08.09. 2018. Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"
|
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 10 Сен 2018, 11:36 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
|
Программа концерта
Аккомпанемент:
• Михаил Радюкевич – гитара • Алексей Баев – скрипка • Роман Тентлер – контрабас • Юрий Молотилов – баян • Андрей Иванов – виолончель • Олег Вайнштейн – фортепиано • Елена Молотилова – домра малая • Ирина Козырева – домра альтовая
- … Я приношу свои извинения… Извинения: задержали наш вечер, но понимаете, по-видимому, сегодня в гости к графу стремится вся Москва и все окрестные города, веси и селения. Доехать было непросто, но нас здесь ждали, как впрочем, и всегда, а поэтому, благословлясь, с вашей помощью, мы начинаем…
В качестве основной ведущей программы Ирина Козырева:
Пролог. Картина первая: «Полно спать»
- Но вот свечи, видимо, забыли дать: света нет никакого. Все-таки, не все в этом мире идеально…
1. «Полно спать» - муз. С.Толстого, сл. А.Фета
Полно спать: тебе две розы Я принес с рассветом дня. Сквозь серебряные слезы Ярче нега их огня.
Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы... И роняют тихо слезы Ароматные цветы. <1847>
П.И. Чайковский. Сцена из 2 акта балета "Спящая красавица" (Принцесса Аврора и принц Дезире)
«Дорогой Лев Николаевич! Как я рад, что вечер в Консерватории оставил в Вас хорошее воспоминание! Наши квартетисты играли в этот вечер как никогда… Вы один из тех писателей, которые заставляют любить не только свои сочинения, но и самих себя. Видно было, что играя так хорошо, они старались для очень дорого и любимого и человека. Что касается меня, то я не могу не сказать Вам, до чего я был счастлив и горд, видя, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь».
(Отрывок из «Дневника» П.И.Чайковского. Речь идет о музыкальном вечере, устроенном в середине декабря 1876 г. Н. Г. Рубинштейном в честь Толстого в Московской консерватории)
http://tolstoy-lit.ru/tolstoy....ika.htm
2. «Средь шумного бала» - муз. П.И Чайковского, сл. А.К. Толстого (с О.Вайнштейном)
П.И. Чайковский. "Декабрь. Святки" из альбома "Времена года" (Олег Вайнштейн)
Картина вторая. «После бала»
3. «Разуверение» («Не искушай меня без нужды») – муз. М.Глинки, сл. Е.Баратынского 4. «Я помню чудное мгновенье» - муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина
«Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав голос Наташи и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» ... И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире оказалось разделенным на три темпа: раз, два, три… раз, два... три... раз...
М.И. Глинка. Ноктюрн «Разлука» и под его звучание Олег продолжает…
Эх, жизнь наша дурацкая! — … и деньги, и злоба, и честь, — все вздор... все вздор… Вот оно — настоящее... И он сам, не замечая того, что он поет, взял вторую в терцию высокой ноты. — Боже мой! как хорошо! … как счастливо!». О, как задрожала эта терция и как тронулось всё лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было, это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».
(Л.Н.Толстой. Отрывок из романа «Война и мир». Том II. Часть I, гл. XV)
5. «Как сладко с тобою мне быть» - муз. М.Глинки , сл. Н.Рындина
Картина третья. «В гостях у гения» (это уже объявляет Олег)
О традиционных музыкальных вечерах в Ясной Поляне вспоминала племянница Толстого М.С. Бибикова:
«…по субботам бывали приёмные дни у Толстых. В их большой зале на втором этаже собиралась масса народу. Почти всегда на этих вечерах участвовала какая-нибудь знаменитость, желавшая петь и играть в присутствии Льва Николаевича».
http://history2014.esrae.ru/
- Шаляпин был приглашен вместе с Рахманиновым, который ему аккомпанировал: «Я очень волновался. Подумать только, мне предстояло в первый раз в жизни взглянуть в лицо и в глаза человеку, слова и мысли которого волновали весь мир».
(Из автобиографического произведения Ф.И. Шаляпина «Маска и душа: Мои сорок лет на театрах» (1932)
http://dslov.ru/txt/345/t345_5.htm
6. «Ни слова, о, друг мой, ни вздоха» - муз. П.И. Чайковского, сл. А. Плещеева (с О. Вайнштейном)
- «Федя пел, невозможно описать, как он пел: он пел, как Толстой писал».
(А.Дж. и Е.Сваны. Из «Воспоминаний о С.В. Рахманинове»)
http://senar.ru/memoirs/Swans/
7. «Нет, только тот, кто знал…» - муз. П.И.Чайковского, сл. Л.Мея (из Гете)
- Льву Николаевичу особенно понравилась русская народная песня «Ноченька» и, оценивая его пение Толстой сказал, какая музыка больше нужна – народная или учёная?
8. «Ноченька» - русская народная песня
- «Было время, когда на Руси ни одной музыки не любили больше цыганской, когда цыгане пели русские старинные, хорошие песни и когда любить слушать цыган и предпочитать их итальянцам не казалось странным. Теперь цыгане для публики, которая собирается в Пассаже, поют водевильные куплеты... А жалко, что эта музыка так упала. Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке учёной... и каждый русский будет сочувствовать цыганской песне, потому что корень ея народный…
Да извинят мне читатели, которых не интересуются цыганами за это отступление; я чувствовал, что оно неуместно, но любовь к этой оригинальной, но народной музыке, всегда доставлявшей мне столько наслаждения, преодолела». (Л.Н.Толстой)
Картина четвёртая. «Цыгане»
Л.Н. Толстой. Вальс фа мажор
Под звуки рояля весь музыкальный коллектив вместе с Олегом разыгрывают небольшой отрывок из пьесы Л.Н. Толстого «Живой труп». В роли Феди – Олег Погудин
Картина вторая Явление первое:
Афремов: Федя, спишь?
Федя: Не разговаривайте.., не разговаривайте. Это…это степь, это десятый век, это не свобода, это воля. Это воля. Теперь «Не вечернюю».
Цыган: Нельзя, Федор Васильевич. Теперь «Час роковой». Согласны?
Афремов: Пускай.
Офицер (к музыканту): Ну что, записали?
Музыкант: Невозможно. Всякий раз по-новому. И какая-то скàлa иная. Вот тут (Напевает.) Вот так?
Цыганка: Да так и есть. Так чудесно.
Федя: Не запишет. А запишет, так в оперу всунет, — всё изгадит. Ну, давайте хоть «Час».
9. «В час роковой» - муз. М.Шишкина, обр. Н.Рахманинова и В.Сазонова, сл. неиз.авт.
В час роковой, когда встретил тебя, Трепетно сердце забилось во мне, Страстно, безумно тебя полюбя, Весь я горю, как в огне.
Сколько счастья, сколько муки Ты, любовь, несешь с собой. В час свиданья, в час разлуки Дышит все тобой одной.
Снятся мне дивные очи твои, Стройный твой стан, твоя красота, Вся создана ты для знойной любви, Вся ты восторг, вся мечта.
Сколько счастья, сколько муки Ты, любовь, несешь с собой. В час свиданья, в час разлуки Дышит все тобой одной.
Федя: А и это хорошо. Ну, а теперь.., ну а теперь… «Не ве-чер-няя».
10. «Не вечерняя»- цыганская песня
Федя: Ах, хорошо! Кабы только не просыпаться. Так и помереть.
https://mybook.ru/author/lev-tolstoj/zhivoj-trup/read/?page=2
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 10 Сен 2018, 14:52 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
|
А.Соловьев. Фантазия на тему романса А.Алябьева "Соловей"
Картина пятая. «Эдемский вечер»
11. «Мы вышли в сад» - муз. М.Толстого, сл. А.Толстой 12. «Я тебе ничего не скажу» - муз А.Толстой, сл. А.Фета 13. «Романс, соч.№5» (Посвящение Дезире Арто) – муз. П.И. Чайковского, сл. Г.Хипса (на шв.яз.) 14. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… » - муз. П.И. Чайковского, сл. А.К. Толстого
Ф.Шопен. Соната для виолончели и фортепиано в переложении для ансамбля, ор. 65. Часть 3 "Largo"
Эпилог:
«Я был одинок и несчастлив... Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать… Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после я не доходил до такой высоты мысли… И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением… Я нашел простую, старую вещь, я нашел, что есть бессмертие, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно…».
(Из письма А.А. Толстой. Апрель-май 1859)
http://tolstoy.ru/creativity/quotations/
15. «Сияла ночь» - муз. Н.Ширяева, сл. А.Фета
- Сегодняшний вечер во многом для нас поистине эдемский: по интересному, очень красивому, в данном случае, меткому определению Татьяны Андреевны Кузминской.
В сегодняшней программе… она создавалась непросто. Она создавалась иногда мучительно: какие-то соединения казались мне очень рискованными, даже не в силу того, что сегодня на сцене кроме вашего покорного слуги, нет ни одного профессионального актера. Для нас сегодня совершенный какой-то вечер другого измерения, которого никогда еще не было в нашей судьбе нашего ансамбля, но я думаю, что и в частной судьбе большинства из находящихся на сцене блестящих музыкантов, это тоже первые опыты актерского делания, хотя смежные профессии они вполне себе уже освоили, - я имею в виду педагогические, по крайней мере.
Читать умные мысли на публике напротив аудитории многие из них умеют. Но, другое дело – художественное слово, и особое дело, – озвучивать слова гения – одного из самых мощных умов, одного из самых мощных мыслителей и страдателей за всю историю человечества, не только в рамках нашего великого Отечества, которое гениев, мыслителей и страдателей поставляло изрядно в большом количестве, но даже в масштабах всего мира имя Льва Николаевича Толстого стоит, в каком-то смысле, особняком – такое влияние, которое он оказал на движение мировой мысли, мало кто оказывал, даже из философов и уж, тем более, мало кто из литераторов.
Так вот: озвучивать его слова, это оказалось трудом совершенно необычным и очень тяжелым. Легче, когда на сцене звучит художественная речь, когда касаешься гениальных страниц «Войны и мира» или невероятно горькой, невероятно пронзительной, в чем-то страшной, но такой прекрасной пьесы «Живой труп». Там все вроде бы понятно, кроме того есть масса свидетельств гениев другой профессии – актерской, которые озвучили в свое время эти слова, и которые оставили нам в наследство озвученное и блестяще прожитое, прожитое и сыгранное слово Льва Толстого.
Но когда касаешься дневников, когда касаешься мыслей, когда касаешься воспоминаний, ты понимаешь, что ты вступаешь в сферу, в область.., в область – вернее сказать, которая тебе очень родная и которая очень далекая. Ты переходишь за дверь и за тот порог, которые когда-то ушли немножко в другое измерение, простите, снова повторю это слово – в другое бытие… Туда можно попасть, безусловно, благодаря, кстати, гению Толстого, благодаря очень веселому, легкому, игривому, гораздо в меньшем масштабе, но, все-таки, вот такому живому и светлому гению Татьяны Андреевны – недаром она прототип Наташи Ростовой, – благодаря воспоминаниям людей, которые умели говорить на другом языке, чем мы. Бытие их было другое…
Входя туда, ты необходимо должен причесать свою душу. Входя туда, ты необходимо должен разобрать суету вокруг тебя и некоторое вокруг тебя упразднить, потому что это не войдет в то, иное бытие, в котором ты можешь наблюдать, как люди потрясающе искали и находили правду.
Мы не со всем можем согласиться, что тогда было, и что-то жизнь очень жестоко отменила и показала невозможность или неправильность каких-то мыслей, или решений. Но что жизнь не отменит никогда – это… то невероятно чистое сердце, с которым люди смотрели друг на друга. Тот невероятный, глобальный, моральный запрос к себе самим, то беспощадное суждение всего дрянного, что в нас есть, что есть, прежде всего в тебе самом. И тот восторг, перед казалось бы, совсем маленькими, совсем в нашем мире вообще незначительными, чаще всего не замечаем, мелкие детали, которые на самом деле, делают человека прекрасным, когда он совершает добрый поступок, когда он умеет пожалеть, когда он умеет помочь и, при всем, при этом, нисколько, даже ни на йоту, даже ни на маленькую каплю не унизить другого человека, оставив его человеческий идеал не только не замутненным, не только не оскорбленным, не обиженным, но даже возвышенным.
Когда-то наши соотечественники умели это делать, умели делать это просто. Это то, что мы утратили сейчас, даже самые лучшие из нас.
Мы осуждаем очень быстро – это вообще у нас стало нормой нашей жизни, простите, что я читаю лекцию, но, в общем-то я постараюсь быть не таким суровым, да я и не смогу быть таким разумным, как Лев Николаевич.
Но, все-таки, я за те две недели прочел столько прекрасных трудов и мыслей Толстого, что в некотором роде даже мои мозги начали слегка подстраиваться под манеру мыслить, во всяком случае, что-то вспомнили из того, что еще даже когда-то давно, с чем они встретились в школе, с чем встретились в театральном институте… Мне повезло читать много Толстого в юности.
Я думаю, что мы, наверное, прежде всего, должны перестать судить своего ближнего. Как это трудно сделать… Но если мы этого не сделаем, сгорим мы и все вокруг нас, потому что ничего не стоит этот мир без любви, а любовь проявляется бесконечно просто: она проявляется в первую очередь, уважением одного человека к другому.
Где это у нас сейчас?..
Пошло бранить телевидение, пошло говорить о политике, пошло говорить о Государственной Думе – а, собственно говоря, не пошло начинать еще с первой Государственной Думы, с начала девятисотых годов, но! посмотрите: в политику, в экономику, в искусство – особенно представленческое – приходят люди не с других планет. Их к нам не заселяют враги, они не вырастают из земли, как грибы – это все мы с вами.
Мы с вами приходим в политику, в бизнес, в культуру. И мы приходим туда, как ни страшно, чаще всего взяв с собой не Толстого, Некрасова, Пушкина, Достоевского, Лермонтова, а взяв с собой свои амбиции, взяв с собой беспощадное осуждение близкого и даже не близкого, даже не очень близкого и совершенно забыв самое критичное к себе отношение. Совершенно забыв о том, что и мы все, каждый из нас, можем быть счастливы только тогда, если мы живем для дру-го-го. Для Любви и для Вечности – чего я от всего сердца желаю и себе, и вам.
Спасибо!
(Программа и фотографии (выложены произвольно) от Нины Корначевой, за что ей огромное спасибо! Надежде за помощь в "узнавании" некоторых муз. произведений )
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 15 Сен 2018, 18:14 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7149
Статус: Offline
| Который уже день хожу под впечатлением от последней программы, которую Олег исполнил в Ясной Поляне – ну никак не выходит она из головы, до того сильны впечатления…
Три премьерных программы проекта «Русскому гению», которые Олег показал этим летом в музеях-заповедниках – и каждая из них заслуженно снискала огромный зрительских успех - насколько талантливо и замечательно они сделаны...
Но если пушкинская уже изначально была обречена на успех: ведь для Олега, как мне думается, не составляло большого труда сделать эту программу, настолько он в материале и пушкинские романсы в его исполнении до того изумительны, что мы ими до сих пор наслушаться не можем… А кроме того, Олег обладает довольно редким качеством – только одним своим присутствием, без всяких дополнительных средств, создавать на сцене атмосферу того времени, в котором жили и творили авторы произведений, которые он исполняет. Эффект, конечно, поразительный и завораживающий: он начинает петь и временные рамки словно раздвигаются и ты попадаешь в совершенно другое пространство и время… И как же хочется подольше там оставаться... И кто из нас не испытывал это на себе?.. А тем более, когда программа еще и исполнялась в Пушкинских Горах – могу себе представить, насколько это было великолепно…
Что касается двух других, то тут тем для размышлений хоть отбавляй, что, собственно говоря, и происходит…
Олег не просто поразил ими: это уже совершенно другой взгляд на него, другое понимание и восприятие, если хотите, новое открытие… Такого вот Олега я еще не видела, не знала… И это, как мне кажется, настоящий прорыв в его творчестве. И я бы еще добавила, победный прорыв…
Ведь мы по большей части привыкли видеть его в концертных программах, а тут литературно/поэтически-музыкальные, где он и автор-исполнитель, и режиссер. И великий труженик.
Сколько же надо было проштудировать материала, продумать, скомпоновать, добавить поэтическую часть, тщательно все выверить и оформить так, чтобы программы воспринимались цельными и органичными, а не просто набором романсов и стихов. Титанический труд на фоне его беспрырывных гастролей. Но зато каков результат!!!
Ни одного узелка, ни одной шероховатости – настолько все представлено с большим вкусом и знанием дела. Возможно, в процессе исполнения еще что-то и подкорректируется, но это уже детали… Главное – Олег все больше и больше заявляет о себе еще и как состоявшийся режиссер. И это здорово!
На днях, слушая одну из недавних его программ, я поймала себя на мысли, что параллельно вспоминаю его авторские программы «Романтики романса» - и, как мне кажется, истоки нынешних идут оттуда… Все зарождалось уже тогда…
И еще позволю себе немного пофантазировать.
Конечно, не может быть, чтобы эти программы исполнялись разово, наверняка какие-то фрагменты из них будут вынесены на городские концертные площадки, но кто его знает, может где-то и полностью?..
И уж совсем полет фантазии: эх, вот если бы они прозвучали еще и в пушкинском, тургеневском и на Пречистенке у Толстого, - Москва бы валом валила в эти музеи… Ведь там соответствующая аура, атмосфера, где они смотрелись бы более органично, чем в обычных концертных залах…
Олег, еще раз примите самые искренние поздравления с большим успехом Вашего проекта и огромное спасибо за доставленное удовольствие!
|
|
| |