30.07. 2023. Музей-заповедник "Тарханы"
|
|
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 02 Авг 2023, 18:48 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДАРОК ТАРХАНАМ 30 июля Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» отметил 84 день рождения. Настоящим подарком для сотрудников музея и его посетителей стал спектакль «Золотой век. Вариации. Лермонтов», организованный РОСКОНЦЕРТом при содействии Минкультуры РФ. Проект Народного артиста России Олега Погудина «Русскому гению» представляет собой цикл литературно-музыкальных вечеров. Две его части, посвященные А.С. Пушкину и И.С. Тургеневу, были показаны этим летом в Царском Селе и Спасском-Лутовинове. «Тарханам» выпала честь принимать концерт 30 июля, в день своего рождения.
Второй раз в это лето сцена Зеленого театра собрала любителей русской классики и ценителей высокого искусства. Предваряя спектакль, директор музея Ю.В. Печникова поздравила всех причастных к празднику:«Тарханы» являются тем музеем, который организован по инициативе почитателей творчества М.Ю. Лермонтова. Это их многочисленные просьбы и предложения создать музей в Тарханах были направлены в разные инстанции, и 30 июля 1939 г. он был открыт. В том далеком 1939-ом на открытии присутствовало свыше 2-х тыс. человек, и эта новость появилась в вечерних «Московских ведомостях». С этого начинается история музея, с этого начинается его непростой путь. Многое было пережито, но именно это и позволяет нам сегодня с гордостью говорить о том, чего достигли «Тарханы». Это особо ценный объект федерального значения, это место, которое ежегодно посещают сотни тысяч поклонников великого поэта. От имени коллектива музея Юлия Викторовна поблагодарила всех, кто когда-либо имел отношение к «Тарханам», его сегодняшних сотрудников. Особые слова благодарности и признательности она адресовала президенту музея Т.М. Мельниковой, человеку, который на протяжении десятков лет вел музей к новым победам.
А затем сцена перешла во владение большого друга музея-заповедника, певца, выдающегося исполнителя камерной музыки, лауреата многочисленных премий О.Е. Погудина. Перед зрителями развернулось захватывающее действо. Дивные романсы и арии, восхитительные балетные миниатюры. Все это естественным образом, но при этом очень искусно скрепляло великое русское слово, главным образом – слово М.Ю. Лермонтова. И все находило живой отклик в сердцах и душах многочисленных зрителей.
ВАРИАЦИИ. ЛЕРМОНТОВ
Программа спектакля Аккомпанемент:
• Михаил Радюкевич – гитара • Алексей Баев – скрипка • Роман Тентлер – контрабас • Олег Гулевский – баян • Андрей Иванов – виолончель • Елена Молотилова – домра малая • Ирина Козырева – домра альтовая
1. «И скучно, и грустно» - муз. А.Гурилева «Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — Такая пустая и глупая шутка…» «И скучно и грустно»
«Пишу вам в очень тревожную минуту…» (Д.М.)
- Во времена Пушкина и Лермонтова в свете чаще всего говорили на языке французском. Эпистолярное же общение, в особенности, с дамами, было возможно исключительно по-французски. (А.Иванов)
О.П. по-французски… Д.М. на русском: «Пишу вам в очень тревожную минуту. …Получив ваше второе письмо я нахожу в нем теперь утешение. Назвать вам всех, у кого я бываю? У самого себя: вот у кого я бываю с наибольшим удовольствием. Я видел образчики здешнего общества: дам очень любезных, кавалеров очень воспитанных - все вместе они на меня производят впечатление французского сада, и не пространного и не сложного, но в котором можно заблудиться в первый же раз, так как хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями». (Из письма Лермонтова М.А. Лопухиной. 28 августа 1832. С-Петербург)
О.П. по-французски… 2. «Утес» («Ночевала тучка золотая») - муз. М.Балакирева
«Хладнокровно, Еще не целя, два врага Походкой твердой, тихо, ровно Четыре перешли шага… (Д.М) Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать… (О.П.) Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить… (Д.М.) но как раз Онегин выстрелил... Пробили Часы урочные… (О.П.) Поэт Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку И падает. Туманный взор Изображает смерть, не муку. Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая (Д.М.) Мгновенным холодом облит, Онегин к юноше спешит, Глядит, зовет его... напрасно: Его уж нет. (О.П.) Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре, Потух огонь на алтаре!.. » Д.М.) Потух огонь на алтаре!.. (О.П.) (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Глава VI, строфы XXX, XXXI)
«Погиб поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. (Д.М.) Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! (О.П.) Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! (Д.М.) Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? (О.П.) Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. (Д.М.)
Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: (О.П.) Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. (Д.М.) И что за диво?… издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; (О.П.) Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; (Д.М.) Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. (О.П.)
И он убит - и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, (Д.М.) Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. (О.П.)
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? (Д.М.) Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (О.П.)
И прежний сняв венок - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; (Д.М.) Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он - с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. (О.П.) Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. (Д.М.)
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! (О.П.) Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда - всё молчи!.. (Д.М.) Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. (О.П) Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!» (Д.М.) (М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта» 1837)
«Около того же времени умер Пушкин; Лермонтов вознегодовал, как и все молодое в России, против той недоброй (mauvaise) партии нашего общества, которая восстанавливала друг против друга двух противников. (Е.Корабельникова) Лермонтов написал посредственное, но жгучее стихотворение, в котором он обращался прямо к императору, требуя мщения. При всеобщем возбуждении умов этот поступок, столь натуральный для молодого человека, был перетолкован. Новый поэт, выступивший в защиту умершего поэта, был посажен под арест на гауптвахту, а затем переведен в полк на Кавказ. (Ю.Стожарова) Эта катастрофа, столь оплакиваемая друзьями Лермонтова, обратилась в значительной степени в его пользу: оторванный от пустоты петербургской жизни, поставленный в присутствие строгих обязанностей и постоянной опасности, перенесенный на театр постоянной войны, в незнакомую страну, прекрасную до великолепия, вынужденный, наконец, сосредоточиться на самом себе, поэт мгновенно вырос, и талант его мощно развернулся». (Е.К.) (Из письма Е.П. Ростопчиной к А.Дюма. 15 августа/10 сентября 1858.)
3. «Песня» («Желтый лист о стебель бьется») - муз.М.Балакирева
«Я к вам пишу случайно; право Не знаю как и для чего. Я потерял уж это право. И что скажу вам? - ничего! Что помню вас? - но, Боже правый, Вы это знаете давно; И вам, конечно, все равно.. (Д.М.)
4. «Портрет» - муз. А.Спиро
И знать вам также нету нужды, Где я? что я? в какой глуши? Душою мы друг другу чужды, Да вряд ли есть родство души. Страницы прошлого читая, Их по порядку разбирая Теперь остынувшим умом, Разуверяюсь я во всем. (Д.М.)
5.«Еврейская мелодия» - муз. В.Абазы
Смешно же сердцем лицемерить Перед собою столько лет; Добро б еще морочить свет! Да и при том что пользы верить Тому, чего уж больше нет?..
Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; Но я вас помню - да и точно, Я вас никак забыть не мог! (Д.М.)
6. «Слышу ли голос твой» - муз. М.Глинки
Я вас никак забыть не мог! Во-первых потому, что много, И долго, долго вас любил, Потом страданьем и тревогой За дни блаженства заплатил; Потом в раскаяньи бесплодном Влачил я цепь тяжелых лет; И размышлением холодным Убил последний жизни цвет. С людьми сближаясь осторожно, Забыл я шум младых проказ, Любовь, поэзию,- но вас Забыть мне было невозможно.(Д.М.)
7. «Нищий» - муз. С.Донаурова
Я вас никак забыть не мог! И к мысли этой я привык, Мой крест несу я без роптанья: То иль другое наказанье? Не все ль одно. Я жизнь постиг; Судьбе как турок иль татарин За все я ровно благодарен; У Бога счастья не прошу И молча зло переношу.» (Д.М.) М.Ю. Лермонтов «Валерик»
8. «Нет,не тебя так пылко я люблю» - муз. Н.Титова
«У графа В... был муз. вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приема; среди гостей мелькало несколько литераторов и ученых; (Е.К.) две или три модные красавицы; несколько барышень и старушек и один гвардейский офицер. ..Все шло своим чередом; было ни скучно, ни весело.(Д.М.) - Здравствуйте, мсье Лугин. Я устала... скажите что-нибудь! Скучно, - вы видите, я с вами не церемонюсь! (Ю.С.) - И у меня сплин! (О.П.) - Призовите доктора. - Доктора не помогут - это сплин! - Влюбитесь! - В кого? - Хоть в меня! - В вас? Нет! вам даже кокетничать со мною было бы неинтересно, - и потом, скажу вам откровенно, ни одна женщина не может меня любить. …Я дурен - следовательно, ни одна женщина меня любить не может. …К моей страсти всегда примешивалось немного злости и все это грустно - а правда!.. - Какой вздор! Куда вы? - Прощайте. .- Еще рано.
9. «Прощай!» - муз. А.Тьебо
- Знаете ли, что я начинаю сходить с ума? - Право? - Кроме шуток. Вам это можно сказать, вы надо мною не будете смеяться. - У вас кровь приливает к голове и в ушах звенит. - Нет, нет. Научите,как мне избавиться? - Самое лучшее средство, - идти и, возвратясь домой, ложится спать, потому что... Да, вы в самом деле нездоровы!... - Вы правы, я непременно пойду». (М.Ю. Лермонтов, отрывок из романа «Штосс». 1841)
М.Глинка. Вальс-фантазия Ю.С. по-французски…
«Прощайте же, прощайте! Я не совсем здоров. Счастливый сон, божественный сон испортил мне весь день... Не могу ни говорить, ни читать, ни писать. Удивительная вещь - сны! - изнанка жизни, которая подчас приятнее действительности! Я ведь не разделяю мнения тех, кто говорит, будто жизнь будто сон; я очень сильно чувствую ее реальность, ее завлекающую пустоту!.. (Д.М.) ее завлекающую пустоту!...(О.П.) ее завлекающую пустоту!... (Д.М.) (Из письма Лермонтова к М.А.Лопухиной. 4 августа 1833. С-Петербург)
«Выхожу один я на дорогу...» (Д.М.) «Выхожу один я на дорогу...» (Е.К.) Ю.С .читает по-французски…
10.«Выхожу один я на дорогу» - муз. Е.Шашиной Е.К. исполняет куплет этого романса на фр. яз.
«Ma chère Alexandrine, Простите, же ву при, За мой армейский чин Всё, что je vous écris; Меж тем, же ву засюр, Ich wünsche счастья вам, Surtout beaucoupd’amour, Quand vous serez Мадам».(Д.М.)
Перевод: «Моя милая Александрина, простите, я вас прошу, за мой армейский чин всё, что я вам пишу. – Меж тем, я вас уверяю, я желаю счастья вам, а главное много любви, когда вы будете Мадам». (Д.М.) (Письмо Лермонтова А.А.Углицкой) Особенно любви, как станете Мадам. (Е.К.)
Примечание: «За мой армейский чин» - в апреле 1840 г. Лермонтов был переведен из лейб-гвардии гусарского полка в армейский Тенгинский пехотный полк .«Когда вы будете Мадам» - в апреле 1841 г. А.А. Углицкая вышла замуж за К.И. Альбрехта. Стих. впервые опубликовано в 1922 г. в альманахе «Радуга». Написано в альбом А.А. Углицкой либо между 13 апреля - началом мая 1840 г., либо, что более вероятно, весной 1841 г., во время последнего приезда Лермонтова в Петербург. Александра Александровна Углицкая - родственница поэта со стороны матери.
худ. Э. Морозов
«Созрев рано, как и всесовременное ему поколение, он уже мечтал о жизни, не зная о ней ничего, и таким образом теория повредила практике. (Е.К.) Ему не достались в удел ни прелести, ни радости юношества; одно обстоятельство, уже с той поры, повлияло на его характер и продолжало иметь печальное и значительное влияние на всю его будущность.(Ю.С). Он был дурен собой, и эта некрасивость, уступившая впоследствии силе выражения, почти исчезнувшая, когда гениальность преобразила простые черты его лица, была поразительна в его самые юные годы. (Е.К.) Она-то и решила его образ мыслей, вкусы и характер молодого человека, с пылким умом и неограниченным честолюбием». (Ю.С.) (Из письма Е.П.Ростопчиной к А.Дюма. 15 авуста/10 сентября 1858.)
«…Я поставил себе целью погрести вас под грудой своих писем и стихов; это не очень дружественно и даже не человеколюбиво, но каждый должен следовать своему предназначению. Вот еще стихи, которые я написал на берегу моря…» (Д.М.) Из письма Лермонтова М.А.Лопухиной. 4 августа 1833. Петербург
Е.К. читает по французски…
«Опять явилось вдохновенье Душе безжизненной моей И превращает в песнопенье Тоску, развалину страстей. Так, посреди чужих степей, Подруг заботливых не зная, Прекрасный путник, птичка рая Сидит на дереве пустом, Блестя лазоревым крылом; Пускай кругом бушует вьюга... Она поет лишь об одном, Она поет о солнце юга!..
И мой рассказ, то буйный, то печальный, Я вздумал перенесть на север дальный: Пусть будет странен в нашем он краю, Как слышал, так его передаю! Я не хочу, незнаемый толпою, Чтобы как тайна он погиб со мною; Пускай ему не внемлют, до конца Я допою! Кто с гордою душою Родился, тот не требует венца; Любовь и песни - вот вся жизнь певца; Без них она пуста, темна, уныла, Как небеса без туч и без светила!..» (О.П.) М.Ю. Лермонтов «Измаил-Бей»
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 02 Авг 2023, 19:52 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
|
12. «Горные вершины» - муз.А.Варламова
«То было грозное молчанье, Не долго длилося оно, Но [в] этом странном ожиданье Забилось сердце не одно. Вдруг залп… глядим: лежат рядами, Что нужды? здешние полки Народ испытанный… В штыки, Дружнее! раздалось за нами. Кровь загорелася в груди! Все офицеры впереди… Верхом помчался на завалы Кто не успел спрыгнуть с коня… Ура - и смолкло.- Вон кинжалы, В приклады! - и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть… (И зной и битва утомили Меня), но мутная волна Была тепла, была красна.» (Д.М.) «Валерик»
13. «Молитва» («Я, Матерь Божия…») - муз. А.Варламова Инструментальная пьеса 14. «Мне грустно» - муз. А.Даргомыжского
«Полюбуйтесь же вы, дети, Как в сердечной простоте Длинный Фирс играет в эти, Те, те, те и те, те, те. (Ю.С.) Черноокая Россети В самовластной красоте Все сердца пленила эти, Те, те, те и те, те, те. (Е.К.) О, какие же здесь сети Рок нам стелет в темноте: Рифмы, деньги, дамы эти, Те,те, те и те, те, те.(Д.М.) А.С. Пушкин
Примечание: Стихи разъясняются со слов С.Г. Голицына: он начал игру в карты с человеком, проигравшим ему накануне и оставшимся у него в долгу. Тот отвел Голицына в сторону и спросил: «Да ты на какие деньги играешь? На эти или на те?» Под этими он разумел ставку нынешнего вечера, а под теми свой долг. Голицын ответил ему: «Это все равно: и на эти и на те, и на те, те,те». Игра продолжалась, но Пушкин слышал ответ Голицына; те, те, те его очень забавляло, и он шутя написал стихи: «Полюбуйтесь же вы, дети…» (М.Лонгинов, Анекдот о Пушкине. «Библиографические записки», 1858.
А.О. Смирновой
«В простосердечии невежды Короче знать вас я желал Но эти сладкие надежды Теперь я вовсе потерял. (Ю.С.) Без вас - хочу сказать вам много, При вас - я слушать вас хочу; Но молча вы глядите строго, И я, в смущении, молчу! (Е.К.) Что ж делать? - речью безыскусной Ваш ум занять мне не дано... Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. (Д.М.) Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно». (Все вместе) М.Ю. Лермонтов
15. «Оправдание» («Когда одни воспоминанья…») - муз. А.Гурилева
Михаилу Юрьевичу Лермонтову
«Tu lascerai ogni cosa diletta Piu caramente». Dante. «Divina Commedia» О.П)
Перевод: «Ты бросишь все, столько нежно любимое». Данте «Божественная комедия» (Е.К.)
«Есть длинный, скучный, трудный путь... К горам ведет он, в край далекий; Там сердцу в скорби одинокой Нет где пристать, где отдохнуть!
Там к жизни дикой, к жизни странной Поэт наш должен привыкать И песнь и думу забывать Под шум войны, в тревоге бранной!
Там блеск штыков и звук мечей Ему заменят вдохновенье, Любви и света обольщенья И мирный круг его друзей.
Ему - поклоннику живом уИ богомольцу красоты - Там нет кумира для мечты, В отраду сердцу молодому!
Ни женский взор, ни женский ум Его лелеять там не станут; Без счастья дни его увянут... Он будет мрачен и угрюм!» (Е.К.) (Е.П. Ростопчина «На дорогу!» 2 марта 1841. Петербург)
16. «Сон» - муз. М.Балакирева
«Пишу мало, читаю не больше; мой роман становится произведением, полным отчаяния; я рылся в своей душе, желая извлечь из нее все, что способно обратиться в ненависть; и все это я беспорядочно излил на бумагу - вы бы меня пожалели, читая его…» (Д.М.) (Из письма Лермонтова М.А. Лопухиной. 28 августа 1832. С-Петербург) О.П прежде прочел отрывок из письма на фр.яз.
А.Хачатурян. Вальс из музыки кдраме М.Ю.Лермонтова "Маскарад"
«Уже затихло все; тела Стащили в кучу; кровь текла Струею дымной по каменьям, Ее тяжелым испареньем Был полон воздух. Генерал Сидел в тени на барабане И донесенья принимал. Окрестный лес, как бы в тумане, Синел в дыму пороховом. А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы - и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с мукой тайной и сердечной Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем?
Галуб прервал мое молчанье, Ударив по плечу; он был Кунак мой: я его спросил, Как месту этому названье? Он отвечал мне: Валерик, А перевесть на ваш язык, Так будет речка смерти: верно, Дано старинными людьми. - А сколько их дралось примерно Сегодня? - Тысяч до семи. - А много ль горцы потеряли? - Как знать?- зачем вы не считали! Да! будет, кто-то тут сказал, Им в память этот день кровавый! Чеченец посмотрел лукаво И головою покачал». (О.П.)
Е.К. поет «Казачью колыбельную» на фр. яз. 17. «Казачья колыбельная» – муз. А.Варламова
«Но я боюся вам наскучить, В забавах света вам смешны Тревоги дикие войны; Свой ум вы не привыкли мучить Тяжелой думой о конце; На вашем молодом лице Следов заботы и печали Не отыскать, и вы едва ли Вблизи когда-нибудь видали, Как умирают. Дай вам Бог И не видать: иных тревог Довольно есть. В самозабвеньи Не лучше ль кончить жизни путь? И беспробудным сном заснуть С мечтой о близком пробужденьи?
Теперь прощайте: если вас Мой безыскусственный рассказ Развеселит, займет хоть малость, Я буду счастлив. А не так?— Простите мне его как шалость И тихо молвите: чудак!».. (Д.М.) «Валерик»
18. «Ангел» - муз. А.Варламова
Т.М. Мельникова: «Олег Евгеньевич! Мы в Тарханах знаем Вас, как замечательного, талантливого, великого, можно сказать, певца, которого знает вся Россия и за рубежом тоже. И для нас совершенно неожиданным был вот этот спектакль. Это очень трудная вещь. Это вещь чрезвычайно богатая и по смыслу, и по собранным там произведениям. Но я должна сказать, что Вам удалось нас, все-таки, перенести в лермонтовское время. Это речь на двух языках, эти танцы, эти движения и манера вести себя… Это музыка, - не всегда XIX в., но подобранная из современных материалов, очень отвечающая лермонтовскому времени и, конечно, - это стихи Лермонтова. Это – его слово. Оно создавало всякий раз не просто атмосферу времени, оно создавало дух нашего времени. Особенно под конец. Считаю, что мы все были тронуты, все поняли вот эту заключительную часть. Спасибо Вам большое! Конечно, Вам будет трудно с этим спектаклем еще ездить, но помните – Ваш спектакль создает эпоху, возрождает эпоху, показывает нам эпоху в которой жил Лермонтов, а без этого Лермонтова понять невозможно. Спасибо Вам!»
Олег Погудин: «Это наше признание в любви к «Тарханам»! Лермонтов бесконечно дорог для меня и для многих тем, что его стихи, его слово – это сплошная музыка! Работая над спектаклем, мы просто поражались сочетаниям звуков, которых «заменить не могли… скучные песни земли». Он писал свои стихи, да, пожалуй, и прозу, как музыку. И в этом смысле соединение слова и музыки совершенно невероятное. Для актера и для певца это то самое живое поле, на котором ты произрастаешь, эта живая вода, которая насыщает тебя восторгом и жизнью одновременно. В «Тархана», наверное, можно более всего почувствовать Лермонтова. В Пятигорске счастье встречи с поэтом короткое, как выстрел, а здесь ты соприкасаешься со счастьем, которое все же было в жизни поэта. Здесь рождалось то, что мы сейчас называем лермонтовским языком, без которого наша жизнь невозможна, без которого невозможна не только история нашего Отечества, но и его перспективы, его будущность… Человек, проживший всего 26 лет на этой земле, принес на нее звуки небес и эти звуки на русском языке, на нашем родном языке прозвучали так, что до сих пор освещают нашу жизнь. ногим больше десяти лет мы приезжаем в «Тарханы», для нас это совершенно необходимый фундамент, и я хочу от всего сердца поблагодарить всех, кто сохраняет это прекрасное место. Пусть здесь всегда живет поэтический дух!»
Олег Евгеньевич представил участников спектакля.. Донести до современного слушателя лучшие образцы русской вокальной камерной лирики, привлечь внимание широкой публики, в том числе молодежи к неисчерпаемым богатствам отечественной поэзии, попытаться преодолеть время и приблизить к нам давно ушедшую, но такую пленительную эпоху… Поистине благородные цели ставит перед собой и артистами своего Театра Романса Олег Погудин. И, как показывают выступления в лит. музеях страны, значительно преуспевает в их достижении. https://tarhany.ru/events/news/1424 http://lermontov.info/pisma_lermontova/lopuhinoy_ru.shtml http://lermontov-lit.ru/lermontov/vospominaniya/vospominaniya-76.htm https://ilibrary.ru/text/1150/p.1/index.html http://lermontov.info/pisma_lermontova/lopuhinoy2_ru.shtml https://www.culture.ru/poems/37204/a-a-uglickoi-ma-chere-alexandrine https://ru.wikisource.org/wiki/Полюбуйтесь_же_вы,_дети_(Пушкин) http://russian-poetry.ru/PrintPoem.php?PoemId=7108
В «ТАРХАНАХ» ОТМЕТИЛИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Музею-заповеднику «Тарханы» исполнилось 84 года. В праздничный день на его территории организовали работу интерактивных площадок, чтобы специалисты рассказали посетителям о прошлом, познакомили посетителей с эпохой Лермонтова. Специальный гость праздника – Народный артист России Олег Погудин. В Зеленом театре он представил спектакль о поэте. Полную версию эксклюзивного интервью смотрите в субботу, 5 августа, в программе «События. Итоги недели».
https://vk.com/search?....3_65496
Из ВК: Алла Тархова: Тарханы, любимые Тарханы!!! Для меня место магическое, знаковое, важное. День рождение музея - заповедника "Тарханы" потрясли своей чистой, красотой и потрясающей премьерой Народного артиста России- Олега Погудина! Браво!!! Это был щедрый подарок музею в день рождение! Зрители услышали сложнейшую программу, в которой звучали романсы на стихи Лермонтова и его тончайшая и глубокая поэзия. Олег Погудин- явление нашей российской культуры!!! Браво!!! Я в восторге! Счастлива, что побывала вновь в Тарханах, поклонилась гениальному М.Ю. Лермонтову, попела лермонтовские песни, подышала тарханским чистым воздухом и насладилась красотой Тархан. С днём рождения дорогой музей!!!
фото Сергея Пономарева
Сергей Сорокин: В музее-заповеднике «Тарханы» состоялось большое событие – концерт-спектакль «Золотой век. Вариации. Лермонтов», который представил вниманию зрителей Народный артист России Олег Погудин. Это подарок большого артиста музею ко дню его рождения. В Зеленом театре собрались поклонники творчества М.Лермонтова и О.Погудина. Полтора часа концерта пролетели, как один миг. Очень рад, что смог посетить это мероприятие.
Елена Сергеева: Уникальное место! Огромное спасибо Олегу Погудина за открытие Тархан. Это надо осмыслить и возвращаться вновь и вновь в гости к М.Ю. Лермонтову.... 30 июля 2023 г., уникальная премьера концерта-спектакля "Золотой век. Лермонтов". Олег Погудин. В месте духовной силы, где каждой клеточкой ощущаешь незримое присутствие гения слова - М.Ю. Лермонтова...
Старинный парк с мощёными тропинками вдоль кромки воды серии прудов, в которых удивительным образом зеркально отражается лес с двухсотлетними дубами, соснами, платанами. Тайной беседкой для свиданий. Тёмными аллеями, ведущими к церкви Марии Египетской, построенном бабушкой поэта после его трагической гибели. Сосновыми и липовыми аллеями летом источающими благоухание и прохладу. Гостеприимный барский дом с экспозицией личных вещей поэта, душевными рассказами экскурсовода, влюблённой, как и я теперь, в "Тарханы". Крестьянским миром, сохранившимся в "Людской избе" и "Доме ключника". Ласковыми лошадками из конюшни возле "Мельницы", покормив которых свежей морковкой гладила по морде, восторгаясь совершенством их чудесных форм. Звёздным небом и полной, сияющей Луной во дворе создающими атмосферу одинокой ночи, в которой часто пребывал Михаил Юрьевич, написав знаменитое "Выхожу один я на дорогу" и ночной дорогой в главное здание гостиницы без звёзд погладить свои платья... Всё здесь обладало особым шармом. А после концерта-спектакля Олега Евгеньевича приобрело фантастическую ауру, простите за это банальное слово, ибо его творчество бесценно и переживёт всех нас, радуя потомков совершенством голоса и звука!
Мы все прибыли утром московским поездом, погода была ветреной со свинцовым глазом тяжелых туч вот-вот готовых пролиться. Музыканты с Олегом Евгеньевичем сразу с поезда отправились на репетицию. То и дело накрапывал дождь и погода не передвищала летней жары. За три часа репетиции мы успели осмотреть местность и поплясать кадрили и попеть хором с коллективом под гармонь в русской народной одежде. Был подготовлен фольклорный подарок самым преданным почитателям музея-заповедника и тем, кто приехал на премьеру концерта-спектакля О.Е. Погудина.
Занять первые ряды у нас не получилось, ибо путь к лавкам Зелёного театра преграждали охранники. Начитавшись негативных отзывов на наших форумах и в интернете об этом месте, я на цыпочках старалась не ступать по газонам, озираясь и обходя удобные пути следования к мемориальным местам. В 13.30 музыканты и артисты всё-таки завершили репетицию и мы зашли занять лавки. Оказалось, что здесь они были разной высоты, однако, никакого удобства после песнопений Олега Евгеньевича никому не было нужно. Он обладает особой магией проникать прямо в сердце каждого слушателя и оставляет в нём небесный свет...
Поздравление музею-заповеднику Тарханы. Монологи Т.М. Мельниковой и Олега Погудина.
Елена Пахотищева:
Тарханы. "Тучки небесные, вечные странники" с самого приезда в усадьбу, то нависали, то разлетались над нами, но дождь так и не решился войти в ткань спектакля, созданного Олегом Погудиным совместно со своими коллегами. И спектакль состоялся , овеваемый озорным, летним ветром, подгонявшим красивые белоснежные облака, чтобы открыть солнце, уносящим от музыкантов, то нотные листы, то листы записных книжек героев спектакля, что напоминало об усадебной жизни происходящего. На фоне живых декораций, места, где юный Лермонтов был по настоящему счастлив, под опекой любящей бабушки, было очень приятно услышать стихи, песни, письма созданные гениальным обитателем этих мест, больше двухсот лет назад и до сих пор, не потерявшими своего значения и соединенные артистами в красивейший узор представления на сцене в Тарханах.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 03 Авг 2023, 10:33 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Министерство культуры и туризма
Наталья Красюкова: "Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей". К.С. Станиславский
С Премьерой и с закрытием сезона, мой любимый ТРОП! Вдохновения, новых творческих высот и процветания! Спасибо за счастье и радость быть вашим зрителем! Спасибо за "Золотой век" в Тарханах! Когда попадаешь в сети этого очарования, хочется остаться его пленником навсегда!
Олег Погудин:
«Золотой век» в Тарханах. Михаил Юрьевич был к нам явно благосклонен! Холодный ветер и тяжёлые тучи с редкими каплями дождя во время прогона не предвещали особо комфортных условий работы, но солнце появилось уже в самом начале спектакля, а в процессе работы и вовсе стало тепло и необыкновенно красиво; облака всевозможных форм и цветов создали декорации поистине великолепные . Подробный отчёт на днях. А пока театр ТРОП завершил сезон прекрасной премьерой в чудеснейшем месте!!!
Для нашего театра спектакль «Лермонтов» - третья премьера за полгода его существования! И «Лермонтов», как и «Ар-деко», уже в репертуаре и даже афише ТРОПа! Рассказать спектакль невозможно, а вот показать его мы планируем ( в несколько отредактированном специально для сценической жизни в пространстве театра виде) 12 октября, в преддверии празднования дня рождения Михаила Юрьевича, в ТЕАКАМе Добро пожаловать!
https://vk.com/id710438937?w=wall710438937_617%2Fall https://vk.com/id710438937?w=wall710438937_618%2Fall https://vk.com/id710438937?w=wall710438937_619%2Fall
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 10 Авг 2023, 17:39 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7146
Статус: Offline
| Наталия Красюкова: "Любовь и песни – вот вся жизнь певца; Без них она пуста, темна, уныла, Как небеса без туч и без светила!." <М.Лермонтов>
Концерт-спектакль Народного артиста России Олега Погудина "Золотой век. Вариации. Лермонтов", премьера которого состоялась 30 июля в Тарханах – прекрасном памятном месте, творческой колыбели М.Ю. Лермонтова – ещё одна моя нечаянная радость от живого соприкосновения с миром величайшего поэта, прозаика, художника, чьё наследие вечно и всегда актуально. Чуть больше недели прошло с премьеры спектакля, а эмоции от увиденного и услышанного не отпускают до сих пор...
В Тарханах действительно особый дух и свет, здесь прошла половина короткой жизни Лермонтова, формировалась его творческая натура; сюда, в родные места, вновь и вновь, в минуты радости, а чаще в минуты печали, он мысленно возвращался, вспоминая "высокий барский дом", "и пруд, обсаженный ветлами...". И, конечно, живое лермонтовское слово, воплощённое на сцене Театром Романса Олега Погудина, на Тарханской земле воспринималось по-особенному и слышалось звучнее.
Концерт-спектакль "Лермонтов" – филигранная постановка, волшебная и яркая мозаика, в которой из разных частей, на первый взгляд совершенно непохожих друг на друга и кажущихся несовместимыми, складывается образ поэта, гения слова, образ человека, в высшей степени самобытного и в высшей степени своеобразного, существовавшего и существующего вне времени, с романтическим принципом восприятия мира, который привлекал его своей двойственностью: несоответствием идеального реальному, бушующими страстями и недосказанностью, поисками совершенства, отказом от всего косного и "земного".
В спектакле есть всё: светотени и полутона, острые и тонкие переходы чувств, танец и музыка; здесь живой мир Лермонтова, мир его творений, вечные темы поэта и поэзии, судьбы, души человека. И даже "встреча" двух современников, двух поэтов – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Когда один за другим в спектакле звучат отрывок из "Евгения Онегина" и стихотворение "На смерть поэта", перед глазами словно "оживает" тот день, когда сотни людей разного состояния и возрастов идут и едут на набережную Мойки, к дому, где в жесточайших муках умирает великий русский поэт. И в эти часы, когда Пушкин прощается с друзьями, на Садовой ул. зарождается одно из самых пронзительных стихотворений, которые когда-либо были написаны в России. Лермонтов пишет взволнованную элегию (позже это стихотворение он назовет "На смерть поэта"), и образ из "Евгения Онегина" неотступно следует за его мыслями: "Младой певец нашёл безвременный конец!" – "Восстал он против мнений света, один как прежде… и убит!"
Эта сцена, которую не сыграли, а прожили в спектакле Олег Погудин и Даниил Можаев, – как блик от пламени свечи на тёмном портрете навсегда молодого поэта: Лермонтов тоже обречён, и его ожидает та же судьба и такая же гибель на поединке. Много ли знает наша история таких неизмеримых трагедий, вытекающих одна из другой, и таких "блистательных эстафет", когда одного гения сменяет другой... После спектакля захотелось вновь прочитать (не перечитать, а именно прочитать) и Пушкина, и Лермонтова, ведь классика имеет удивительную особенность: в каждый жизненный период она по-иному воспринимается, проявляясь новыми гранями и постоянно соприкасаясь с современностью.
Особое настроение придаёт и сама атмосфера постановки – с музыкой, отвечающей тому времени, с романсами и ариями, стихами и письмами, балетными миниатюрами, с изумительными по своей красоте костюмами, с совершенно удивительной природной пластикой всех актёров, с текстами на русском и французском языках (ибо "во времена Пушкина и Лермонтова в свете чаще всего говорили на языке французском..."). Перенося зрителя в лермонтовскую эпоху, в мир лермонтовских героев, которые неповторимы своей индивидуальностью – каждый со своими мыслями, чувствами, стремлениями и недостатками, спектакль словно стирает границы времени и ты сам как будто становишься частичкой этого действа. Неудивительно, что в Тарханах это ощущается с особой остротой, ведь "декорациями" к спектаклю здесь служат "детали" самой природы, которые звучат у Лермонтова: "сад, обсаженный рябиной", "тёмные аллеи", "куст роз на берегу пруда". И даже "голос ветра", который и "путник одинокий", и символ свободы, воли, счастья, жизненных невзгод и душевных переживаний поэта. И как не вспомнить строки, которые, казалось, невидимой нитью связуют две эпохи и два спектакля : "Слышишь, ветер поёт блаженный, то, что Лермонтов не допел…"
Концерт-спектакль "Золотой век". Вариации. Лермонтов", ставший незабываемым подарком Олега Погудина и его Театра Романса ко дню рождения музея-заповедника "Тарханы", навсегда останется в сердцах зрителей, которым посчастливилось приехать на этот чудесный праздник; он останется со всеми нами как самое дорогое, лучшее и доброе, ибо в нём навсегда – драгоценная частица великой России, которую сам Лермонтов любил сильно, пламенно и нежно.
Спасибо Вам, дорогой Олег Евгеньевич, и всей Вашей команде, единой по духу и по "творческой группе крови"(обаятельному и харизматичному актёру Д.Можаеву, прекрасным актрисам – ярким и вместе с тем утончённым и нежным – Е.Коробейниковой и Ю. Стожаровой, создавшим великолепные многогранные женские образы,
потрясающему балетмейстеру и хореографу Дм.Антипову и балерине Г.Гармаш – воздушной, эфемерной, словно парящей в иных сферах, великолепным музыкантам с фантастической энергией, заряжающей всех и каждого, за этот оазис красоты, музыки, поэзии и творчества, за волшебный мир лермонтовской эпохи! За уникальный спектакль, после которого ты действительно становишься другим, наполненным счастьем и радостью, обогащённым любовью (ибо нет на земле более благородного и мощного чувства, нежели это). Спасибо, дорогой Олег Погудин, за Ваш Театр, за его таинство, которое в наше время так необходимо человеку для очищения души (ведь "без души и без любви тут никак"), и для того, чтобы взглянуть вокруг себя и почувствовать, как огромный мир, в котором столько тяжёлого, сложного и мучительного, несмотря ни на что, удивителен и прекрасен. Низкий Вам за это поклон! https://vk.com/search?....49_3705
|
|
| |