• Олег Погудин – гитара • Михаил Радюкевич – гитара • Алексей Баев – скрипка • Роман Тентлер – контрабас • Юрий Молотилов – баян • Андрей Иванов – виолончель • Елена Молотилова – домра малая • Ирина Козырева – домра альтовая
I отделение:
1. «Надежды маленький оркестрик» А.Глазунов. "Pizzicato" из балета "Раймонда" 2. «В день рождения подарок» 3. «Я пишу исторический роман» 4. «Солнышко сияет, музыка играет» 5. «Песенка о молодом гусаре»
6. «Батальное полотно» А.Пахмутова. "Мелодии любви" из к/ф " Три тополя на Плющихе" 7. «Песенка об открытой двери» 8. «Песенка о дальней дороге» 9. «Вот так она любит меня» 10. «Живописцы» 11. «Песенка о московском муравье»
II отделение:
худ. Е.Юшина
А.Хачатурян. Вальс из музыки к драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад" 12. «Чудесный вальс» 13. «Заезжий музыкант» 14. «Он, наконец, явился в дом» 15. «Пожелание друзьям» И.Шварц."Прогулка по ночному городу" из к/ф "Мелодии белой ночи" 16. «Грузинская песня» 17. «Ещё один романс» 18. «Союз друзей»
19. «Я вновь повстречался с Надеждой» 20. «Главная песенка» 21. «Молитва Франсуа Вийона»
22. «На фоне Пушкина снимается семейство» 23. «Надпись на камне» 24. «Песенка о Моцарте»
НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК. Олег Погудин в ММДМ. 1 июня 2017 года.
У произведений Окуджавы непростая судьба. Его песня к фильму об обманутых надеждах целого поколения стала церемониальным маршем, его прекрасную прозу читают немногие, его сценическое воплощение в сериале "Таинственная страсть" - Кукуш Октава - мотается по городу со странным выражением лица и гитарой, теряясь на фоне блестящих квази- Вознесенского, Евтушенко и Рождественского.
В начале пути поэта советская критика назвала его "Вертинским для недоучившихся студентов", а не так давно Дмитрий Быков в своей монографии разделил людей на две группы: поклонников Окуджавы и поклонников Галича и провозгласил Булата Шалвовича реинкарнацией Блока. Ну поскольку я Городницкого люблю и ни в какую шеренгу из предложенных весомым Дмитрием Львовичем вставать не собираюсь, то предупреждаю сразу: ждать от этого текста патетики, восклицательных знаков и описаний "очередного триумфа Маэстро" не надо.
Интереснее другое: то как мы сейчас пытаемся сами себе ( чуть было не написала "сочинить и песни и судьбы") сконструировать свое прошлое. Точнее переформатировать его. Еще в моем детстве Хрущев был дурачком, стучавшим ботинком по столу, в шестидесятые по улицам ходили какие-то "стиляги", главными поэтами были Вознесенский, Евтушенко и Рождественский. Особенно "главными" они стали , отметившись, каждый по-своему, в ленинской теме.
С Окуджавой было сложнее.
Песни для кинофильмов, гимн КСП, проза, печатавшаяся, как, например, "Путешествие дилетантов" не в толстых литературных журналах, а в "Науке и жизни"... Все это было казалось чем-то маргинально-интеллигентским с одной стороны, но и маркером и знаком принадлежности к определенному кругу с другой. Пароль: "Закрытой двери грош цена". Ответ: "Замку цена копейка".
Года минули, страсти не улеглись, но представление об эпохе, именах и их значении изменилось. Вдруг оказалось, что мы все в огромной степени "дети оттепели", что эту эпоху нам еще изучать и изучать. При этом удивительно ( или не удивительно), но чем больше писательских и поэтических имен возвращается к нам в культурный обиход, чем насыщеннее становится наше культурное пространство, тем больше меняются наши оценки.
И сейчас уже ясно видно, что громкие стадионные шестидесятники для нашей литературы во многом маргинальны, а Окуджава - поэт, являющийся продолжателем традиции Серебряного века ( почти последний символист) -во многом определил мировоззрение целого поколения. Видно и другое. Хотя многие его поэтические произведения по отдельности достаточно уязвимы, в них есть что критиковать, но в целом они образуют некий монолитный корпус текстов, обладающий огромной художественной ценностью, тайной пушкинской и явной личностной свободой, верой, пусть и не привязанной к конфессии, но видимой в том свете, который шел от его творчества. Да и вообще со временем становится понятно, что некоторая негладкость, шероховатость, неотполированность текста часто - признак его подлинности.
Ахматова могла написать:
"Этот, уходя, не оглянулся, Этому я эту песнь пою.."
Поэт -песенник расставил бы все местоимения по местам.
Олег Погудин с его интересом именно к поэтическому слову пройти мимо творчества Окуджавы не мог. И в его интерпретациях это слово звучит убедительно, ярко и, что очень важно, по-своему. Говорю это как человек, который слышал Булата Шалвовича.
Конечно, огромную роль в этих интерпретациях играют аранжировки, которые делают песни более объемными, а иногда и более тонкими, но прежде всего тут важна личность артиста. Концерт из песен Окуджавы - это тот редкий случай, когда личность исполнителя почти совпадает с лирическим героем, которого нарисовал поэт. Идеальное попадание в образ, стилистику, внутренний мир поэта, понимание времени, его водоворотов и соблазнов. И при этом очень бережное, осторожное, даже трепетное отношение к словам и мыслям автора. И умение отодвинуться в тень, дать слово самому поэту, что при масштабе личности артиста и его темпераменте производит особенное впечатление.
Понятно, что зрители всех возрастов реагируют на исполнение Погудиным Окуджавы восторженно, цветы не умещаются на двух столах, в зале рыдают, смеются, аплодируют. Конечно, так и тянет закончить рецензию словами "Не оставляйте стараний, Маэстро!", но это уже написано тысячу раз, поэтому в завершение будут другие строки, может не такие оптимистичные, но ведь "мы счастливыми не станем притворяться"... К тому же Окуджава не любил патетики.
Вот комната эта - храни её Бог! - Мой дом, мою крепость и волю. Четыре стены, потолок и порог, И тень моя с хлебом и солью.
И в комнате этой ночною порой Я к жизни иной прикасаюсь. Но в комнате этой, отнюдь не герой, Я плачу, молюсь и спасаюсь.
В ней всё соразмерно желаньям моим - То облик берлоги, то храма,- В ней жизнь моя тает, густая, как дым, Короткая, как телеграмма.
Пока вы возносите небу хвалу, Пока ускоряете время, Меня приглашает фортуна к столу Нести своё сладкое бремя...
Покуда по свету разносит молва, Что будто я зло низвергаю, Я просто слагаю слова и слова И чувства свои излагаю...
"Просто слагать слова" - великий дар. Возможность слышать эти слова - большое счастье.
Дата: Понедельник, 05 Июн 2017, 03:33 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Статус: Offline
Прежде всего, огромная благодарность Нине Викторовне за возможность услышать и увидеть этот концерт!
Немного выше в теме приведена рецензия на него. Не буду спорить, просто, зацепившись за нее, дам свое, несколько иное, видение. Тем более, что далеко не все поняла в том очерке, в его недоговоренных фразах. Наверное, из-за недостаточной эрудиции, да и потому, что отношусь к другому поколению, уже «внуков оттепели», детей застоя, но, правда, к тому же, что и Олег Евгеньевич и упомянутый там же Дмитрий Быков. А задела отстраняющая фраза «Олег Погудин с его интересом именно к поэтическому слову пройти мимо творчества Окуджавы не мог», упускающая, что у людей, родившихся в свете этого творчества, погруженных в него еще родителями и живущих с ним с детства, не было и возможности оказаться в стороне (это примерно, как с Пушкиным).
Главная идея биографической книги Дмитрия Быкова – представление Булата Окуджавы как поэта-транслятора, улавливавшего и передававшего звуки иных сфер с «волевым безволием» независимо от сознания, и в этом смысле (но, конечно, не только) занимавшего нишу Александра Блока в 60-70 гг. 20 века («Дело было в том, что через этих людей прямо, без посредников, транслировались звуки небес» - ДБ). И Дмитрий Львович поясняет цитатами из Блока «Приближается звук. И покорна щемящему звуку, замирает душа» и Окуджавы «Наверное, самую лучшую на этой земной стороне хожу я и песенку слушаю - она шевельнулась во мне… Сквозь время, что мною не пройдено, сквозь смех наш короткий и плач, я слышу: выводит мелодию какой-то грядущий трубач».
Мы же слушаем сейчас эти звуки вместе с Олегом Евгеньевичем, с его помощью, с уже его посредничеством и в свете, возможно, его собственного дара транслировать, понимая прежде всего сердцем. А включив разум (это уже немного другая история) и следуя артистической, меняющейся от концерта к концерту интерпретации, оказываемся вовлеченными в заманчивую игру разгадывания смыслов, в которой думаем, что выигрываем, радуясь новым находкам и открытиям, примеряя на себя созданные Окуджавой ситуации, но, на самом деле, по большей части терпим поражение.
Сообщение отредактировал Ольга_М - Понедельник, 05 Июн 2017, 17:27
Дата: Понедельник, 05 Июн 2017, 19:16 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
@artclassicagency:
Изумруды Камерного зала Дома музыки. Сегодня здесь Олег Погудин.
Переаншлаг. 1 июня 2017.
Два часа держит зал, исполняя песни Окуджавы перед аудиторией, которая слышала оригинал. Держит за счет исполнительской честности, отсутствия самолюбования и бережного отношения к материалу.
1 июня 2017 года на сцене Московского международного дома музыки состоялся концерт Олега Погудина «Надежды маленький оркестрик» по песням Булата Окуджавы.
Взаимодействие этих двух мастеров началось давно, - еще в программу «За столом семи морей» (и не только в нее) Олег Погудин включал много композиций Булата Шалвовича. И уже тогда между ними наблюдалось взаимопритяжение. Именно так, несмотря на то, что Окуджава нас покинул, по законам искусства он продолжает жить в своих творениях, и то, с какой легкостью его песни ложились и ложатся на голос Олега Евгеньевича, свидетельствует именно об их гармоничном содружестве.
Песни Булата Окуджавы — каждая — исповедь чистейшей пробы. Исповедь в классическом, не опошленном смысле этого слова, когда человек достойно и просто говорит о своих чувствах, о горящем от любви нутре, о боли, потерях, силе духа и о войне, что творится в каждом из нас. Ведь в каждом из нас от Начала и до Конца происходит битва — с врагами внутренними, заблуждениями, соблазнами, страхами. Смысловое ядро песен Окуджавы - «маленький человек», любящий, страдающий, теряющий, ждущий, он так отчетливо виден на фоне той страшной исторической эпохи, что перемалывала человеческие судьбы. И этот «маленький человек», в «невеличии» своем подобный муравью или кузнечику, необыкновенно силен тем, что в первый момент можно принять за слабость — стремлением к любви. Любовь пронизывает каждую балладу Окуджавы, она стержень всего существующего, всего, что живо и способно чувствовать.
Та духовная мощь, что сокрыта в песнях Булата Шалвовича, не всякому по плечу. И сегодня, после ухода Мастера, найдется немного тех, кто достоинством своим и душевной основательностью заслуживает право принять на себя опыт и творчество этого человека. «Не каждому дано», как говорится... И когда за песню берется чуждый для нее человек, «швы расходятся», возникает недоверие со стороны слушающего, сравнение с оригиналом не в пользу последователя. А петь Окуджаву хочется, ибо почти все, им созданное, обладает очищающей силой молитвы.
Очень редко возможна ситуация, когда культурное наследие одного творца достается другому - «по праву», но не рождения и крови, а по родству души и таланту. Булату Шалвовичу повезло, его несомненным «наследником» в песне можно назвать Олега Погудина, в репертуаре которого песни Окуджавы - «краеугольный камень».
Олег Евгеньевич уже давно не «просто певец», вокалист с узнаваемым голосовым тембром, но человек поднявшийся выше привычных профессиональных определений. То, что он делает на сцене, уже вышло за рамки просто концерта и превратилось в Действо магического свойства. С его выступлений люди уходят по-настоящему счастливыми, редкая способность для Артиста. Погудин — человек повседневного труда, живущий по законам светлой божьей веры. Последнее особо важно, ибо все создаваемое им и выносимое на подмостки, пронизано светом и теплом, генерировать которые способен лишь очень духовный, добрый человек.
В программе «Надежды маленький оркестрик» он не пошел обычным для такой ситуации путем - «след в след» ушедшему Окуджаве. Не вступил в лагерь трактователей творчества Булата Шалвовича., - для него это слишком тривиально и несоразмерно собственному таланту. Также он не ограничился новыми аранжировками, не спрятался за авторскими музыкальными приемами, как делает большинство, стараясь подчеркнуть актуальность данного песенного материала для нынешнего дня.
1 июня Олег Евгеньевич вышел на сцену Московского Международного дома музыки с единственной целью — поговорить со своим любимым зрителем открыто, честно и талантливо. Без искусственных приемов, спецэффектов, заигрывания, и без упования на выигрышность исполняемого материала - «мол, песня и так хороша, спою — и ладно». Это его, погудинская кода, чистый, без подстраховки, вокал, временами строгий, но, в то же время, пронзительно искренний, где за каждой музыкальной фразой — доброе отношение к людям и личная правда жизни.
Человек он верующий, а значит хранящий верность раз и навсегда определенным для себя канонам - порядочности и честности, для артиста это стержень, без которого все бессмысленно. Говорить с людьми — тяжелый труд, выход на сцену всегда сопряжен со стрессом и волнением - еще и потому, что под оптической зоркостью сторонних глаз Певец становится виден насквозь, любая фальшь, попытка срисовать «оригинальный материал» и присвоить его себе, вызывает отторжение. Погудину это не грозит. Будучи не только профессиональным вокалистом «от Бога», но и артистом — по образованию и психофизическому складу, - он пользуется иногда умеренными физическими приемами, иллюстрирующими сюжет песни или ее эмоциональную составляющую. Но все это с чувством меры, без рисовки и преувеличения. Более того, он умеет идеально совместить актерские приспособления и искреннюю интонацию. Если бы не воцерковленность Олега Евгеньевича, его можно было смело назвать алхимиком, создающим уже много лет фантастический по эффекту «любовный напиток». Именно любовный, потому что, как и у Булата Окуджавы, любовь в творчестве Погудина - «несущая конструкция», атом всего его существования, как певца, и как человека. «Любовный напиток» Погудина хорош тем, что компоненты его интуитивно верно определены и смешаны в правильных пропорциях, - ровно столько, сколько нужно, по его собственной рецептуре, секрет которой он не раскрывает никому, но созданным музыкальным эликсиром щедро делится со зрителями.
Программу «Надежды маленький оркестрик» Олег Погудин выстраивает, руководствуясь законами психологической драматургии. А драматургия эта продиктована различными формами любви, и выражена в образах, что принимает любовь соответственно времени и эпохе.
Все начинается песней «Надежды маленький оркестрик». Артист поет ее в духе походного марша, чем мгновенно настраивает всех на объединяющий лад, так, с первых тактов, он обращается к зрителям, давая понять, что этот разговор касается их. И затем тонкая ниточка протягивается во времена гусарско-батальные, - от полу-шуточной изящной песенки «Солнышко сияет, музыка играет», до тоскливо-проникновенной истории молодого гусара, «в Наталию влюбленного», и любовь эта не знает ни исторических, ни временных границ. В стиле этой же тематики более философская, если не сказать, социальная песня «Батальное полотно», из которой Олег Евгеньевич изъял последнее четверостишие, скорее всего, в силу его излишней политической остроты, но и без него песня хороша.
От исторических реалий совершается переход в день сегодняшний, где женщина и мужчина прибегают к самым разным стараниям, лишь бы попасть на перекресток любви, где их дороги сходятся. «Песенка о московском муравье», «Заезжий музыкант», «Он, наконец, явился в дом», «Еще один романс», «Вот так она любит меня» прослеживают путь любви от встречи до ее развития, ссор, примирения и душевной кульминации, когда даже безответное чувство становится почти сублимацией счастья.
Отдельная глава концерта — песни о творчестве - «Главная песенка», «Живописцы», «Песенка о Моцарте», «Исторически роман», «В день рождения подарок» - все связаны присутствием в них сокровенного процесса создания произведения — картины, книги, песни, или же того, что не поддается определению, но от этого не становится менее важным. Процесс рождения произведения искусства - ипостась все той же любви, и Олегу Евгеньевичу с одинаковой бережностью удается поведать зрителям о каждом из этих таинств.
И, наконец, песни, которые смело можно было бы определить, как разговор о своем времени, - в них философия человеческих отношений облекается не просто в музыкально-стихотворную форму, но принимает на себя смысл доброго наставления, пожелания всем живущим — «Песенка об открытой двери», «Грузинская песня», «Союз друзей», «Молитва Франсуа Вийона», «Я вновь повстречался с надеждой», «Надпись на камне»... В каждой из них Погудину удается найти ту единственно верную интонацию, тот выверенный и созвучный содержанию темпоритм, что помогает наилучшим образом прочувствовать услышанное.
Можно было бы сказать, что все творчество Олега Погудина — о любви, как и большинство его внутриконцертных монологов. Но обобщение в отношении такого многопланового исполнителя — губительно, ибо сводится к упрощению, чего нет и в помине. Важно то, что каждая из уже существующих концертных программ Олега Евгеньевича, а данная, тем более, ценны тем, что создают наиболее полный портрет любви, а она вмещает в себя огромный спектр чувств и действий, - от нежности, терпения, мудрости, обиды и страхов до маленьких и больших подвигов ради любимого человека.
1 июня на сцене Дома музыки сошлись два сильных лирических героя и исполнении уже ушедшего Мастера и ныне живущего — Булат Окуджава и Олег Погудин пересеклись в художественном пространстве, - мыслями, чаяниями, созиданием и добрым отношением ко всем живущим. Каждому из них знакома непростая участь Художника, каждый из них не мыслил и не мыслит жизнь без любви, и любовь для них остается категорией высшего порядка.
В творчестве Булата Окуджавы есть нравственный ориентир, который он соблюдал всегда в силу природного благородства и высокого воспитания. Этот же ориентир составляет основу творчества и Олега Погудина. Каждый раз, слушая, как он исполняет песни Окуджавы, понимаешь, что эта редкая порода людей еще существует, еще сильна своим добрым упорством в следовании духовным истинам. И нам от этого — большая радость.
Дата: Воскресенье, 11 Июн 2017, 20:54 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
Мы часто - по самым разным случаям - цитируем строки из стихов и песен Булата Окуджавы: "Надежды маленький оркестрик под управлением любви", "Не обещайте деве юной Любови вечной на земле", "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке", "Наша жизнь – это зал ожидания"…
Его, на первый взгляд, такие искренние и незатейливые песни даются очень немногим исполнителям. Окуджава был настолько чутким к звуку, что, кажется, мог услышать и передать чужое дыхание. Талантом чувствовать дыхание зала природа наградила в полной мере и Олега Погудина - Народного артиста России. В его исполнении будет царить поэзия и музыка Булата Шалвовича Окуджавы...
Дата: Понедельник, 12 Июн 2017, 16:09 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 57
Статус: Offline
Юлины фотографии очень узнаваемы - здесь и мастерство фотографа, и художественный вкус, и свой взгляд зрителя. Поэтому подозрение на нее, конечно, сразу пало .