[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Впечатления от концертов... » 22.11. 2023. Москва, театр Е.Камбуровой ("ЛЕРМОНТОВ. Я К ВАМ ПИШУ...")
22.11. 2023. Москва, театр Е.Камбуровой
Валентина_КочероваДата: Суббота, 25 Ноя 2023, 13:08 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6961
Статус: Offline


Аккомпанемент:
• Михаил Радюкевич – гитара
• Алексей Баев – скрипка
• Роман Тентлер – контрабас
• Олег Гулевский  – баян
• Андрей Иванов – виолончель
• Елена Молотилова – домра малая
• Ирина Козырева – домра альтовая

Действующие лица и исполнители:
• Олег Погудин - Лермонтов, Онегин, Лугин, Длинный Фирс (очень милый и любезный собеседник и приятный певец романсов и оперных арий), Демон, Ангел - в общем, Поэт.
• Данила Можаев - Лерма, Ленский, Граф В., Князь, Чудак, скорее Ангел, чем Демон - в общем, тоже Поэт.
• Юлия Стожарова - Ma chère Alexandrine, Минская, Нина, Черноокая Россети.
• Елена Коробейникова - Sophie, Баронесса, Маска, Dodo Ростопчина.
• Андрей Иванов - Капельмейстер, Николай I.

  

Из ВК:
Анжелика Зборовская:
22 ноября мне посчастливилось перенестись в прошлое. В самое начало царствования государя императора Николая I.
Каким-то непостижимым образом я оказалась в великосветской гостиной рядом с двумя очаровательными барышнями. Беленькой и темненькой (Ю.Стожарова и Е.Коробейникова). Они кокетничали, флиртовали, сплетничали, щебетали по-французски. И они знIали и упоминали поэта Лермонтова. А поэтов было два. Один - юный, порывистый, страстный, храбрый гусар (Д.Мажаев). И другой - глубокий, познавший восторг и горечь, любовь и отчаяние, зрелый и нежный (О.Погудин). На наших глазах рождались стихи, наполнялись музыкой. И звучал чудный голос. Голос Олега Погудина. Вокруг этого голоса разворачивается, кружится все действие. И вдруг понимаешь, что М.Ю. Лермонтов существует в этой реальности, он жив, он волнует душу и сердце. Он наполняет весь спектакль. И выходишь с такой бурей эмоций и чувств и ощущений. И живешь с ними дальше.
Все это спектакль "Лермонтов. Я к вам пишу" созданный О.Погудиным, артистами театра ТРОП и прекрасным инструментальным ансамблем. Это только малая часть всех ощущений. От них невозможно и не хочется избавляться. И непременно прийти и увидеть его снова.

Елена Быкова:
Театр Е.Камбуровой для меня начинался с «Мелодии рассвета» О.Погудина. Потом были песни Б.Окуджавы, зазвучавшие в его исполнении здесь же, на небольшой сцене, как-то особенно тепло и доверительно. И вот мой третий поход в ТЕАКАМ, на второй премьерный показ концерта-спектакля театра ТРОП «Лермонтов. Я к вам пишу... ».

Скажу честно, даже прочитав хорошие отзывы о первом спектакле, я была всё-таки настроена несколько скептически. Очень люблю лермонтовскую программу и мне казалось, что ничего дополнять и менять в ней просто нет необходимости. Лермонтовские строки гениальны, исполнение прекрасное. Всё и так представляет собой единое целое. Зачем спектакль? Зачем другие артисты?
Но даже если и были у меня какие-то сомнения, они развеялись буквально через несколько минут после того, как зазвучали первые строки арии Демона из одноимённой оперы А.Рубинштейна. Когда О.Погудин, Е.Коробейникова, Ю.Стожарова, Д.Можаев и музыканты заполнили небольшое пространство двухярусного зала ТЕАКАМа словами и музыкой, время словно повернуло вспять.

И оказалось совсем неважно, что ты давно уже знаешь и жизненный путь поэта, и строки его произведений. Здесь и сейчас все словно впервые – о любви и ревности, прощании и прощении, возвышенном и земном… Два часа – без антракта – длился этот театральный рассказ, в котором всё было очень талантливо. Ни один эпизод, ни одно движение, ни одна музыкальная фраза не выпадали из общей канвы повествования. Одним словом, на обратной стороне этого сценического полотна я не увидела ни единого «узелка».

Кроме того, вечер в Теакаме стал для меня вечером открытий. На сцене был О.Погудин - не только прекрасный певец, но и не менее прекрасный Артист. Я не говорю, что до этого в концертных программах он плохо справлялся со своими сценическими ролями. Нет. Но в тот вечер передо мной был все-таки совершенно другой О.Погудин - замечательный драматический актёр, талант которого очень ярко раскрылся именно в этой роли - роли Поэта.
Растопили и поразили моё зрительское сердце Е.Коробейникова, Ю.Стожарова, Д.Можаев. Они прожили жизни своих персонажей на одном дыхании, убедительно и талантливо. Продолжают по-новому раскрываться и наши любимые музыканты. В концертах-спектаклях они теперь не только "создают" музыкальную эпоху, но и исполняют небольшие роли.
На любом концерте, в любом спектакле у зрителей наверняка есть свои любимые романсы. В этот раз я особенно благодарна за "Казачью колыбельную", которая тронула до слез!
Спектакль "Лермонтов. Я к вам пишу... " прекрасно срежиссирован. И просто пронизан любовью к Поэту. Пусть у него будет долгая сценическая жизнь, ведь в этом мире любви много не бывает...

Dina Magomedova:
По разным причинам не смогла написать о своих впечатлениях от спектакля "Лермонтов" в постановке О.Погудина. Вот сделала скорее эскиз, чем полноценный отзыв. Ещё буду думать.
Год назад я писала о программе «Лермонтов» в Театре романса О.Погудина. О том, что самые важные темы в ней – темы одиночества, трагической неразделенной любви и столь же трагического существования человека среди жестокой, античеловеческой и бессмысленной войны. Писала и о роли сквозного для программы стихотворения «Валерик». Наконец, о приближении одинокого страдающего человека к Богу и его возможном спасении («Ангел», завершающий программу и в первой, и в последней редакции).
Можно было предположить, что программа «Лермонтов. Я к Вам пишу…» окажется вариацией предыдущей. Тем более, что уже в ее названии прозвучала первая строка из стихотворения «Валерик».
Но те, кто уже увидел новый спектакль (именно так!), могли убедиться, что перед нами совершенно новое целое. И облик Лермонтова куда сложнее и объемнее. И это уже не концерт, а настоящее театральное действо, с сюжетной логикой, с персонажами – и литературными, и пришедшими из лермонтовского жизнеописания.

Начать, наверное, нужно с театрального пространства. Большой зал в театре Е.Камбуровой двухъярусный. Нижний ярус – вровень со зрительным залом. Верхний – галерея, на которой расположились музыканты, оставив место и актерам. Так сразу задается ощутимое двоемирие. Мы можем понимать его как противопоставление земного и небесного, материального и мистического. В романтическом мире Лермонтова и его современники, и в особенности – поэты и художники Серебряного века, более всех - Врубель и Блок - этот лермонтовский мир поняли прежде всего как противопоставление демонического и божественного, христианского. Какое же двоемирие воплощено в спектакле Олега Погудина?

Прежде всего: Лермонтовых в спектакле двое. Один – тот самый земной Лермонтов, который слышит о своей прискорбной непохожести на пушкинское очарование, уязвляется, остро переживает одиночество и в столице, и на войне. И все же пишет стихи, и читает их для себя и неведомого читателя. Д.Можаев, играющий «земного» поэта, чувствует стихи очень чутко, что, скажу откровенно, в театральном чтении встречается не часто. Но – думаю не случайно, что этот юный земной Лермонтов (в программке этот персонаж назван «Лерма» - так поэт подписывал свои письма) появляется в верхнем ярусе только раз. И не в роли, самого себя, а в разыгранной сцене дуэли Ленского и Онегина. .

Второй Лермонтов – это и есть подлинный Поэт, душа поэта, в которой земная жизнь преображается в стихи и музыку. Этого Лермонтова, вернее его подлинную душу творца и воплощает в спектакле О.Погудин. Этот, подлинный Лермонтов уже почти не слышит земных пересудов, не оскорбляется: в нем ощутимо воздействие совсем иных, небесных сил, направляющих волю поэта к иному миру. Но было бы упрощением противопоставить Лерму и Лермонтова: так или иначе они оба поэты, оба пишут и читают стихи, оба надевают и снимают мундиры, оказавшись на войне. Наконец, романс «Выхожу один я на дорогу…» поют оба, соединив земное и небесное начало в едином творческом акте.

Один из самых загадочных для меня диалогов между главными героями – момент, когда именно Лермонтов вызывает земного Лерму на дуэль. Как объяснить этот вызов? Лермонтов, принадлежащий прежде всего божествен-ной сфере, стремится уничтожить земное, суетное начало, убив себя чужими руками? Автор литературного сценария намекает на легенды вокруг последней дуэли Лермонтова, о которой говорилось, что Лермонтова влекла смерть и что по сути дела он использовал пустой предлог, чтобы уйти из жизни? У меня нет окончательного ответа на этот вопрос.

Две героини тоже вряд ли могут быть безоговорочно отнесены к разным мирам. Когда-то я обратила внимание на антиномическую пару - «демоническая и идиллическая героини» в европейской и русской литературе. Здесь не место говорить об этом сюжете подробно, есть опубликованная статья. Скажу только, что в тонкой и глубокой женщине, которую играет Е.Коробейникова, конечно, опознаются черты идиллической героини, но назвать героинь Ю.Стожаровой (каждая актриса воплощает несколько женских образов) демоническими было бы явной натяжкой. Может быть, ее героини более поверхностны, больше вовлечены в светский обиход, но инфернальное зло им несвойственно. Возможно, у Лермонтова и вообще отсутствует демоническая героиня, и не случайно символисты так охотно видели в лирике Лермонтова предтечу образов Вечной Женственности в русской литературе.

Наконец, не могу не сказать, что в отборе текстов в спектакле явно ощутимо некое отстранение от гражданских стихотворений. «Смерть поэта» и «Валерик» - и это почти все. И они не поются, а читаются. Ни «Жалобы турка», ни «Дума», ни «Как часто, пестрою толпою окружен…», ни даже «Родина» в спектакле не звучат. На первый план выходят философские, любовные, элегические мотивы, - именно так и читали Лермонтова поэты Серебряного века, уходя от злободневности, политизированности. Но если в первом варианте лермонтовской программы у О.Погудина «Валерик» был самым важным ключевым текстом, то в новом спектакле его не случайно читает земной поэт – «Лерма». Ничего удивительно в таком отборе нет: жанр русского романса почти не связан с гражданской лирикой и, можно сказать, сам отбирает для себя тексты. Теперь, в новом спектакле, все творчество Лермонтова объединяется иным началом, которое я осмелюсь связать с моделью мистериальной биографии поэта, о которой и говорили в эпоху Серебряного века символисты.

Суть мистериальной сюжетной схемы - разрушение изначальной целостности мира (его демонизация! – случайно ли композиция начинается арией Демона из оперы Рубинштейна?) - прохождение через страдания, хаос, смерть (одиночество, любовные драмы, война) - обретение высшего знания о тайной сущности мира, воссоединение с божеством и восстановление гармонии («Ангел» как законное завершение мистериального сюжета). Повторю, что написала в отклике на первую редакцию «Лермонтова»: суть драматургического целого, мистериального сюжета - приближение одинокого страдающего человека к Богу, сопротивление злу в человеческой душе и возможное (только возможное!) просветление сознания и обретение силы там и тогда, где, кажется, это и невозможно. И это относится и к любовной теме ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), и к земному существованию человеческой души, неизбежно сталкивающейся со злом, но помнящей о небе ("Ангел").

Понимаю, что написала вроде бы и много, но сумела ли выстроить свои впечатления в целостную картину, не ясно самой. И не исключаю, что создатели спектакля с моим прочтением могут и не согласиться. А я напоследок еще скажу о самом важном: всего этого не было бы, не будь спектакль в руках удивительных исполнителей – и оркестрантов (воистину 7 человек сумели напомнить о блоковском «мировом оркестре», который то явно, то неявно сопровождает земную жизнь, напоминая о космическом божественном целом, и блестящего О.Погудина, взявшего на себя не только исполнение романсов, каждый из которых превращался в драматическое автономное целое, но и роль режиссера-постановщика. Здесь лучше поставить многоточие. Об этом сложном и блестящем спектакле думать придется еще долго.

Галина Титоренко:
Уникальная блистательная музыкально-драматическая история по стихам и прозе М.Лермонтова, А.Пушкина с отрывками из писем современников Лермонтова. Автор, режиссер-постановщик, Поэт – Народный артист России О.Погудин.
Спектакль двуязычный, двухуровневый, пленяет сразу. Начало - «Романс демона» Рубинштейна:

«На воздушном океане,
без руля и без ветрил,
тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;…»


Рисунок спектакля сложный, действие то стремительно развивается, то замирает – раздумья, воспоминания. Музыка и чудное несравненное звучание романсов заполняют все пространство! Блестящая режиссерская работа. В художественном высказывании сердце умнее разума. И не холодным аналитическим умом, оценивающим сюжетную линию, художественные приемы, выстроенность мизансцен и режиссерские находки (коих немало!), а горячим сердцем очарованного, восхищенного, благодарного зрителя всеохватно и целиком принимаешь происходящее на сцене - и там, наверху, и на лестнице, и здесь, рядом с тобой! Принимаешь все во всей цельности, красоте, смене тональности и настроения, величии и исповедальности лермонтовского слова!

Как это волнительно, когда зритель практически включен в действие спектакля, он не столько созерцает, сколько живет вместе с героями - шорох платьев, вальсируют пары, у столика с чернильницей и пером Лермонтов в раздумьях над листом бумаги. А вот другой Лермонтов уже у колонны читает строки из стихотворения «Валерик». Он только вышел из боя. Пошатнувшись, задевает плечом колонну. Какой накал чувств! Они теснят грудь, дыхание прерывается, мне казалось, герой Лермонтова с такой силой расстегивает шинель, что сейчас пуговицы посыплются на пол. Звучит голос, и так зримо предстает картина сражения.

«Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили,
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной, и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.»


«Я к вам пишу» повторяется, и, кажется, что звучит уже для нас, что через время поэт обращается к нам:

«Я думал: Жалкий человек.
Чего он хочет! небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?»


Когда идет война, происходит переоценка ценностей, меняется многое. Те, кому пришлось участвовать в сражениях, возвращаются в мир другими. Как и «Валерик», не единожды звучат строки стихотворения «На смерть поэта». И появляются Онегин и Ленский, их дуэль. Особый колорит придает спектаклю звучание романсов, стихов, отрывков из писем на французском языке. Как драгоценны, неповторимы прозвучавшие в спектакле романсы! С юности любимые строки гениальная музыка и непревзойденное исполнение О.Погудина, позволяют услышать их по-новому.
«Не выплаканные слезы по эту сторону век» (В. Босенко. «Портрет Олега Погудина»). Это состояние длилось весь спектакль. Как в этот вечер прозвучало «Оправдание»!

«И будет спать в земле безгласно
То сердце, где кипела кровь,
Где так безумно, так напрасно
С враждой боролася любовь;
…Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас иной
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой»


Космос Лермонтова, о котором немало написано, как мне представляется, это не просто художественный образ, а видение мира человеком, познавшим величие Бога.

«В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?»


Самым глубокое впечатление оставил романс «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою». Много раз слушала в записи, но здесь… Так мощно, трагично звучит вступление, а обращение к Божией Матери так тонко, так нежно, моление о «душе невинной» «теплой Заступнице мира холодного» потрясает! Простая и поразительная антитеза - «мощь долгих раздумий и переживаний поэта». Гениальное стихотворение, гениальное исполнение.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.


Вот уже десять дней как отзвучали горячие овации О.Погудину, актерам и музыкантам, всем кто причастен к созданию прекрасного театрального действа, и до сих пор звучат в душе и в памяти романсы, прекрасная музыка, вспоминаются отдельные сцены, и во всем – он, Лермонтов. Живое его присутствие. Нужно просто видеть и слышать. Сердцем.
Хочется снова и снова услышать и «Сон», и «Портрет», и «Утес», и «Нет, не тебя так пылко я люблю!», увидеть О.Погудина, Д. Можаева, Е.Коробейникову, Ю.Стожарову во всех их ипостасях. Каждый из актеров играет несколько ролей. И, хотя это «классический театральный прием», как ярко он представлен в выдающемся спектакле Театра Романса Олега Погудина!

Летняя премьера «Лермонтов. Вариации. Золотой век» была восторженно встречена зрителями, ее по достоинству оценили специалисты. Слова президента музея-усадьбы «Тарханы» Т.М. Мельниковой, обращенные к О.Погудину, можно отнести и к спектаклю в ТЕАКАМЕ: «Это очень трудная вещь, чрезвычайно богатая и по смыслу, и по собранным произведениям. Вам удалось перенести нас в лермонтовскую эпоху. Эта речь на двух языках, эти танцы, жесты и манера вести себя, музыка, отвечающая времени, и, конечно, стихи Лермонтова, его слово. Оно воссоздает атмосферу того времени, в которое жил поэт, а без этого понять его просто невозможно».
Счастливой сценической жизни прекрасному спектаклю!

Олег Погудин:
Наш Лермонтов живёт!, более того, он и вправду великолепен, как и сам Михаил Юрьевич! Пишу это спокойно и радостно, не опасаясь нисколько нескромности, ни каких-либо странных или сложных коннотаций. Всё просто и естественно: наша безграничная любовь к одному из величайших русских гениев, и в ответ на это - его ощутимая и реальная помощь и поддержка. Чудесным для меня является то горячее и совершенно естественное проявление щедрой зрительской любви к этому материалу, эпохе, стилю, к собственно личности и гению Лермонтова, такая реакция, такая любовь даёт мощнейший заряд, стимул к работе и творчеству, а ещё даёт надежду, и даже уверенность в будущем!
Ждём вас к нам на Лермонтова, вопросы мы ставим серьёзные, но и ответы на них вместе с Лермонтовым и гениальными авторами музыки на его слова даём правдивые, живительные и красивые!



Следующий «Лермонтов. Я к вам пишу» 19 декабря, в ТЕАКАМе
https://teakam.ru/playbil....-pishu-
https://vk.com/id71043....0438937
https://teakam.ru/playbil....-pishu-
Прикрепления: 0208525.jpg (25.9 Kb) · 6825542.jpg (40.4 Kb) · 2558384.jpg (30.1 Kb) · 5102729.jpg (37.0 Kb)
 

Форум » Размышления » Впечатления от концертов... » 22.11. 2023. Москва, театр Е.Камбуровой ("ЛЕРМОНТОВ. Я К ВАМ ПИШУ...")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: