Столько грусти в той песне унылой,
Столько чувства в напеве родном…
Как диск луны дрожит в седых волнах,
Твоя душа видна в твоих очах.
Сияют кротостью они,
Не обмани, не обмани…
Что бледней ты, утро ясное,
Ты дубрава, мать зеленая…
В час, когда мерцанье
Звезды разольют
И на мир в молчанье
Сон и мрак сойдут…
Вьётся ласточка сизокрылая
Под окном моим одинёшенька…
О, будь же грусть заменой упованья!
Отрада нам - о счастье слезы лить!..
Напрасно надежда
Мне счастье гадает,
Не верю, не верю…
Мне кажется, что над таким знаковым романсом, как «Сомнение», Олег работал долго и очень серьезно: ведь он прекрасно понимал, что его исполнение обязательно будут сравнивать с шаляпинским. Ну, никуда от этого не уйти. И не каждый современный певец, работающий сегодня на эстраде, решится исполнять произведение, которое когда-то пел гениальный Шаляпин. Я несколько раз подряд прослушала запись и, во всяком случае, для себя сделала вывод, что Олег исполняет его ничуть не хуже Федора Ивановича, разница лишь в том, что один – тенор, а у другого бас.
Зал не просто аплодировал, он буквально взорвался аплодисментами, выражая певцу свое восхищение! Да, действительно, Олег с честью выдержал этот своеобразный экзамен…
Звучит «Жаворонок»… и так получается, что, как только я слышу его, тотчас же мысленно переношусь в огромный гостеприимный зал БКЗ, на его сцену, с голубым небом и белеющими облаками, где неоднократно уже имела счастье слышать этот дивной красоты романс, провожая уходящий год вместе с очень дорогим для многих из нас человеком… И вот эта необъятная по своим размерам сцена, всегда напоминает мне бескрайнюю степь с высоко синеющим небом и со звонкой трелью этой маленькой незаметной птахи, которую и разглядеть-то трудно.
Концерт закончен, но зрители делают вид, что они совсем этого не понимают. И Олег, улыбаясь, снова выходит на сцену.
Я встретил Вас…
Но, тут, как говорится, все комментарии излишни…
Да, сколько лет я уже убеждаюсь, что концерты Олега – это поистине, самый настоящий эликсир здоровья. Посмотрите, как разглаживаются, добреют лица, как с души уходит тяжесть, как светло и радостно становится на сердце и вновь кажется, что, несмотря ни на что – жизнь прекрасна! Вот такая есть замечательная особенность у этого петербургского певца – дарить людям Любовь и Радость.
Весь зал аплодирует стоя. Кстати, в продолжение всего вечера, как-то даже забылось, что зал неполный. Людской поток к сцене был настолько неиссякаем, что стол для цветов уже не мог выдерживать такого обилия… Поэтому, этот, весьма неприятный момент, как-то сам собою сгладился и Олег, слава Богу, в общем-то, никак и не прореагировал на это.
Когда Олега что-то трогает или он чем-то взволнован, у него возникает (счастливая для нас!) потребность высказаться, поделиться с нами своими размышлениями.
Огромное спасибо. Так - честно сказать, так - редко встречают сейчас этот репертуар. Есть немало хороших певцов, есть много прекрасных голосов, довольно хороших исполнителей… тем не менее, в каком-то вот досадном изломе нынешнего времени, еще не поломанном окончательно, еще не хрустнувшем в каком-то таком последнем сопротивлении, уже за пределами этого сопротивления, вот в этом нашем сложном - прекрасном и страшном времени, так - редко такое большое количество людей радуется простому, чистому, талантливому слову. Это само по себе уже сейчас счастье. Такие времена, наверное, приходят тоже, с какой-то… может, если кто-то задастся целью - может рассчитать… они приходят по какой-то тоже системе. Не бывает хороших времен исключительно, не бывает исключительно плохих времен, но времена окрашены по-разному. Наше время – время темное. И в этом темном времени, наверное, очень видны источники света, даже если они слабые и небольшие. Даже свечу очень хорошо видно, если кругом мрак. Трудно разглядеть свечу, когда ясный день, когда много прожекторов, но, когда темно, она становится источником не только света, но и тепла. Она согревает наши души. Иногда порывы ветра времени быстро гасят источники света, и, чем меньше их становится, тем… тем более ценно то, что мы еще умеем ценить: умеем ценить слово, умеем ценить небольшие искры света, умеем ценить и любить друг друга. Это самое, самое важное, самое необходимое при любых временах, в нашем времени - тем более. Я хотел бы, чтобы следующий романс прозвучал для прекрасной певицы, прекрасной души человека и для ее Памяти – для Валентины Васильевны Толкуновой.
Да, я знала, я была уверена, что Олег в сегодняшнем концерте обязательно почтит Память этой великой русской певицы. Но в «Элегии» мы немножко забылись, мы невольно оказались в другом времени и когда Олег произнес эти слова, я вздрогнула, как от внезапной боли и сразу спустилась на землю…
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он…
И Олег сбился, на секунду замолчав. Такое было впервые.
И не потому, что он забыл слова… вовсе нет. Надо было видеть его сейчас. Неподдельная скорбь на лице, почти закрытые глаза: у меня было чувство, что Олег одновременно пел и молился за упокой ее души. Вот поэтому так и получилось.
Я и сейчас корю себя за это: ну, как же – неудобно было выделяться, все же сидят… А надо было наплевать на все условности и встать. Почтить Память. Вот это я себе простить не могу и до сих пор.
А сам концерт оставил в душе светлую радость и много запоминающихся счастливых мгновений...
P.S. Монолог взят из отзыва Ольги Васильевны, которой, как всегда, большая благодарность за него.