То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!
Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой…
Когда я слышу эту песню, которая так сильно берет меня за душу, то как-то невольно всегда начинаю задумываться и об ее исполнителе, который, вот уже какой год не перестает меня поражать и не только своим певческим мастерством и талантом. При всей своей европейской образованности, Олег, вместе с тем, очень русский человек – так чувствовать народную песню может только по-настоящему русский и тут никакими уроками этого не достигнуть. Это может идти только из самых глубин души и этому не научить – это впитывается только с детства. А Олег не понаслышке знает и деревенскую жизнь.
За эти годы случались встречи с людьми, которые знают Олега не только по сцене, и вот постепенно накапливая их впечатления от общения с ним, я не перестаю удивляться, насколько же это разносторонне образованный человек – только вот не понимаю, а где он берет на это время? На нашей современной сцене другого такого точно нет.
Олег берет со стола листок бумаги и подходит к микрофону.
Я взял в руки лист бумаги, чтобы… чтобы точно прочесть, чтобы использовать те слова, которые написаны гениальным русским поэтом, не самым, может быть, любимым в нашем Отечестве - во всяком случае, вспоминая свои школьные годы, я должен тоже с горечью сказать, что читать его стихи не было самым большим удовольствием, не было самой большой радостью. Но с годами я понимаю все больше, что, наверное, это один из самых… из самых правильных и точных голосов русской литературы, один из самых правильных и точных голосов русской души. А то, что он горький, то, что он ранит в самое сердце – это тоже обстоятельства нашей жизни, которые, как выясняется, за последние, по крайней мере, два столетия никуда не денешь и никак не изменишь. Может быть, у меня есть такая… это не мечта, есть пожелание. Оно так уносится в пространство, но, может быть, его там – в пространстве, как-то это преломит и как-то это пожелание услышится. Мне очень хочется, чтобы настольными книгами наших ответственных людей - те, которые отвечают за судьбу нашего Отечества, были такие книги и чтобы обязательно на их столе, хотя бы иногда появлялись стихи, в особенности поэмы Некрасова.
Поэма «Мороз Красный нос» достаточно хорошо известна. Мы читали ее еще в школе, но, вот, во время моей школьной жизни, в тот отрезок, в тот период невозможно было себе представить такую судьбу человека. Я не ностальгирую по советскому времени, я просто отмечаю спокойно, насколько дает мне мое сердце спокойно отмечать тот факт, что сегодня в нашем Отечестве эти обстоятельства могут повториться, а возможно и повторяются. Вот самое замечательное у русских писателей и поэтов это то, что даже, когда их голос звучит осуждающе, он никогда не требует ничьей крови, он никогда не требует ничьей моментальной ответственности за то, что происходит. Но это однозначно всегда голос неспокойной совести - совести, которая никогда не может смириться с тем, что прекрасная женщина раздавлена обстоятельствами жизни не потому, что жизнь плохая, а потому, что ничье сердце из тех, кто обязан был откликнуться на ее горе, не откликнулся. Но я прочту часть из самого финала поэмы, совсем короткую. Она мне бесконечно дорога - так же, как тургеневский текст из «Певцов». Она мне бесконечно дорога совершенно фантастическим, потрясающим пониманием, что такое русская песня. Поскольку начинаю я… вот, кусок выбран из поэмы достаточно произвольно, позволю себе напомнить, что это последние минуты крестьянки Дарьи, которая замерзает в лесу, замерзает в фантазии, замерзает и…
В сверкающий иней одета,
Стоит, холодеет она,
И снится ей жаркое лето -
Не вся еще рожь свезена. Чу, песня! знакомые звуки!
Хорош голосок у певца...
Последние признаки муки
У Дарьи исчезли с лица.
Душой улетая за песней,
Она отдалась ей вполне...
Нет в мире той песни прелестней,
Которую слышим во сне!
О чем она - бог ее знает!
Я слов различить не умел,
Но сердце она утоляет,
В ней дольнего счастья предел. В ней кроткая ласка участья,
Обеты любви без конца...
Улыбка довольства и счастья
У Дарьи не сходит с лица.
Какой бы ценой ни досталось
Забвенье крестьянке моей,
Что нужды? Она улыбалась.
Грустить мы не будем о ней.
Нет глубже, нет слаще покоя,
Какой посылает нам лес,
Недвижно бестрепетно стоя
Под куполом зимних небес.
Нигде так легко и привольно
Не дышит усталая грудь,
И ежели жить нам довольно,
То негде нам слаще уснуть!
И почти не делая паузы тут же начинает звучать мелодия… И это был поистине гениальный переход: ничего более лучшего даже представить себе невозможно… И меня это, действительно, потрясло до глубины души… Вот тебе и давно знакомая программа, от которой, казалось бы, уже не ожидаешь ничего нового…
Ах, не одна, да не одна во поле дорожка…
Это было настолько изумительно во всем своем очаровании, во всей своей особой красоте русской печали, что перехватывало дыхание. И все равно – никакими словами даже в малой доле этого не объяснить и не передать… Это было что-то совершенно невероятное! И вот как серьезно надо было продумать программу, чтобы она вновь так сильно взволновала и поразила сотни людей, которые ее слышат далеко не первый раз?
Несе Галя воду,
Коромисло гнеться,
За нею Іванко,
Як барвінок в'ється…
Скільки не стелився
Ти не поливала,
Скільки не вертався
Ти не шанувала…
Ну, тут даже и говорить ничего не надо – дай волю, сейчас бы ползала пустилось бы в пляс! И по всему чувствуется, что Олегу сегодня и самому хорошо и радостно, иначе он не стал бы так много говорить. Видимо, это была потребность его души…
Если позволите….(голос из зала: «Конечно!») Мы редко в последнее время поем эту песню. Мне кажется, раньше пели ее чаще. Мне очень хочется пожелать нашей земле счастья. Нашей земле во всех ее уголках и входящих нынче в ее географические границы, и входивших ранее. Во всяком случае, этих границ не существует не только в моем сердце, в сердцах очень многих людей. Не только в сердцах, а просто в физиологии, поскольку мы, даже говоря на разных диалектах, в принципе, мы все говорим об одном и том же. К тому же…, к тому же, на самом деле, хочется пожелать всем счастья. Оно вроде бы призрачно, оно вроде бы очень… хотя нет, не буду врать и не буду говорить каких-то слов неправильных. Счастье существует: мы его видим, видим нередко, как правило, со стороны. Мы его успеваем коснуться, удержать его могут очень немногие из нас. И когда те, которые удерживают, они понимают, что нужно очень многим, вернее, очень ко многому относиться не так всерьез. Не беречь чего-то, чтобы беречь и понять и почувствовать и, может быть, иметь самое главное. Самое главное иногда бывает очень простым, хотя…, хотя очень трудно его удержать, потому, что идут годы, а ничто в нашем Отечестве не меняется (смеется). Но, правда, знаете, вот, может быть, это ведь какое-то определенное… видовая его стойкости - вот такая неизменность. Не знаю. Я не хочу говорить грустных слов: в конце концов, каждый из нас проживает свою жизнь. Мы помогаем друг другу, мы слышим друг друга, мы чувствуем друг друга, мы разделяем одни и те же ценности, мы верим в одно и то же, мы дорожим одним и тем же. И, все-таки, каждый из нас идет своим путем. Может быть, самое главное… может быть… я сейчас не хочу опять григорианствовать, я не хочу, чтобы звучали банально, избито слова, которые говорили тысячи людей, но я хочу, чтобы эти слова звучали (с особой убежденностью) потому, что сейчас они звучат не часто. Если есть какая-то хотя бы…, хотя бы небольшая возможность сохранить мир и любовь в своем сердце, может быть..., может быть удастся помочь сохраниться миру и любви вокруг тебя. Об этом, кстати, следующая песня.
Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная!
Видно, хоч голки збирай.
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиноньку в гай…
Ти не лякайся, що нiженьки босi
Замочиш в холодну росу:
Я тебе, рiдная, аж до хатиноньки
Сам на руках вiднесу...
Да, это был поистине удивительный концерт, в котором Олег проявил себя не только, как великолепный, все время совершенствующий свой голос певец, но и как талантливый режиссер. И вот эта постоянная работа над каждой программой, наверное, тоже есть одной из тех неразрывных нитей, которые вот уже на протяжении многих лет связывают этого поистине уникального артиста с его постоянными слушателями, которые годами ходят на все его концерты.
P.S. Монологи Олега взяты из рассказа Ольги Васильевны, и за них ей огромная благодарность.