и к нашему родному городу, за что я его бесконечно люблю даже в его нынешнем несколько, на мой взгляд, угнетённом состоянии. Но об этом говорить не хочется потому, что в этом городе… в этом городе рождалось столько прекрасного - от бесконечно великого – вспоминаю Пушкина, Достоевского до, может быть, не столь масштабного, но, тем не менее, не менее прекрасного, искреннего и честного, как песни и музыка Исаака Шварца.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 08 Июл 2011, 20:12 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Две вечных дороги - любовь и разлука -- проходят сквозь сердце мое…
Есть в репертуаре Олега два романса, которые для него намного больше чем просто романс. И исполняет он их, вот если так припомнить, чаще, чем другие. Иногда одним из них он заканчивает программу, а бывает, что они оба звучат в одном концерте. Наверное, все догадываются о каких романсах идет сейчас речь? И если так всерьез задуматься и попробовать прикинуть, сколько же раз за все эти годы Олег исполнил их, то помножив года работы на количество концертов, ну и отнять несколько выступлений, то вот вам и вырисовывается очень значительное число. К чему, собственно, я веду разговор? Вот сколько бы раз «Любовь и разлуку» не пел Олег – этот романс никогда не оставляет никого равнодушным. Он, если можно так выразиться, и до сих пор не приелся и не затерся до дыр – а ведь такое могло вполне случиться, если бы к нему было другое отношение и пел его кто-то другой. В ином исполнении, пусть даже очень хорошем, слушать сто раз одно и тоже, я бы точно не выдержала. У Олега же, мало того, что голос необыкновенной красоты, но и сила его притягательности необычайная, и, что, самое главное - для него это не просто музыкальное произведение, это, в своем роде, святыня… И поэтому, каждый раз это идет через его сердце, отсюда и само исполнение всегда такое трепетное и живое… Посмотрите в его глаза и в самом конце романса на его руки и больше ничего не надо объяснять…
На сцену выходит иеродиакон Прокопий и с благодарственной речью обращается к Олегу и его маме, Людмиле Васильевне:
- Дорогой Олег Евгеньевич и уважаемая матушка Людмила Васильевна, мы сердечно приветствуем всех вас в эти светлые, торжественные, праздничные дни Святой Троицы и днем Святаго Духа. Все мы сегодня с вами находимся в таком месте, которое забыть невозможно. Мы находимся в самом, наверное, видном общественном месте – Святодуховском центре: здесь когда-то был храм в честь Святаго Духа. И с каждым годом, с каждым днем мы понимаем, что когда приезжают к нам такие добрые хорошие люди – я благодарю вас всех – мы можем свидетельствовать о том, что православие живет, что православие жило, есть и будет жить вечно. Свидетельство сегодня нам еще раз показывает эти прекрасные слова, эти прекрасные мелодии, которые вдохновляют нас, дорогие братья и сестры, на любовь, надежду, веру, сердечность – все самое лучшее, что может нам сегодня показать искусство любви, искусство вечности.
Я сердечно приветствую Вас, дорогой Олег Евгеньевич от лица Владыки наместника Преосвященнейшего епископа Назария Выборгского, наместника этой святой обители, от всей братии, от всех тружеников и молитвенников нашей святой, великой Лавры. От всех нас мы благодарим Вас за то, что постоянно слушая Ваш голос, который дан Богом Вам, постоянно вдумываясь в каждое слово, которое произносится в этих песнях, мы считаем себя не потерянными людьми. (за аплодисментами несколько слов не расслышать) ... и эту любовь дарите Вы нам.
Сквозь аплодисменты...
- Спасибо, что именно в эти нелегкие дни для всех, для нас… дни, может быть, печали, раздора, тревоги, страха, какой-то беззащитности, мы имеем возможность здесь, в монастырских стенах, стенах, которые укреплял и строил Петр Великий, Петр Первый. Мощи благоверного князя Александра Невского, которые находятся здесь и все святыни русской земли, которые укрепляют и благословляют Вас на это доброе дело. Дай Бог, чтобы всегда Ваши песни звучали, чтоб Ваш голос был всегда сильным, крепким, уверенным и в будущем.
И я хочу особенно приветствовать сегодня дорогую и многоуважаемую Людмилу Васильевну. Пожалуйста, пройдите сюда. Вот этот человек подарил жизнь Олегу Евгеньевичу Погудину. В этом человеке очень многое… Не надо бояться, давайте поддержим Людмилу Васильевну (зал аплодирует маме Олега). Людмила Васильевна, спасибо Вам, что Вы никогда не забываете Александро-Невскую лавру, что Вы молитесь и что Вы своим духом, взглядом, молитвой укрепляете своего родного сына. Дай бог Вам здоровья, счастья, любви и многих лет жизни.
Я надеюсь на то, что, каждый из вас, кто пришел в нашу святую обитель, в наш Духовно-просветительский центр, получил здесь частичку любви, нежности, уверенности в том, что, все-таки, всякий раз, когда мы переступаем порог святых мест, святых монастырей, приходов, храмов и, особенно, слушая эти красивые и духовно-нравственные песни, мы любим и благодарим за все, что Вы нам делаете. Низкий Вам поклон, долгих лет жизни на многая и благая лета, чтобы Вы всегда нас радовали этой любовью.
Иеродиакон Прокопий поет «Благоденственное и мирное житие, здравие и спасение…». Вслед за ним поет весь зал и все, кто находятся сейчас на сцене.
- Многая лета, многая лета… - С праздником всех Вас, со святой Троицей! Здоровья всем, любви! Принесите частичку радости с этого прекрасного духовного концерта, с этих святых мест и пусть всех Господь вас благословляет на всех ваших жизненных путях. С Праздником! Храни всех вас Господь.
А концерт еще не закончился, и Олег продолжает его:
- Это, наверное, из самых красивых романсов в современной русской музыке и, честно говоря, вот мы уже больше… да нет, уже даже несколько лет всё как-то пытаемся его сделать, но ребята меня уговорили сегодня… его исполнить. В первую очередь потому, что он, безусловно, бесконечно совпадает с атмосферой нашей сегодняшней встречи. Я не очень уверен до сих пор в нотном тексте этого романса, но попытаюсь сегодня это сделать ради памяти Исаака Шварца, ради памяти Ивана Бунина, ради памяти всех тех людей, для которых то, о чём мы сегодня пели и говорили, в жизни самое-самое главное или бесконечно главное. Нелепо и не очень хорошо для артиста извиняться за свою не особую готовность, но простите меня великодушно – мы сегодня впервые пробуем этот романс.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - Господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав...
И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав...
Очень понравился сам романс, а уж про исполнение... Мне кажется, что хотя и Олег впервые выносит его на зрительский суд, тем не менее, он давно душою сроднился с ним. Думаю, что в следующем году, он может прозвучать и на «Молитве», а почему бы и нет?
- Немножко неожиданная песня, но мне очень хотелось, чтобы в Петербурге программа, которая недавно у нас состоялась милостию Божией в Москве, чтобы она тоже прозвучала в год официально обозначенный, как Год Италии в России.
Но сегодня премьер для Питера не будет – сегодня будет песня, которую мы исполняли много раз, и она, кстати, сочетается с сегодняшней программой вполне - и по мелодии, и по мелодике, и, по словам, и даже по душе и манере действовать, и жить героя, который эту песню исполняет. А она пусть будет преддверием нашей встречи 17 августа, если милостию Божией мы увидимся с вечером, посвящённым итальянской песне, но вот сегодня песня давно известная, но мне бесконечно дорогая…
Концерт заканчивается на очень радостной, и я бы даже сказала, праздничной волне. Вот только очень жаль, что Олег больше не начинает «Два сольди» со вступления…
- Signori, vi prego, ascoltatemi, (Синьоры, прошу вас, послушайте меня), anche se va mia una povera (может вам понравится моя бедная) canzone da due soldi (песня за два сольди...)
А как славно это было…
Si vede aprire piano pian qualche finestra da lontan c'è chi s'affaccia ad ascoltar e sospirar. E' una semplice canzone da due soldi che si canta per le strade dei sobborghi per chi spera per chi ama per chi sogna è l'eterna dolce storia dell'amor...
Прекрасный, замечательный получился у нас сегодня вечер. И уже потом, сравнивая для себя выступления Олега в Балашихе и в Святодуховском центре, я могу полностью согласиться со словами Натальи:
- У меня такое впечатление, что, в отличие от Балашихинского храма, где Олег почти (или совсем?) как дома, свободный и естественный, в Лавре он не то чтобы подтягивается внутренне, а становится немного другим. Вот когда звучат слова "Я этим городом храним, и провиниться перед ним - не дай мне Бог вовеки!", мне чудится, что Олег думает именно об этом святом месте.
На мой взгляд, очень верно и точно подмечено.
P.S. Как всегда, спасибо Оленьке за монологи Олега: мне пока никак не удается этим заниматься.
|
|
| |